Новости. Омск

Александр Чумиков: «Хорошему пиару нашего продукта мешает публично объявленная цифра в 10 миллионов рублей»

Критическое упоминание «брендолапы» губернатором Виктором Назаровым и публичный ответ руководителя проекта брендинга Омской области Александра Чумикова вернул к жизни споры вокруг этого проекта, не утихавшие почти весь 2011 год. БК55 попытался расставить все точки над «i», обратившись с вопросами непосредственно к г-ну Чумикову.

– Александр Николаевич, почему вы сразу заговорили про «распил», хотя Назаров про него не говорил?
– «Пришли какие-то ребята, нарисовали лапу, получили денег на лапу…». Именно так говорил губернатор Назаров на пресс-конференции. Может, он что-то другое имел в виду? Но обыватель сразу перевел: «пришельцы» «распилили» («отмыли») наши деньги – такого рода комментариев хватает в Сети. Значит, надо отвечать.

– Вы сказали, что бренд области – это не картинка. Объясните в сто первый раз: что это? И что тогда картинка, по поводу которой столько копей сломано?
– Да, готов объяснять и в тысячу первый раз – сколько понадобится. Вокруг разных этапов формирования бренда Омской области в Омске в 2011 году были проведены четыре стратегических сессии с приглашением практически всех желающих – представителей власти, общественных организаций; бизнесменов, журналистов, ученых, преподавателей, блогеров и даже студентов. С открытым обсуждением проблематики.
Одним из участников был омский бизнесмен Александр Стрельников. Он и тогда вел себя довольно активно, и сейчас откликнулся на комментарии, появившиеся на ресурсе НГС.НОВОСТИ Омск.
Процитирую Стрельникова: «Знаете, друзья, не понимая, можно критиковать сколько угодно и как угодно. Деньги данные были потрачены не на картинку, а на конкретные разработки развития региона. Выработана целая концепция продвижения, колоссальный труд, я наблюдал за этим проектом с самого начала и не ленился, вникал в суть дела. Концепция развития региона прописана до мелочей в отношении каждой отрасли и направления с учетом специфики региона. Для этого понадобилось профессуре провести целый комплекс аналитических мероприятий. А логотип создан для того, чтобы наделить его ценностью качества продукта, на котором он должен стоять. Будь то сгущенка или водка 5 озер…».
Спасибо Александру – это и есть объяснение, под которым я подписываюсь. А для тех, кто не примет его заявление на веру и не будет лениться, совет: зайдите на мой сайт www.pr-club.com в раздел «Актуальные проекты / Омская область». Там вывешен с десяток проектных документов по формированию бренда Омской области, среди них такие, как «Платформа бренда», «Программа развития Омской области (100 идей, как сделать область лучше)», «Программа информационного сопровождения», «Экспертиза слоганов», материалы областного и общероссийского исследований по Омской области и пр.
О «картинке». Это – визуальное отражение ключевых смыслов и настроений по отношению к области. Настоящих и желаемых. Никакая «картинка» сегодня не устраивает большинство массовой аудитории, отсюда принцип каких-то народных голосований не приемлем. Любая картинка нуждается в разъяснениях, вытекающих из содержания проекта в целом. Личный вкус дизайнера, губернатора, обывателя не имеет при выборе никакого значения – если они, конечно, не вывешивают «картинку» у себя дома. То есть могла бы быть другая «картинка» вместо «лапы»? Ну да! На упомянутом сайте, кстати, лапы нет, а представлены другие наработки.
Почему выбрана «лапа», созданная омским дизайнером Станиславом Иванченко (а над логотипом работали три профессиональных команды, не считая энтузиастов «из народа»)? Потому что ее выбрал губернатор Полежаев. Это личный вкус или все-таки объективные мотивации? И то, и другое. От объективных мотиваций – синий цвет – любимый цвет жителей области, это выявило представительное исследование. Медведь – образ, активно и удачно эксплуатируемый в нашей стране; «списывать» его нет оснований. «Орнаментализация» – прием, восходящий к российским народным промыслам. Ладонь (лапа) – сочетается с выбранным слоганом «Открытая Сибирь».
Предполагает ли «лапа» замену существующего геральдического символа области? Нет. Это параллельный символ региона.
А критиковать… Да я сам вам любую «картинку» раскритикую!
И, наконец: «картинка» – это не совсем «озарение» и творческая находка. Это – правильно организованный и до конца реализованный процесс.

