Новости. Омск

Сергей Кондаков: «Крепостное право нас так и не отпустило»

На днях Министерство Культуры ответило отказом на предложение отмечать день освобождения крестьян как праздник. У вас, говорят, и так прав и свобод хватает. Гимн лучше послушайте.

Проведенный ВЦИОМ опрос о событиях XIX века, оказавших самое сильное влияние на развитие страны, показал, что таковым большинство россиян (62%) считают манифест Александра II об отмене крепостного права. Строительство Транссиба (29%), Отечественная война 1812 года (28%), открытие первой железной дороги (26%), восстание декабристов (22%). Празднование юбилея освобождения крестьян стало не событием, а мероприятием.

В нынешнем социально-политическом контексте слова «свобода» и «освобождение» в нашей стране не очень популярны. За прошедшие 156 лет это ощущение никуда не делось — и во многом наше сознание остается отчасти крепостным. Зачастую, даже при обсуждении общественно значимых вопросов, мы ограничены страхом перед принятием решений, потому что отголоски крепостного сознания еще очень глубоко в нас сидят. А слова про то, что Россия продолжает курс, проложенный Царем-Освободителем, — прямой обман. Потому что наша страна всеми силами движется не к свободе, а обратно в прошлое.

Другое дело, что гражданам вообще нет дела до всех этих речей, идей и формулировок. Сейчас бесправие и несправедливость процветает, несмотря на то, что крепостного права и нет. Но неравноправие, зависимость одной группы населения от другой — не главное и не самое опасное последствие крепостного строя. На мой взгляд, гораздо большее значение и большую опасность для современной России имеют социально-психологические последствия крепостной зависимости. Я имею в виду мотивационную сферу, формы осмысления социальных отношений личностью и способы участия ее в социальной жизни.

Российский человек привык полагаться не на себя, а на власть, воспринимая ее в то же время не как ответственную перед ним, а как чужую и чуждую силу; как и крепостной, во всем зависевший от одного человека, российский житель слабо различает законодательную, исполнительную и судебную власть и считает естественным их сочетание в одном лице. Свое бесправие он воспринимает как норму и не умеет объединяться для отстаивания групповых, профессиональных, региональных и т.д. интересов. Он лишен чувства ответственности за происходящее и не считает себя в силах что-либо изменить.

Крепостничество — оно внутри нас, это боязнь самого себя. Скажите то, что считаете нужным. И если таких, как вы, наберется большинство — значит, сказали вы не зря. Дело, конечно, не в политической позиции, а элементарно — в человеческой. Поэтому-то до сих пор в сознании россиян сохраняются черты, по сути дела, привитые крепостничеством. Это и неуважение к личности (прежде всего, к себе) и частной собственности, это и неуважение к законам, и, как следствие, патернализм и страх перед любыми проявлениями власти.

При этом стоит отметить, что в 2011 году еще сохранялись иллюзии, что Россия идет по пути реформ, окончательно утраченные к настоящему времени. Выбор ярма есть отказ от богоданной природы человека. Но главное, на мой взгляд, не в этом. Мне представляется, что большинство россиян не осознают, что прошлое не отпускает нас, что влияние крепостного права на наши мысли, формы осознания социальной реальности еще очень сильно. Люди хотят представить крепостное право как что-то давно прошедшее и их не касающееся. Это чрезвычайно показательно.

Подавляющее большинство населения современной России — это потомки крестьян, поскольку дворянское сословие было почти целиком вытеснено в эмиграцию или истреблено в годы революции и Гражданской войны. Однако эти люди претендуют на наследование дворянской культуры и стремятся вытеснить из своего сознания травматический период крепостной зависимости своих предков, связанный с унижениями и страданиями. Более того, в общественное сознание часто внедряются заведомо неверные сведения и искаженные представления.

Удивительно, что в обществе, по крайней мере в некоторой его части, все же сохраняется устойчивая негативная память о периоде крепостного права. Это свидетельствует о том, что в прошлом России существует слишком темное и тяжелое время, дающее о себе знать. Это продолжавшееся (с перерывом) три с половиной столетия крепостничество наложило тяжелую печать на интеллектуальное развитие русского общества. Мы хорошо видим это, наблюдая современную общественную атмосферу в России.

На протяжении 156 лет отмена крепостного права окружена атмосферой недомолвок, поскольку правда о периоде крепостничества, причинах его возникновения, развития и обстоятельствах самой отмены — неизбежно приведет к переоценке значения всего имперского периода существования России, что отразится и на отношении ко многим явлениям и проблемам современности. Двадцать шесть лет (после 1991 года) полного интеллектуального раскрепощения все же недостаточно для подлинного осмысление Великого события в истории России.

