Новости. Омск


священник, театральный критик


Почему Лия Ахеджакова так не любит Россию?

Отзыв о спектакле по пьесе Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин» под руководством и при участии Лии Ахеджаковой в Омске 26 ноября 2015 г. Режиссер Марфа Горвиц.

Чтобы представить себе содержание спектакля, следует вспомнить «Женитьбу» Н.В. Гоголя. В ней жених позорно сбегает от своей невесты в самый неподходящий момент, перед свадьбой. Он струсил, передумал. У Улицкой жених сбегает безо всякой видимой причины сразу же после свадьбы. Как и у Гоголя, здесь есть шустрая сваха, в роли которой выступает мать жениха, и открытое окно, из которого исчезает персонаж, и юная безобидная невеста. У Гоголя она характеризуется словами свахи Феклы: «Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком, сладость такая, что и рассказать нельзя». В пьесе Улицкой по той же схеме читаем слова мамы жениха: «Я нашла ему такую девочку! Золото, а не девочка! Чистый брильянт! Да он ногтя его не стоит». Принципиальным отличием в сюжете спектакля является лишь присутствие так называемого пятого пункта (национальность) личной анкеты гражданина СССР.

Однако разберёмся по порядку. Жили-были две стареющие двоюродные сестры: Эсфирь Львовна, портниха (народная артистка России Лия Ахеджакова) и Елизавета Яковлевна, акушерка (заслуженная артистка России Александра Ислентьева). Родились они в Бобруйске, а теперь живут в Москве, в разных квартирах на Божедомке. Заметим, у Гоголя Агафья Тихоновна, купеческая дочь, проживает тоже в Москве, в Мыльном переулке. Сестры ходят друг к другу в гости и вспоминают свою жизнь. Главным воспоминанием остается то, что все их многочисленные родственники и знакомые погибли, когда пришли немцы. Расстреляны все в один день за городом: фрачник дедушка Натан, получивший серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за пошитый им фрак; золотошвейка бабушка Роза, лучшая мастерица в городе; дядя Яков, портной Гирша, первенец Эсфири Илюшечка, и Винаверы, и Брауде, и Ехелевити, Кагановские и Танечка Шапиро с детками…

О гибели родных и близких напоминается вновь и вновь, и становится бесконечно жаль их всех. Участь других не легче. У дедушки с бабушкой Эсфири было шесть сыновей: Арон, Исаак, Саул, Лейб, Рувим и Яков. Все они вымерли, кроме мамы Эсфирь, от туберкулеза. В довершение всего разрушено и еврейское кладбище в Бобруйске. Тяжело жилось им в России, хуже всех.

Главная цель «последней местечковой еврейки» Эсфирь, как её представляет автор пьесы, – женить сына Лёву, который, между прочим, на сцене так и не появляется, на чистокровной еврейке, чтобы продолжить род. Это её всепоглощающая идея. Она доказывает невестке, что род её произошел по прямой линии от Адама, и никакие цари и короли не идут с их родом в сравнение: «Какие короли? Какие цари? У них знаешь, сколько всего намешано. А мы по прямой линии. Избранный народ, доченька!».

В этом вполне естественном желании Эсфирь терпит катастрофическое поражение, которое она перенесёт в конце с великим достоинством. Она едет в Бобруйск и привозит оттуда, как она думает, чистокровную еврейку Сонечку (Надежда Лумпова), которая послушна, как овечка, и не возражает выйти замуж за Лёву, которого она еще не видела, но это в библейских традициях. Достаточно вспомнить, как привезли невесту Ревекку сыну Авраама сорокалетнему Исааку. Только та ехала на верблюде, а эта на электричке. Авраам, предчувствуя свою кончину и потеряв уже 127-летнюю жену свою Сарру, решил женить сына своего. Он призвал старшего раба своего и сказал ему: «Клянись мне Господом, Богом неба и земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь на родину мою, к племени моему, и приведешь оттуда невесту Исааку, сыну моему». Раб тот поехал и, по благословению Божию, встретил прекрасную Ревекку, которая согласилась стать женой неведомого ей Исаака.

