Хотя организаторы протестной акции ждали 3000 человек. (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Корреспондент БК55 попал на место митинга «Нам бы выжить в Омске» почти на час раньше большинства участников. Несколько человек зябко переминались на площади у Музтеатра, бегая согреваться в ближайшие кофейни – верное подспорье всех митингующих на этом месте.
Люди переглядывались: идут свои или случайные прохожие? Поодаль топтались стражи порядка (спецмашины которых спрятали за зданием театра) и щурились, высматривая, когда подойдут руководители действа.
Но и так уже было ясно, что мероприятие ожидается куда более скромное, чем антикоррупционный митинг в минувшие выходные.
Наконец появилась главная омская «яблочница» и по совместительству координатор митинга Татьяна Нагибина в приметном белом пуховике. Её сопровождали Сергей Костарев и еще несколько помощников – они были нагружены плакатами и треногами для натягивания ленты, обозначающей место проведения акции.
Как по сигналу, к Нагибиной рванули полицейские. Впрочем, после быстрого разговора – очевидно, убедившись, что разрешение от администрации наличествует – они вернулись на свои позиции, где и простояли оставшиеся два часа.
Общественники начали под чутким руководством правоохранителей натягивать ленту и настраивать аудиотехнику. Толпа участников тем временем росла. В нее порой втягивались и случайные прохожие, услышав, что «митинговать будут, чтобы нас не травили».
Идеологически митинг получился «разноцветным», однако сегодня было не до политических диспутов. Тема оказалась равно животрепещущей для всех.
«Засветились», например, Николай Салохин, профессор-социолог из ОмГТУ, отрекомендовавшийся представителем незарегистрированного монархического движения «Сибирский Народный Собор», и Евгения Лифантьева, пресс-секретарь местного обкома КПРФ, вооруженная алой папкой для сбора подписей.
Марксист-одиночка Юрий Архаров бродил в толпе, тут и там находя повод для политической дискуссии. Поправляя шапку с гербом СССР, волновался: дадут ли ему выступить? На определенные ассоциации наводил и плакат с лозунгом: «Нам здесь жить», созвучный названию проекта депутата Андрея Голушко. Мелькнула среди участников Натела Полежаева.
«Митинг общегражданский, но главная здесь Нагибина. Такой «яблочный фьюжн», – подытожила Евгения Лифантьева.
Татьяна Нагибина как раз появилась у микрофона. За её спиной ассистенты развернули красочные плакаты, которые рисовали явно не накануне ночью – заранее. Плакаты содержали «благодарности» за «чистый» воздух и обыгрывали грустную шутку про «город-пень», сменивший «город-сад».
«Я не могу сейчас сказать, кто этим занимается. Но обвинения почему-то идут в сторону только одного завода, хотя в Омске их достаточно. Считаю, что мы заняли правильную позицию. когда вышли против строительства кремниевого завода. Иначе мы вдобавок получили бы еще и выбросы оттуда», – высказалась глава омского «Яблока».
Также она рассказала, что безоговорочно верит тем, кто сообщал о заболевших из-за выброса детях, потому что и сама чувствовала себя плохо: пришлось посещать аллерголога, дерматолога и невролога разом.
«Я не знаю. какую цель преследуют наши власти, но явно не ту, чтобы население увеличивалось», – добавила Нагибина.
Получил-таки несколько минут у микрофона переживавший на этот счет Юрий Архаров. Он был категоричен, держась заветов марксизма: мол, замалчивание причины и виновника выбросов – выгодны кому-то из владельцев местных предприятий. А когда он начал призывать граждан взять власть в свои руки – адресаты пламенного спича нервно заозирались: не начнут ли прямо сейчас «винтить» всех без разбора? К счастью, обошлось.
Высказалась и молодежь. Школьница Лиза прочитала стихотворение собственного сочинения. Не совсем гладкое с точки зрения законов стихосложения, оно получило свои аплодисменты за эмоциональный заряд отчаяния в строке: «не хочу умереть в 25 от рахита и рака».
Несколько подростков устроили краткий ликбез на тему, как быстро и правильно надеть противогаз. Единственная проблема, отметили молодые люди, в том, что: «Ты в противогазе можешь спокойно дышать, но тебя никто не услышит».
Интересно, поняли ли сами ребята, как много в их шутке правды? Ведь в течение прошедших недель это и в самом деле своеобразная «дилемма омича»: молча дышать, пока дают, либо говорить о проблемах, но при этом рисковать собой...
Сергей Костарев сегодня был краток. Перед выступлением он решил «разогреть» присутствующих.
– Мы хотим быть здоровыми? – задал Костарев риторический вопрос.
– Да! – откликнулись омичи.
– Мы недовольны, что нас травят одорантом? Тут тоже надо кричать: «Да!» – подсказал эколог.
– Да! – включились горожане.
«Эта ситуация с одорантом, когда мы две недели нюхали эту гадость, показала, насколько Омск плох с точки зрения состояния атмосферы, – уже серьезно продолжил Костарев. – Я занимаюсь этим профессионально десять лет и знаю ситуацию изнутри как эколог. В Омске очень плохой воздух. Прямо сейчас, здесь, в воздухе присутствует несколько десятков гадостей, по которым превышены ПДК. И людям об этом даже не говорят. Почему? Боятся! Потому что бы должны будем требовать компенсации ущерба нашему здоровью».
Общественник пояснил, что нельзя игнорировать ситуацию, думая: «ну поболела голова, да и прошла. Воняло – и перестало». Он предупредил – то, чем омичи могли надышаться в течение марта, способно отразиться на их здоровье в будущем и призвал не пускать ситуацию на самотек, продолжая обращаться во все возможные инстанции и ведомства.
Далее тематика митинга свернула в иное русло: начали обсуждать благоустройство города. Участники, привлеченные главным образом экологической тематикой, стали постепенно сворачивать плакаты и расходиться, оставляя активистам последние подписи. Как сообщает страница митинга «ВКонтакте», их собрали 330.
Ожидаемых трех тысяч человек организаторы так и не дождались. Однако и этого, как они надеются, будет достаточно, чтобы резолюция, которую доработают по итогам митинга, отправилась к Президенту, премьер-министру, генпрокурору РФ, а также на столы местных властей.
Кстати, как заметила Татьяна Нагибина, на митинг приглашали высказаться и мэра, и губернатора. Тем не менее, не дождались ни их, ни кого-либо из чиновников вообще.
И это говорит само за себя...
Фото: Максим Самылкин, Анастасия Трифонова