Политик, общественный деятель – Кондаков Сергей Павлович.

P.S.: в феврале Российская Академия Наук согласилась с тем, что день освобождения крестьян стоит сделать государственным праздником. Однако Министерство Культуры, рассмотрев эту инициативу, решило отказать. Ответ из ведомства пришёл несколько дней назад, и он настолько прекрасен, чтобы опубликовать его полностью.

«Департамент науки и образования Министерства культуры рассмотрел в рамках своей компетенции Ваше обращение, поступившее из Аппарата правительства российской Федерации по вопросу установления в Российской Федерации 19 февраля новой памятной даты – Дня отмены крепостного права как государственного праздника, подчёркивающего права и свободы граждан и каждой отдельной личности, и сообщает, что права и свободы граждан нашей страны заявлены в главе 2 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, свободный статус нашего Отечества прославляется и воспевается в Государственном гимне Российской Федерации.

Учитывая изложенное, считаем введение новой праздничной даты накануне Дня защитника Отечества избыточным.»

Курсив мой.

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Соломон02.06.2017 12:21:48
Вместо сетей крепостных, люди придумают много иных!!!
3
0
Иван02.06.2017 12:27:45
Крепостное право отменить, ипотеку разрешить.
а по сути, зачем этот праздник?
2
2
с.п.02.06.2017 12:39:27
прочитал умствования дурака
0
4
Холоп02.06.2017 12:56:51
У нас принято о свободе молчать, о правах забывать и лишь об обязанностях не перестают постоянно вбивать. Не думай гражданин о том куда идут налоги, налог — он же как аброк для холопа (сдай и забудь). Боятся и не любят у нас тему свободы поднимать. Рабы не божии давно, а чиновничьей системы.
3
1
Сергей Кондаков02.06.2017 13:05:46
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ:

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Превосходительства, дамы и господа, дорогие братья и сестры!

Мы собрались сегодня в храме Христа Спасителя, чтобы вспомнить и осмыслить великие реформы, которые произошли 150 лет назад в нашем Отечестве, а также чтобы почтить память тех, кто решился на эти реформы, кто их готовил и осуществлял.

Известно, что широкомасштабные преобразования начались с обнародования Высочайшего манифеста об отмене крепостного права, подписанного ровно 150 лет назад. Этот манифест дал толчок к последующим реформам в области народного просвещения, земского управления и городского хозяйства, суда и военного дела. По сути, руководством страны была проведена полноценная, если использовать современную терминологию, модернизация различных сфер хозяйственного устройства, общественного управления, социальной жизни. Нередко в жизни нашего Отечества и других стран подобные преобразования сопровождались смутами, кровавыми столкновениями, революциями, гражданскими потрясениями. Но в те годы реформа в России произошла без смуты и братоубийства, мирно и упорядоченно – в первую очередь, благодаря мудрым и решительным действиям как государственной власти, так и общества.

В чём же состоял секрет великих реформ? Возможно ли нам воспользоваться этим опытом сегодня, когда России, да и всем странам Русского мира требуется модернизация, преобразование общественной жизни, изменение многих форм общественных отношений?

Прежде всего, модернизация второй половины XIX века была плодом соработничества различных общественных групп. Положительное значение освобождения от крепостной зависимости миллионов крестьян и последующих реформ отмечалось монархистами и демократами, западниками, славянофилами и почвенниками, либералами и консерваторами. Более того, над документами, которые регламентировали содержание и порядок коренного переустройства юридических, социальных и экономических отношений в российской деревне, а в конечном счёте и во всём российском обществе, солидарно работали либеральные чиновники, такие как Яков Иванович Ростовцев и Николай Алексеевич Милютин, и известный славянофил Юрий Федорович Самарин. Известно и то, с каким восторгом воспринял отмену крепостного права и реформы Фёдор Михайлович Достоевский, в ту пору уже оставивший свои прежние радикальные увлечения.

Русская православная церковь также не осталась в стороне от эпохальных перемен того времени. В лице самого авторитетного из иерархов святителя Московского Филарета епископат принял прямое и деятельное участие в подготовке манифеста об отмене крепостного права. А потом именно на Церковь легла вся тяжесть ответственности за то, чтобы народное сознание восприняло эти реформы. Святитель Филарет был, как хорошо известно, литературным автором этого акта. Он обладал незаурядным даром слога и, главное, лучше, чем кто-либо другой понимал народную душу, помыслы и чаяния крестьянина, а потому был в состоянии найти слова, способные дойти до сердца и вызвать в нем благоприятный отзыв.