– Вы действительно готовы «начать всё по новой»? 10 миллионов неплохая сумма... И всё-таки: что на эти деньги было сделано? Народ в неведении.
– А зачем начинать по новой? Надо продолжать. «Брендовые дела и законы» области (это я цитирую губернатора Назарова) успешно представлены областным Агентством рекламно-выставочной деятельности в 2011 году в Кёльне, в июне поедут в Лондон. В октябре прошлого года в Омске, впервые в Сибири, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Минобороны РФ, Росвоенцентр и Международный пресс-клуб провели финальную церемонию награждения победителей самого массового отечественного журналистского конкурса «Патриот России». На церемонию съехались журналисты из 40 регионов России, никому из них в голову не пришло писать что-то плохое про область или даже про «лапу».
Что было сделано за 10 миллионов? Наработаны базовые маркетинговые документы для дальнейшего развития области. Сколько еще понадобится? Ответ на этот вопрос появится тогда, когда эти документы будут имплантированы в планы социально-экономического развития области в целом и ее отдельных отраслей. А не будут – значит, деньги ушли на ветер…
«Народ в неведении»? А это что такое? Это абстрактное понятие, используемое в митинговой лексике. Но у нас вроде бы серьезный разговор…

– Вы пишете: «Опыт разработки Омской области обсуждался как позитивный в десятках регионов России, он вошёл в учебники и профильные сборники». Можно поподробнее?
– Я не занимался подборкой устных выступлений и публикаций участников проекта, коих было довольно много, в том числе с солидными степенями и званиями докторов наук, профессоров и даже членкоров Российской Академии Наук. Но таковые, конечно, есть – и немало. Но скажу за себя. Омский опыт – в качестве первого российского крупномасштабного проекта по формированию территориального бренда – я транслировал в 2011-2012 годах на весьма представительных конференциях, семинарах, совещаниях в Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Сургуте, Томске, Хабаровске, Челябинске, Якутске. В июне этого года омский проект будет представлен на Международном фестивале географического маркетинга и брендинга OPEN в Минске. Опять же я лично опубликовал статьи по омскому брендингу в трех научных сборниках. В апреле вышла моя очередная книга: «Реклама и связи с общественностью: имидж – репутация – бренд» (Москва, Аспект-пресс, 2012. Учебник для бакалавров). Там в качестве примера приведен разработанный в ходе нашего проекта бренд-атлас (еще один документ!) Омской области.

– Какие ещё территории вы осчастливили собственными брендами?
– Мы (Агентство «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг») работаем на рынке с 1996 года. Что касается «чисто» брендинговых территориальных проектов, то вот они: 2003-2005 годы – «Сохранение биоразнообразия Камчатки» – имидж особо охраняемых природных территорий Камчатской области (в том числе Кроноцкого государственного биосферного заповедника, в котором расположена всемирно известная Долина Гейзеров); 2004 год – «Сталинград – Волгоград – Царицын» – имидж Волгоградской области к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне; 2008 год – «Оренбургская область – евразийские ворота России»; 2009 год – «Северная Осетия – Алания: 9 больших приоритетов маленькой республики»; 2011 год – «Открытая Сибирь: формирование бренда Омской области». Консалтинговые услуги по продвижению территорий оказывались также Челябинской области и Республике Саха (Якутия). Все работы подтверждены договорами.

– Вам обидно за губернатора, за регион, за Сибирь и за державу. За кого же всё-таки больше?
– За губернатора. Остальные позиции – производные. Но сигнал, насколько меня информировали, дошел до Виктора Назарова. И был принят и осмыслен.