Сын Лёва нынешней Эсфири, до сих пор бывший полностью под властью матери, внешне согласился на брак, но в душе не принял свою суженую и не по-библейски, и даже не по-советски сбежал в первую же ночь после регистрации брака, оставив записку на столе, что срочно командирован в Новосибирск. Он даже не переспал с ней, хотя имел на это вполне законное право. По мысли Улицкой, он, вероятно, проявил благородство, выражаясь библейским слогом, не познав её, т.к. не собирался с ней жить.

Однако это противоречит тому, как характеризует его прежнюю жизнь сама мать: «Он же патологический тип! С чего он начал? В 16 лет спутался с Лидкой, и десять лет я не могла его отодрать. Ты бы её видела! Старуха! Ей было 25, и она дважды была замужем. А уродка. Глаза как блюдца и вот такая голова, и ростом как пожарная лестница. Лёвушка ей понадобился! Бессовестная! Теперь берем дальше. Только с ней распутался, я думаю, слава Богу! Нет, не слава Богу! Он же патологический тип! Опять нашел себе старуху! И теперь, когда я нашла ему такую невесту, он убежал! Если он не выполнит моей воли, он мне не сын! Всё! Генук!».

Эсфирь можно только пожалеть, она получает первых два удара. Оказалось, Сонечка воспитывалась у Винаверов, но была приемной, взятой из детдома, так что она не вписывалась в прямую линию от Адама. Её еврейское происхождение оказалось под сомнением, а Елизавета прямо заявила сестре, что у сироты Сонечки нет ни капли еврейской крови. Эсфирь, изменяя себе, с интернациональным пафосом свидетельствует о вековых страдания своего народа и всё равно готова принять Сонечку: «Это сиротская горькая несчастная кровь! А ты говоришь – нет еврейской! Это же самая разъеврейская кровь!».

Вторым ударом для матери был под видом командировки побег сына. Три месяца она с Сонечкой ждала его возвращения, пока он не написал просьбу прислать документы на развод с Сонечкой, поскольку ему надо зарегистрироваться со своей очередной не чистых кровей «старухой», которая беременна от него.

Одновременно «овечка» Сонечка случайно забеременела от своего русского школьного друга Вити (артист Глеб Пускепалис). Она, по мнению автора Улицкой, не виновата, просто потеряла бдительность. Сонечка объясняет это романтическое событие так: «Да почти ничего и не было. Было только одно мгновение, и всё…». Так комсомолец Витя, солдат из Кубинки, сумел оставить свой позорный след, испортив родословную славного рода. Этих новых ударов Эсфирь не выдержала и выбросилась из окна с неизвестно какого этажа, но осталась целой, т.к. упала на кучу картонных ящиков. Через короткое время Эсфирь одумалась и, вновь проявляя великодушие и прощая Сонечку, заявила: «Я удочерю Сонечку и найду ей мужа, хорошего еврейского парня». Прощает ей и беременность: «Пусть будет так! У нас родится мальчик, и мы назовем его Вениамином. Почему ты ничего не сказала маме? В твоем положении нужно хорошо питаться, доченька! И творог! И фрукты! И витамины!». Вот такой хорошей оказалась Эсфирь. Ради бездомной сиротки она готова отказаться даже от своей idée fixe.

Витя же выглядит неотесанным мужланом. Ему ничего не стоит помочиться с высоты залихватской струей в присутствии Сонечки. Сделано это, наверняка, с помощью клизмы, иначе в музыкальном театре, где состоялся спектакль, ему бы не позволили, несмотря на столичную прописку гастролирующего антрепризного коллектива.
Сюжетная линия между тем делает новый поворот. Вообразите, Витя оказался не только русским, что можно было бы еще простить, но и немножко антисемитом.