Ещё одним залогом успеха реформ императора Александра II была их ориентированность на национальную традицию. Пожалуй, впервые в послепетровской России модернизация национального масштаба не была связана с механическим копированием чужого опыта государственного управления, социального устройства и технического оснащения, но осуществлялась с опорой на нравственные нормы, духовную и культурную традицию народа. Это удачный опыт гармонизации новаторства и традиции, государственнического мышления и полной преданности промыслу Божиему. Замечательные слова содержатся в манифесте об отмене крепостного права: «Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России».

Сегодня наша страна также заявила о проведении преобразований и модернизации, и для нее особенно актуально, заимствуя все лучшее у развитых и успешных стран, в то же время творчески использовать многовековой опыт предшествующих поколений.

Тысячелетняя история России сформировала мощный духовно-культурный код нашего народа, который направляет образ жизни отдельного человека и всего общества. Несмотря на все перипетии XX века и на совершенно беспрецедентные попытки разрушить этот код, даже сегодня мы можем утверждать, что именно этот духовно-культурный код народа обеспечивает выживание общества, страны как самобытного, уникального явления в духовном и культурном смысле. Стержнем этого кода является, конечно, религиозная традиция: для большинства народа России это Православие, а для части граждан – другие традиционные религии: ислам, буддизм, иудаизм. Кроме того, и верующие других конфессий, в первую очередь, принадлежащие к католической и протестантской традициям, вносили и вносят свой вклад в жизнь Отечества. Труды для блага страны предпринимают и люди, не исповедующие какую-либо веру. Этот код невозможно разрушить или вытравить. В мирное время он помогает отстраивать общественную жизнь, а в дни испытаний – преодолевать трудности и опасности.

Тот же самый ценностный базис разделяют и многие другие страны, которые были в своем развитии долгое время тесно связаны с современной Россией и которых также коснулись реформы императора Александра II. Я говорю об Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других соседних государствах. Вероятно, было бы правильно в современных условиях разрабатывать проект модернизации и развития не только для одной страны, но с участием всех стран, цивилизационно близких друг другу.

Надо заметить, что манифест содержит ориентиры, которые вполне могут быть учтены при проведении современных преобразований, а именно: социальная ответственность имущих перед малоимущими, забота имущих о неимущих, добровольный отказ от части преференций и материальных выгод состоятельными людьми как залог успешного осуществления реформ. В 60-х годах XIX века правящему классу России хватило мудрости на то, чтобы отказаться от части своих наследственных привилегий. Это живое опровержение часто повторяемого тезиса о том, что люди способны руководствоваться только своим корыстным интересом, что общество есть баланс эгоизмов, уравновешиваемый балансом сил. В истории нашего Отечества мы видим пример решений, принятых вопреки многим личным и, как говорили какое-то время назад, «классовым» интересам. И ныне преобразования не могут быть выгодны всем без изъятия. Кому-то придется поступиться личной выгодой ради блага других, и это потребует мудрости и мужества. Без этой способности разделять с другими свои ресурсы – интеллектуальные, материальные – невозможно действительно осуществить глубокие преобразования, которые столь необходимы сегодня нашей стране.