– Почему, по-вашему, всё, что связано с брендом Омской области и, в частности, с «лапой», вызывает такую резко негативную реакцию среди сведущего населения? Почему ваша команда, специалисты в области пиара, не смогла сделать хороший пиар своему продукту?
– «Сведущее население» – это, как и «народ» – абстракция. Что же касается пользователей нашей блогосферы, то у них все вызывает критику. А чего сложного: шлепай себе по клавишам под вымышленным именем и гордись своей крутизной. Читать проектные документы большинство самодеятельных блогеров не будет: в них «оченьмногабукаф». В принципе же критика, особенно от конкретного человека, не скрывающего своего имени, – хороша, она взбадривает. Хуже – «троллизм», когда тебя просто разводят на конфликт. Современные технологии позволяют выявлять в общей «информационной помойке» значимые, по-настоящему влиятельные фигуры, а потом предметно работать с ними. Из десятков тысяч блогеров Омской области таких несколько десятков.
«Хорошему пиару продукта» мешает публично объявленная цифра в 10 миллионов рублей. Большая часть участников обсуждения таких денег в руках никогда не держала и не особенно представляет, откуда они берутся и на что тратятся. И вообще, что сколько стоит за пределами розничной торговли. Кто-то написал, что на эти деньги можно «два детских садика построить». Так нельзя! Можно две средних квартирки в Омске купить или одну – в Москве. Что сделать за 10 миллионов – вот в чем вопрос! Если скажем, каждый день в течение года вы в федеральной программе «Время» будете рассказывать об Омской области, то и 100 миллионов не хватит…

– Вы действительно считаете, что с разработанным вами брендом жители Омской области лучше заживут?
– Главное, чтобы они поверили в возможность лучшей жизни. Никакой другой реальности, помимо воспринимаемой нами, нет. Если мы верим, что живем хорошо – значит, так и есть. Бренд – это вера.

– Когда вы приедете за свой счёт в Омск, чтобы «всё объяснить» новому губернатору?
- Вероятно, 22 мая 2012 года – приглашение поступило.

Вопросы задавал Константин Вегенер


Фото предоставлено Александром Чумиковым


  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Старик Хоттабыч14.05.2012 14:55:38
Если ***назвать ландышем, то поверят ли все в это? (А король-то - голый!)

0
0
Старик Хоттабыч14.05.2012 14:55:38
Если ***назвать ландышем, то поверят ли все в это? (А король-то - голый!)

0
0
Гвоздь15.05.2012 13:19:42
Хороший продукт сам себя рекламирует. Пустопорожним, мыльным пузырям, ерунде всегда требуется много слов в "защиту". Непонятно, за кого он принимает омичей, если упорно пытается втюхивать свою "свиную морду"?
0
0
Гвоздь15.05.2012 13:19:42
Хороший продукт сам себя рекламирует. Пустопорожним, мыльным пузырям, ерунде всегда требуется много слов в "защиту". Непонятно, за кого он принимает омичей, если упорно пытается втюхивать свою "свиную морду"?
0
0
денис15.05.2012 14:48:25
данный логотип такой безвкусный и бестолковый что воровство денег на лицо а с медведями и лапами по всей россии давно уже только негативные ассоциации может за исключением некоторых республик.Обратитесь к студенту на худграф он за 500р лучше нарисует 10млн.лучше бы на строительство чего-нибудь потратили у нас все деревни развалены.Назаров молодец правильно сказалю
0
0
денис15.05.2012 14:48:25
данный логотип такой безвкусный и бестолковый что воровство денег на лицо а с медведями и лапами по всей россии давно уже только негативные ассоциации может за исключением некоторых республик.Обратитесь к студенту на худграф он за 500р лучше нарисует 10млн.лучше бы на строительство чего-нибудь потратили у нас все деревни развалены.Назаров молодец правильно сказалю
0
0
05 декабря 2017
2339 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]