Раскрылся он случайно. Сонечка призналась ему, что беременна и между ними состоялся принципиальный, любопытный и неожиданный разговор, лишивший будущего их ребенка шанса быть с отцом:
«– Распишемся и поедем к моей матери. Вот она обалдеет! А бабка моя вообще с ума сойдет! Она ваших ужасно как не любит!
– Кого не любит?
– Да евреев она не любит.
– Правда?
– Да что ты так испугалась, плевать на неё. Мне-то всё равно. Я тебя знаю, ты девчонка хорошая, хоть и еврейка.
– Я вообще-то не совсем еврейка. Меня мама из детдома взяла. Но мама моя была еврейка. Ты объясни мне, что ты имеешь против евреев?
– Тьфу ты! Хорошо, могу объяснить! Пожалуйста! Потому что евреи хитрые, ищут, где бы лучше устроиться, чтобы поменьше работать и побольше загребать. А Лёва твой в лаборатории, на чистенькой работе триста рублей загребает. Они сидят, как тараканы в теплом местечке. Поняла теперь?
– Вить, ты говоришь что-то не то про легкую еврейскую работу. Моя мама всю жизнь за сто рублей в музыкальной школе работала. С утра до ночи. И Эсфирь Львовна не на легкой работе… и тетя Лиза. Нет, Витя, нет.
– Да ладно, брось ты! Меня эта тема вообще не интересует, я же тебе сразу сказал, мне всё равно.
– Я пошла Вить. Меня тошнит.
– Куда ты? Сонь, что с тобой? Тебе плохо?
– Да. Плохо. Уходи Витя и больше не приходи.
– Да ты что, обалдела, Сонька?».

На этом их роман закончился, прощается всё, кроме антисемитизма. Кто бы мог ожидать, что так восстанет именно «овца, овечка, послушная и кроткая», сама сомнительных кровей. Согласитесь, Витя не представляет собой ни пещерного, ни махрового антисемита, а так – пустяки, бытовуха. Его аргументы и выводы по воле автора пьесы Улицкой вообще малоубедительны, она могла бы привести гораздо более серьёзные для него, но Сонечки хватило и этого, чтобы гневно возмутиться тем, с кем она десять лет училась в школе бок о бок и не разглядела в нем антисемита. Её тошнит от того, что даже не её любовник, а где-то его бабушка не любит евреев, и порывает всякую связь с ним. Пусть Витя перевоспитывает бабушку. Согласитесь, в итоге Людмила Улицкая забавно подвела Сонечку под русскую поговорку: «Обманула: дать дала, а замуж не пошла».

Пьеса «Мой внук Вениамин» была написана в 1988 г., при советской власти, и тогда надо было иметь большую смелость, чтобы поднять подобную тему, но в настоящее время Людмила Улицкая стала гораздо жёстче. В интервью немецкому журналу она недавно сказала: «Я живу в России. Я русский писатель еврейского происхождения и христианского воспитания. Моя страна сегодня объявила войну культуре, объявила войну ценностям гуманизма, идее свободы личности, идее прав человека, которую вырабатывала цивилизация на протяжении всей своей истории. Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией. Культура потерпела в России жестокое поражение, и, мы, люди культуры, не можем изменить самоубийственную политику нашего государства».
В чем-то с ней можно было бы согласиться, но она забыла о том, что не русские националисты, которых и не всякий встретит, определяют ныне политику России. Огромное количество руководителей России с 1917 г. остается её соплеменниками по крови, особенно в культуре и в финансах. Россия сегодня находится в распоряжении чубайсов, гайдаров, швыдких и прочих, не к ночи быть помянутых, интернационалистов, с них и спрос. Это же так просто.

Об игре Лии Ахеджаковой говорить нет необходимости, она давно завоевала авторитет в народе и продолжает играть замечательно, но в последние годы она стала проявлять резкую политическую активность. Она выступает на митингах, делает заявления в СМИ, восхищаясь Ельциным и Горбачевым и осуждая Путина. Её лозунги вызывают полнейшее недоумение: «Всем лучшим в нашей истории мы обязаны М.С. Горбачеву, а потом Борису Николаевичу», «М.С. Горбачев – это наше всё, он наша история», «Я ненавижу противников Ельцина», «Мы не должны простить «Тангейзера!»… Она осуждает «российскую военную интервенцию на Украину», выступает против присоединения исконно русского Крыма, заявляет, что это Россия сбила пассажирский самолет над Донецком. Откуда в этой маленькой, 150 сантиметров ростом, бездетной женщине столько страсти и ненависти?

