Новости. Омск


священник, театральный критик


Брат наш Башмачкин

Балет-фантазия «Шинель» по мотивам повести Н.В. Гоголя в Омском музыкальном театре. Либретто Владимира Романовского, главного балетмейстера Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл», хореограф-постановщик - Надежда Калинина (СПб), художник-постановщик - Сергей Новиков (Спб).

Люблю Гоголя, ревностно отношусь к воплощению его произведений в кино и на сцене, но о спектакле «Шинель» могу уверенно утверждать, что повесть его не только не испорчена, сознательно или случайно, но сценически обогащена. Мрачноватое, безрадостное впечатление от чтения повести снимается, наполняется красотой и гармонией, остаются лишь легкая грусть и печаль о несбывшемся. Тоскливые события повести особенностями искусства балета и талантом постановщиков окрашиваются в поэтические тона и освобождаются от бытовых деталей унылого существования титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина (заслуженный артист РФ Сергей Флягин).

Волею художника-постановщика Сергея Новикова сцена освобождена для танцев, на нее вкатываются временами лишь специально изготовленные ажурные стулья, да широкий стол портного Петровича (Валентин Царьков), который, по обычаю портных того времени, сидит на нем босиком, подвернувши под себя ноги, как турецкий паша. Художник с любовью, тонким вкусом и легкой иронией насытил действие такими деталями, которые зрительно заменяют образный язык Гоголя: живописные заплаты на кафтане самого портного, кроваво-красные перчатки у трех грабителей, маленький в отличие от других стульчик для Башмачкина, кривоватые окна на изображении доходного дома и пр.

Живописными, музыкальными и пластически-танцевальными способами передаются особая петербургская атмосфера и даже климат города, когда под колдовскую, глубинную, затягивающую, как в омут музыку слышатся завывания вьюги, а солисты лежа выкатываются со сцены. Роскошная музыка Баха, Генделя, Шостаковича и других композиторов позволяет выразить различные оттенки чувств и переживаний персонажей, а солистам выразить их в танцах.

Замечательно украшают спектакль два женских персонажа, которых нет у Гоголя, одна в белом (солистка балета Анна Маркова), другая в красном (В. Якименко). Первая значится под названием Перо, что означает гусиное перо, которым раньше писали. Это вполне логично, т.к. переписывание бумаг было любимым занятием главного героя спектакля, доставлявшее ему наслаждение: «казалось, в лице его можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». Либретто я прочитал после спектакля, на котором самостоятельно воспринял танцующую Анну Маркову гораздо шире – как душу, как светлую мечту Башмачкина, была же она у него. Анна Маркова исполняет свои танцы прекрасно, она великолепно одарена физически, имеет классическую женскую фигуру. Она – украшение спектакля, придает ему художественную целостность и выразительность.

Вторая фигура, в красном, обозначена в программке как Воровка, но и ее значение гораздо шире. Красный цвет ее, а также некоторая наигранная вульгарность поведения символизируют трагическую судьбу титулярного советника и вообще всякое трагическое начало. Она картинна, изящна, эффектна и достойна любования, несмотря на свой статус воровки.

Исполнение главной роли Башмачкина Сергеем Флягиным также вызывает восхищение. Он не только виртуозный танцор, но и отличный мим. Его лицо и фигура выражают характер жалкого, незаслуженно обижаемого человека, но который никому не делает зла, и которого сам Гоголь представляет его же словами: «Я брат твой». Воплощение Флягиным образа Башмачкина на сцене идеально.

Еще один яркий национальный тип – портного Петровича талантливо создает солист балета Валентин Царьков: он темпераментный и сентиментальный, расчетливый и уступчивый, выпивший и трезвый, строгий и заботливый. Он умеет трудиться и гордиться результатами своего труда. В этом отношении характерна умилительная сцена, когда Петрович приносит в платке сшитую им шинель и с трогательной любовью примеривает ее на Башмачкина.

Радует уже первая картина спектакля, когда маленький мальчик Акакий выходит из висящей отцовской шинели, как бы напоминая слова Ф.М. Достоевского, сказанные им о писателях, что все они «вышли из «Шинели» Гоголя. Он влезает на стол и начинает писать перышком, прообразуя свою судьбу титулярного советника, а мама любовно наблюдает за ним. Так же выразительно сделана и последняя картина, когда обрушивается полотно задника с изображением доходного дома и накрывает всех, под ним еще трепещущихся, но постепенно затихающих – финиш, смерть Башмачкина, но и всех обидчиков его.

Башмачкин представлен жалким и комическим, но вместе с тем в его душе ощущаются творческие силы и самоотвержение, он по-своему велик. По этим причинам спектакль не вызывает чувства безысходности, но – благодарности к артистам и постановщикам. Долго звучат аплодисменты и крики «браво». В Омске есть замечательный балет, прекрасные профессиональные солисты, есть и зрители, способные по достоинству оценить его.


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Атеист.12.04.2013 20:06:13
....главный атеист современного запада, учёный-этолог, оксфордский профессор по кличке анти-папа, написал книгу для детей- чтобы привить новое поколение от "религиозной отравы"....
РИЧАРД ДОКИНЗ

ДОКИНЗ:В британском журнале MENSA было как-то опубликовано одно метаисследование, объединяющее 43 различных изыскания о том, как соотносится образование, интеллект и религия.
Оказалось, что чем умнее человек, тем выше вероятность того, что он окажется атеистом.

Вы согласны?
Почему в сквере им.30 летия ВЛКСМ, напротив транспортной академии, попы решили установить часовню? У нас- светское государство? Почему не памятник КУТИЛОВУ?
0
0
ХунтинПуй.13.04.2013 21:51:31
В городе уже нечем дышать от часовен и церквей. Ну сколько ж можно? Дождутся ПГМщики, что народ начнет взрывать на* ваши п* церкви.
0
0
ольга.14.04.2013 20:31:28
Два идиота.
0
0
атеист.15.04.2013 02:50:35
одна дура.
0
0
Strug.26.04.2013 22:02:36
А ведь это предсказанно в Библии-отвернутся люди от церкви в последниие времена!Всё как раз наоборот-чем образованней человек,тем религиознее.Многие крупнейшие учёные после своих иследований только больше уверовали.Например-Энштейн.
0
0
Посторонний.29.04.2013 12:07:17
Strug, не надо писать бред. Паскаль когда уверовал, тогда же и кончился как мыслитель и ученый и не создал больше ничего. Эйнштейн, говорите, верил в бога? Да кто вам это сказал? Ну почитайте же вы сначала о нем хотя бы в Википедии что ли, потом пишите.
0
0
ХунтинПуй.29.04.2013 12:57:49
Strug написал 2013.04.26 22:02:36

чем образованней человек,тем религиознее

Strug, это неверное утверждение. Вы, как я понимаю, верующий. Тогда почему пишете с ошибками? В школе учитесь? Учитесь лучше, неграмотные стране не нужны, они нужны только путину и гундяю, но их время заканчивается.
0
0
05 декабря 2017
2427 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]