Реформы императора Александра II были призваны содействовать восстановлению социальной справедливости, дать право на свободный труд и справедливый заработок, достойную жизнь. Известно, что осуществление этих реформ не было реализовано в полной мере. Но если внимательно посмотреть на любые преобразования в любой стране – где в полной мере осуществлялись все замыслы? Такого никогда не было, да, наверное, никогда быть не может, потому что жизнь вносит свои поправки, а жизнь в России в то время была очень непростой. Те, кто злословил по поводу этих реформ, не понимали простой вещи, что у каждого мощного движения, направленного на изменение жизни народа и общества, всегда появляется встречное сопротивление – рациональное, эмоциональное, – которое формируется традицией предыдущих лет. Тем не менее преобразования Александра II не стали мыльным пузырем или несбыточной мечтой, поскольку предусматривали теснейшую связь между правом и обязанностью, свободой и ответственностью. Всякое преобразование – это не дорога с односторонним движением, а взаимный процесс. Модернизация не может опираться на философию человека, который считает, что весь мир ему должен, и лишь в случае возвращения этого долга такой человек станет благополучным и счастливым. Христианское чувство правды Божией, – то, что в народе чаще всего называют совестливостью, – указывает на необходимость подлинных изменений сначала в умах и сердцах людей, а затем в средствах и способах хозяйствования. В наше быстро меняющееся время и то, и другое должно происходить одномоментно. Мы должны изменять состояние своего ума и своего сердца. Мы должны ясно определять благородные цели и задачи. Мы должны быть готовыми отдать часть того, что мы имеем, для достижения этих целей и одновременно – участвовать в преобразованиях. В подтверждение этой мысли слов не могу не привести такие слова из манифеста: «Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию». Эти слова надо вывешивать на растяжках, чтобы пробудить сознание современного человека. Ничего не будет без страха Божиего, особенно в России. И когда наши заявления такого рода вызывают некую критику, обвинения в клерикализации общества, то мне хочется ответить: не нужно забивать сознание современных людей мифами, компрометирующими позицию Церкви. Церковь очень ясно говорит: без сильного нравственного чувства и без веры современному человеку, где бы он ни жил, не справиться с теми колоссальными вызовами, которые ему бросает современная цивилизация. Мне кажется, что эти слова из манифеста – лучшее кредо власти и народа, совместно совершающих серьёзные преобразования в стране.

Сегодня наша страна сталкивается с чрезвычайно серьёзными проблемами – это коррупция, неуважение к закону, алкоголизм, наркомания, преступность, кризис семьи. Хотя действия государственной власти для их преодоления абсолютно необходимы, эти проблемы не могут быть решены исключительно сверху, без участия самих людей, без пробуждения творческой активности простого человека, без способности людей к самоорганизации, к созданию того, что мы сегодня называем институтами гражданского общества. Обычные граждане должны осознать ответственность за себя, за свою страну и за положение дел в ней, а власть призвана не только не препятствовать гражданской активности людей, но и сознательно поощрять её.

Один из уроков реформенных лет XIX столетия состоит в следующем: подлинная модернизация всегда опирается на нравственные принципы. Она нуждается в людях, относящихся к понятиям правды и милосердия с глубокой серьёзностью. Модернизация без нравственного измерения превращается в безудержную погоню за мирскими благами и удовольствиями, бездушный технократизм, порождает изуродованные отношения между людьми. Не случайно в манифесте признается, что побуждающим мотивом для дворянского сословия в освобождении крестьян стали уважение к достоинству человека и христианская любовь к ближним. Это наглядно демонстрирует силу нравственного начала в человеке, которое способно стать двигателем общественного обновления и принести истинное благо для каждого человека.

И ещё хотелось бы отметить один важный принцип, указанный в манифесте, а именно важность постепенности и своевременности преобразований, преемственности традиций хозяйствования. Нехватка этого принципа в истории политических и экономических изменений в России, да и не только в России, всегда приводила к потрясениям и бунтам. Даже самые здравые и внутренне логичные реформы не находили отклика у простого народа, если совершались стремительно, без оглядки на предшествующий опыт и традиции.

Отмечая значимую дату освобождения крестьян, мы также вспоминаем и трагическое событие в истории нашей страны – 130-летие гибели от рук террористов Царя-освободителя Александра II. Заупокойная молитва по убиенному императору, возносимая сегодня в храме Христа Спасителя, является для нас долгом памяти и признания этому великому человеку и реформатору, истинному патриоту своего Отечества. Проведенные под его началом реформы и сегодня могут служить образцом того, как ответственная власть способна реагировать на необходимость глубоких общественных перемен.
2
0
Омич04302.06.2017 14:06:20
Уважаемый автор! Приведите, пожалуйста, определение свободы. Без этого определения текст повисает в воздухе какими-то странными упреками в адрес "народа".

Через исторический этап крепостного права прошли все европейские народы — и ничего, не помешало это установлению "демократии". И про "вековое рабство" никто там речь не ведёт.
2
2
мимо проходил02.06.2017 15:32:04
Поддерживаю Омича043! Что-то нынче беспамятное пошло поколение политиков, цитирующих религиозных деятелей вместо анализа. А между тем, анализ того, что праздновать там пока особо нечего, давным давно сделан так и оставшимся в памяти неизвестным автором:
Отпустили крестьян на свободу
Девятнадцатого февраля.
Только землю не дали народу:
Вот вам милость дворян и царя… (ну, и далее по песне).
2
2
09 августа 2017
2973 1
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]