Людмила Евгеньевна Улицкая и Лия Меджидовна Ахеджакова ориентированы на Запад, не желают признавать и уважать самобытность русских, и согласиться с ними в этом нельзя. И та и другая отказываются признавать себя в «пятой колонне», но являются её рьяными сторонниками. «Русская» писательница Улицкая борется с «агрессивным невежеством» в нашей стране, в то время как ей предъявляют обвинения в пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации среди несовершеннолетних, гомосексуализма, педофилии и инцеста. На вопрос «Мешало ли вам когда-то ваше еврейство?» она ответила: «Мне не мешало… Еврейство – это сильная генетика… Я свое еврейство очень ценю!». На здоровье, но не надо и другим мешать ценить свою национальность.
Нет, не тот путь предлагают нам создатели спектакля для повышения культуры в России и выхода её из смутного состояния, до которого довели её горбачевы, ельцины и иже с ними. Судя по аплодисментам в зале, народ продолжает любить актрису Лию Ахеджакову, не зная об её агрессивной устремленности в политике или не желая видеть этого. Что же, это личное дело каждого. Спектакль настраивает на терпимое отношение к евреям, но надо ценить и уважать всякий народ, который несет не содомию, ложь и разрушение, а мир, добро и справедливость.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

20
11
*20.12.2015 23:43:28
\"... исконно русского Крыма..\" - по истории 1. Садитесь. Или штаны оденьте, или .... . Окончание сами знаете. Всё смешали в кучу и мух и котлеты, и \"навоз\" для большей вони.
19
10
мимо проходил20.12.2015 23:57:50
Тяжело больному автору предлагаю разгадать ребус сегодняшнего сообщения: "...Москва введет санкции против властей Крыма. Такое задание поручено Минэкономразвития и Минфину. У руководства страны есть вопросы к властям Крым по поводу освоения бюджетных средств. Эксперты же говорят, что речь идет не только об экономических разногласиях, но и о политических...". Хотя - по-моему, бесполезно: ему бы обгадить людей, с которыми он мнением не совпадает, и на его мелкой душонке - сразу, видимо, легче становится, - куда уж тут, не до ребусов!..
19
8
мимо проходил21.12.2015 00:10:45
Особо, кстати, мне понравилось косвенное - на народ намек, который аплодировал Ахеджаковой: выходит, автор, народ-то, любящий Ахеджакову - тоже не любит Россию?!))) Наверное, точнее будет, что он не любит вот таких вот авторов опусов, а аплодирует тому, кому положено, кто действительно что-то в жизни творит, причем с буквой "о" в слове! А вот кому не положено, как автору - тому и не аплодируют (а знали бы, что автор этого опуса там же, так могли бы и освистать). Жаль не был на спектакле, а то бы тоже за вклад в культуру страны аплодировал бы нашей Лиечке!..
18
6
Виталий21.12.2015 00:28:04
уважаемый, вы не путайте любовь к России с любовью к царю. Пока у нас слава Богу это не одно и тоже. И хорош уже записывать всех несогласных в пятую колонну, а то я чувствую что скоро всего бюджета США не хватит на них.
10
14
121.12.2015 02:01:38
Какой классный слог у автора. Просто одно наслаждение читать!
Особенно после всех этих юных побрякушек-недоучек.
И тему автор хорошо раскрывает, и убедительные аргументы приводит. СПАСИБО! БРАВО!
15
16
ИндиРа21.12.2015 07:23:35
Спасибо автору! До этой публикации не знала, что Ахеджакова - человек с собственной гражданской позицией, которая мне во многом близка. Теперь зауважала ее еще больше.
3
4
121.12.2015 10:07:22
«Всем лучшим в нашей истории мы обязаны М.С. Горбачеву, а потом Борису Николаевичу»,

Источник: http://bk55.ru/kolumnistika/article/64562/

Но ведь это же ложь! Даже лучшие фильмы с самой Ахеджаковой вышли до Горбачёва и Ельцина.
9
10
хохол21.12.2015 13:21:45
Спасибо автору! Какой классный слог у автора! Просто одно наслаждение читать ! До этой публикации не знал , что Ахеджакова с позицией. Теперь знаю. И тему автор хорошо раскрывает , и убедительные аргументы приводит .БРАВО! СПАСИБО!
15
5
Георгий21.12.2015 18:51:28
u-y Степаненко, вы либо в храм, либо в театр. совмещать как-то не получается. как это у классика "фельдфебеля в Вольтеры дать", а здесь - попа... А оценка нынешней России у Улицкой весьма верная. Запреты порождают контрзапреты. и в том, что случилось с РПЦ в 1917 большая вина черносотенцев-псевдохристиан (ныне именующих себя "православными активистами"),очень точно прозванных православнутыми...
16
5
Михаил21.12.2015 23:17:40
Каким низким человечешкой надо быть, чтоб говоря о женщине, не понятно для чего, подчеркнуть, что она бездетная... И про параллели и литературные аллюзии- такое ощущение, что Вас живьём мумифицировали, это как в известном фильме описали эту процедуру:горячую кочергу через нос и весь мозг хорошенько перемешали...в страшное время живём-подобным \" активистам\" дали трибуну- именно такие, как этот полупоп \" увозили\" людей в 37-Ом за анекдоты...
0
0
Генацвале21.12.2015 23:21:23
Редкий случай совпадения героини и автора по моральным и интеллектуальным качествам.
8
8
12321.12.2015 23:34:54
Хорошая статья-очень правильно и мудро написано!!!!С нетерпением жду следующих рецензий!Мне очень нравится мнение автора,хотя и не всегда оно совпадает с моим,но очень и очень нравится(это честно,от души и всего сердца).
6
6
гость22.12.2015 00:20:39
Во многом Ахеджакова права. Никто не против вхождения Крыма в состав России, но не все согласны как это было сделано. В нормальных демократических странах годами готовят референдумы, особенно если это касается выхода какой-либо территории из состава государства и вхождение её куда-либо и проводят их *... У нас моментально, раз и всё, а затем получаем множество проблем. Так было "о реформирование и сохранение СССР", так было позднее... У нас очень небольшой опыт проведения таких политических мероприятий, порой бежим вперед паровоза...
7
4
гостю22.12.2015 04:59:32
ты действительно такой тупой или прикидывешься?
ты в курсе, что была за обстановка в то время?
или ты, кроме БК, ничего не читаешь?
12
13
Александр22.12.2015 12:50:20
Да нет, ошибаетесь. Аплодируем мы Ахеджаковой не только за талант актрисы, но и за ее честную порядочную гражданскую позицию. И она всем хорошо известна. Напрасно вы думаете, что "народ не знает" о ее взглядах. Знает и поддерживает.
7
4
Людмила22.12.2015 13:01:29
Складывается впечатление, что люди в большинстве своем не понимают, о чем пишет Улицкая. Ведь большая часть ее творчества-просто свальный грех и какими грантами оно оплачивалось... Но на какую "благодатную" почву все это попало... Очень грустно...
7
3
Правдоруб27.12.2015 23:32:21
Очередной душевнобольной, решивший пропиариться своим псевдопатриотизмом. Только вот у Ахеджаковой есть своя позиция и ее можно уважать, а уважать этого авторишку, поющему в унисон вместе со СМИ в угоду текущему политическому моменту, не за что.
4
4
Кот- бегемот30.12.2015 18:35:49
Автор статьи,одно слово глупец.
4
2
Танцор08.01.2016 22:32:27
да нет, они не глупец. к традиционной РПЦ отношения не имеет, по своим взглядам больше черносотенец. а спектакль посмотрел в музыкальном , как всегда, на халяву, Борхус его давно прикормил. зато берется судить взгляды людей, мизинца которых не стОит. дяденька, научитесь уважать чужую позицию, смиренно, без ропота, коль уж рясу носите.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru