Новости. Омск

Павел Акимов: «Готовы ли Вы, Олег Шишов, выложить миллион за приезд транспортного профессионала Вучика?»

Вы когда-нибудь имели дело с непрофессионалами? Они всегда мешают. Вот буквально - заняты вы каким-то очень важным делом, и в самый ответственный момент приходят всякие непрофесионалы, неспециалисты и всё портят.

Вот и глава «Мостовика» Олег Шишов столкнулся с этой проблемой, о чём позавчера негодовал в небольшом, но очень, так сказать, цитатоёмком интервью БК55. Как известно, компания, которую возглавляет Олег Владимирович, уже долгие годы планомерно приближает Омск к светлому будущему - строит метро. Разумеется, самое современное и передовое. Но как только «Мостовик» решил чуть-чуть изменить проект - на еще более современный и передовой - тут же, подобно воронью, слетелись непрофессионалы со словами про какой-то скоростной трамвай и прочими глупостями.

«В итоге может получиться, что деньги пойдут на непонятно что», - с горечью резюмирует метростроитель.

Неужели и правда в Омске образовалась кучка вредителей, которые ненавидят метро и желают, чтобы деньги пошли «на непонятно что»? А давайте посмотрим, на что же идут деньги сейчас и какие именно деньги.

Недавно на сайте областного правительства был опубликован проект бюджета на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов. Напротив пункта «транспорт» значатся суммы 1 460 552 668,17, 1 249 532 497,48 и 589 082 142,80 рублей соответственно. При этом, согласно опубликованному на том же сайте проекту государственной программы Омской области «Развитие транспортной системы Омской области (2014-2020 годы)», большая часть затрат областного бюджета на развитие транспорта должна пойти на строительство омского метрополитена - 1 006 000 000,00, 1 005 000 000,00 и 306 000 000,00 рублей в 2014, 2015 и 2016 годах.

То есть, перед нами такая картина.

бюджет


Львиная доля транспортного бюджета всей области - более миллиарда рублей в год - уходит на метро. При этом для завершения первого, пускового участка, длиной 7 километров и состоящего из 4 станций, требуется еще 16 миллиардов. Теми темпами, которыми сегодня идет строительство, это грандиозное событие произойдет только через 16 лет - в 2029 году.

Других средств на строительство метро на горизонте пока не видно. Но даже если вдруг над городом прольется денежный дождь или, отчаянно буря тоннели, метростроители обнаружат денежную скважину, и первый участок всё таки будет запущен к 300-летию Омска, много ли даст нам 7-километровый обрубок из 4 станций? Пускай даже еще через несколько лет при непрекращающемся денежном дожде он превратится в целую ветку.

А окажемся мы ровно в той же ситуации, в какую попали большинство крупных российских городов, обзаведшихся метрополитеном - он будет работать вхолостую, перевозя 5-10% пассажиров, и съедать просто колоссальные деньги на своё содержание из нищего городского бюджета. Казань, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск и даже Екатеринбург - ни для одного из этих городов метрополитен не стал панацеей.

Метро - это система, рассчитанная на перевозку 25 000-50 000 человек в час. В Омске в пиковые периоды пассажиропоток едва превосходит 15 000 человек в час, а в среднем будет держаться на уровне 5000-6000. Об этих же цифрах заявлял ранее и сам Шишов, прогнозируя в метро пассажиропоток в 106 000 человек в сутки.

Поэтому уже сейчас можно сказать, что метро в Омске будет убыточным. Кто будет покрывать убытки? Наверное, горожане готовы будут платить по 50 (в лучшем случае) рублей за проезд? Судя по последним событиям, они и 20 то не очень готовы платить. Убыточная система будет содержаться за счет городской казны - 200-300 миллионов рублей ежегодно будет стоить фраза «Зато у нас теперь есть метро».

цитаты великих людей1

Другие города, по словам Олега Шишова, - это Екатеринбург и Челябинск. Единственное, что может перенять Челябинск - это, пожалуй, буква «М» над подземным переходом. Во всем остальном их история схожа с омской - те же потраченные десятилетия и то же отсутствующее метро. Разве что для открытия первого участка там нужно еще 30 миллиардов, а не 16, как у нас. Так что те деньги, которые забрали у Омска в пользу Челябинска, о чем так негодовал глава «Мостовика», погоды в уральском городе не сделали - они, как и мы, остаются ни с чем.

Что перенимать Екатеринбургу, вообще не понятно. Там с горем пополам функционирует одна 13-километровая ветка метро из 9 станций, на дальнейшее развитие деньги в федеральном бюджете не заложены. Но едва ли кто-то из горожан сильно этим фактом опечален. Ведь Екатеринбург знаменит другим - это редкий город в России, который не только сохранил, но и развил трамвайную сеть. Её протяженность в 15 раз больше, чем у метро, и перевозит она в 2 раза больше людей.

Но давайте не будем забывать, что омское метро - самое современное. «Вы поймите, тот проект, который сейчас реализует«“Мостовик», - это не советское метро, а самое современное метро, которое есть в Сеуле, Копенгагене», - предвосхищает наши ожидания господин Шишов.

«Самое современное метро» - это так называемое «метро без машиниста», причем состоящее из двух или трёх вагонов. Зачем при этом тратить десятки миллиардов и десятки лет на то, чтобы они ходили именно под землей, а не по существующей трамвайной сети, не очень понятно. Тем не менее, именно этот проект сейчас отдан на госэкспертизу, и как раз ему, по словам главы «Мостовика», сегодня вредят всякие «непрофессоналы и неспециалисты».

Сравнение с Сеулом и Копенгагеном, конечно, льстит. Но не будем забывать, что, к примеру, сеульское метро - второе в мире по пассажиропотоку (перевозит более 2 миллионов пассажиров в день), а единственный в Дании метрополитен, первые две линии которого обошлись примерно в 100 миллиардов рублей, строится в том числе за счет частного финансирования.

волгоградский скоростной трамвай
(волгоградский скоростной трамвай)

Более актуален для нас опыт Волгограда. Именно его приводят в пример «непрофессионалы и неспециалисты», когда говорят об изменении проекта омского метро. В Волгограде соединили имеющуюся инфраструктуру метро из двух подземных станций с трамвайной сетью и в итоге получили одну из самых эффективных систем скоростного внеуличного транспорта в России, которая в год перевозит в несколько раз больше пассажиров, чем метрополитены Самары, Казани и Нижнего Новгорода. И стоит такая система раз в 15 дешевле классического метро.

«Я считаю, что в том виде, о котором сегодня говорят - два перегона под землей, а потом сопряжение с существующими наземными трамвайными путями - скоростной трамвай существенно не решит транспортную проблему в Омске», - сходу отметает предложения глава «Мостовика». И действительно, у такой системы есть свой предел - перевозить более 30 000 человек в час она вряд ли сможет. Правда, такое количество пассажиров в Омске появится лет через 30, но это уже другой вопрос. Лучше сразу копать метро - примерно к тому времени оно и откроется, а город может потерпеть.

Видно, насколько стратегически, державно мыслит Олег Владимирович. Что ему эти сиюминутные проблемы в сравнении с вечностью.

А еще есть опыт Красноярска, где в мае этого года приняли решение законсервировать недостроенную ветку метро на неопределенный срок.

Если такое провернуть в Омске, то теоретически за миллиард в год можно капитально отремонтировать всю трамвайную сеть в городе, закупить несколько десятков новых трамваев, троллейбусов и автобусов, и уже через 2-3 года получить обновленную, исправно функционирующую и, что самое важное, связную сеть наземного общественного транспорта, проходящую через все районы Омска.

«Эти люди не понимают, сколько стоит нам содержать и сохранять стройку омского метрополитена в Омске», - вновь жалуется господин Шишов на известную шайку вредителей. Тем временем в проекте областной госпрограммы указана сумма - 4 миллиона рублей в год.

цитаты великих людей2

«Заявления о неком скоростном трамвае - это примитивные заявления непрофессионалов. Вы только представьте, этот самый трамвай пулей пронесется между двух остановок, а дальше что? Это будет бессмысленная трата денег», - это, пожалуй, главный кусок всего интервью.

Что ж, стоит дать слово профессионалам.

Вукан Вучик, профессор университета Пенсильвании, ведущий советник минтранса США, разрабатывавший транспортные системы таких городов, как Нью-Йорк, Торонто, Рим, Белград, Неаполь, Каракас, Эдмонтон, Манчестер и Мехико, год назад комментировал планы Омска по развитию метро:

«Все зависит от того, что вы называете «метро». Есть много более дешевых способов строить метро. Решения типа легкорельсовых систем стоят намного меньше и позволяют сделать больше линий. Иногда возможно сочетание различных элементов, например метро, которое пересекает улицы в специальном режиме, со специальными сигналами. Обычно у метро не бывает подобных пересечений, но существуют исключения - в Чикаго метро пересекает ряд улиц, рельсовая система в Ричмонде пересекает многие улицы, причем на полной скорости. <...> Вы должны пойти к федеральному правительству и сказать: «Мы хотим модифицировать метро и продолжать получать деньги из ваших фондов, это будет то же метро, только будет по-другому выглядеть».<...> Конечно, альтернатива выглядит не как «метро против какого-то другого вида транспорта». Вы либо имеете несколько километров метро, либо вы модифицируете метро и получаете в несколько раз больше километров и линий. В городах, где нет метро, но есть выделенные линии трамвая, они и являются главной ценностью, и должны использоваться более эффективно, и развиваться дальше, потому что 5 станций метро явно недостаточно».

«Система наземного транспорта является базовой, - объясняет Антеру Алку, финский транспортник и автор книги Tram is coming again. - Если количество пассажиров настолько велико, что наземный транспорт, даже имея современную трамвайную сеть, не выдерживает, то только в этом случае вам нужна так называемая «система второго уровня» - подземный метрополитен - которая будет в разы дороже».

Пожалуй, единственные слова Олега Шишова, с которыми я полностью согласен: «Делать публичные заявления о таких масштабных проектах нельзя, не разобравшись, нужно прежде все досконально обсудить в сообществе профессионалов».

С этим и связано моё предложение господину Шишову  оплатить приезд в Омск профессора Вукана Вучика, как летом этого года в Москве делали «Городские проекты» для обсуждения проектов реконструкции Ленинградского проспекта и Северо-Западной хорды и написания подробного независимого доклада.

Весной в Москве на этот проект пожертвовали более 2 миллионов рублей простые горожане. Очевидно, что в Омске столько масштабный сбор средств организовать нереально.

вопрос шишову

Поэтому прямой вопрос к Олегу Шишову:  «Готовы ли вы или ваша компания оплатить приезд в Омск одного из авторитетнейших транспортных специалистов в мире Вукана Вучика и его аналитическую работу по поводу проекта омского метро?».

Профессор Вучик в общих чертах уже знаком с транспортной системой Омска и находится в более выгодном положении, чем остальные эксперты его уровня.

Ориентировочный бюджет - 1 миллион рублей.
Я связался с профессором Вучиком - он готов приехать в Омск, если его пригласят.

Принятие решений в сфере транспорта должно основываться не на прихоти строителей, властей или отдельных горожан, а исключительно исходя из данных современной транспортной науки. Иначе мы так и будем тратить миллиарды и десятилетия на сомнительные проекты и сидеть возле перехода с буковкой «М».

Павел Акимов

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
гость24.11.2013 14:48:20
печально это всё.... Боюсь что ишов не собирается оставаться жить в омске.. да и детей /внуков своих тут не оставит... Интересно, а кто нибудь когда нибудь вообще проведет аудит целесообразности затраченных средств на метро??? И кто нибудь ответит за деньги, зарытые в землю???
0
0
ридли скотт24.11.2013 20:13:51
какой профессор, к чертям собачим? зарплату в мостовике платят с задержками. вы ох**ли?
0
0
Дмитрий24.11.2013 21:43:10
Вы че пристали к Шишову? Он всего лишь высказывает свое мнение. Решение строить - не строить далеко не он принимает. Он в этой ситуации всего лишь строитель.
0
0
Матвей24.11.2013 22:09:51
А зарплату в Мостовике за прошедший месяц реально задержали!!! Вернее выдали частично. Что это?? Как так??
0
0
Строяка24.11.2013 22:11:44
За сентябрь не всю еще выплатили
0
0
хы24.11.2013 22:34:10
а что, ведущий специалист Вучек такой нищеброд, что не в состоянии приехать в Омск за свой счет?. Тогда пригласите карточного шулера Максима Каца, такой же крупный эксперт
0
0
Руслан24.11.2013 22:42:16
Согласен с Дмитрием.Вопросы не Шишову надо задавать,а тому,кто это метро заказывал.А эти проплаченные дешевые статьи -это курам на на смех.
0
0
хх25.11.2013 09:47:28
статьи проплаченные, мостовика давят. очевидно уже-метро не будет. все решено.
0
0
6553625.11.2013 10:52:38
Дался вам этот Вучик.
Мостовик опыт половины Европы проанализировал и европейских специалистов не хуже Вучика привлекал для работы.
0
0
Я25.11.2013 11:22:30
...Вы должны пойти к федеральному правительству и сказать: «Мы хотим модифицировать метро и продолжать получать деньги из ваших фондов, это будет то же метро, только будет по-другому выглядеть»...
Наивный господин Вучик :)

...теоретически за миллиард в год можно капитально отремонтировать всю трамвайную сеть в городе, закупить несколько десятков новых трамваев, троллейбусов и автобусов...
Наивный господин Акимов :)
0
0
Александр Криворучко25.11.2013 11:43:44
А почему бы почитателям Вучика не скинуться и не привезти его за свой счет, а не за чей-то бюджетный. Если их 10 000 человек- то всего по 2 бутылки пива не выпьют. А если столько почитателей нет-зачем он нам нужен? Шишов обычно оплачивает свои прихоти сам...
0
0
ыыф25.11.2013 12:43:33
Для начала цитата из текста с которой трудно спорить:
\"Если количество пассажиров настолько велико, что наземный транспорт, даже имея современную трамвайную сеть, не выдерживает, то только в этом случае вам нужна так называемая «система второго уровня» - подземный метрополитен - которая будет в разы дороже».

Нет и ближайшие двадцать лет не будет в Омске такой ситуации. Пик нагрузки на общественный транспорт остался в прошлом в СССР. Население не растет, число машин увеличивается.
Лично мое мнение - проект подземного метро нужно закрывать, а деньги тратить на наземный транспорт и дороги.

Комментарий про трамвай. Почему трамвай удостоился в цитате такого особого внимания? Потому что, трамвай это вид транспорта который по определению движется по \"выделенной полосе\", по рельсам. И его скорость выше, так как он меньше зависит от пробок (ну разумеется, если все сделано грамотно и продуманно).
Сильно сомневаюсь, что в Омске нужен именно трамвай. Слишком велики капитальные затраты на его широкое внедрение, а сейчас его практически нет. И рельсы ровно класть у нас не умеют.

Почему у нас люди любят маршрутки, несмотря на водителей, безопасность и т.д.? За скорость и мобильность. Почему в Москве любят метро - за скорость и минимальное время ожидания. Вот, что для людей ключевое. Когда мы произносим \"метро\" мы думаем, что будет как в Москве. Но будет ведь совсем не так.
Для человека важно доехать быстро. Короткое метро для него удлинит путь и добавит пересадок.
Нужно наводить порядок сверху, прежде всего, с маршрутками. Отдача и эффект будут гораздо выше.
Да, я дилетант. Но есть вещи, которые понятны любому дееспособному гражданину, имеющему избирательное право.
0
0
Пассажир25.11.2013 20:21:40
Мечтать о метро сродни мечтать о мерседесе когда потерял работу. Когда ушли налоги нефтезавода из города-тогда стало понятно что не будет метро и нового аэропорта. Строить и в дальнейшем содержать метро при таком нищем бюджете это утопия. Чем быстрее власти признают эту ошибку тем будет лучше- во первых появится определенность, а во вторых высвободившиеся деньги можно направить на развитие производств и с/х.Цель удвоить бюджет-это важная задача. Будем много зарабатывать- вот тогда можно мегапроекты строить. Признать ошибку и двигаться в нужном направлении-это мужественный шаг. Жду его от губернатора, как единственно правильный.
0
0
tot25.11.2013 21:37:25
Да хоть что то бы построили или починили уже, действовали, а не болтовней занимались...
Дороги почините сначала.
миллиарды крутятся...
откуда такие цены ????
без дальнейших комментариев
0
0
alex26.11.2013 14:39:37
Есть такая поговорка: "Скупой платит дважды". Трамвай без многоуровневых пересечений с автомобильным и пешеходным движением — это решение "сегодняшнего дня". Если делать нормально, то это большие затраты. Зато когда через 5 лет город начнет задыхаться от пробок, особенно в местах пересечений то у активистов трамвая будет наблюдаться "эффект страуса" — "голову в песок, зад к верху и ничего не знаю и ничего не делал". Если и рассматривать какое либо решение, то материал для общественных слушаний или референдума должен быть подготовлен и проанализирован компетентными людьми, а потом уже вынесен для обсуждения общественности. Выше уже приведен вопрос, а не стоит ли разработчику данной статьи пойти и поменять генплан, транспортную схему города, проектировать, да с экспертизой побороться, а потом когда эти круги ада пройдет найти строителя согласившегося выполнить поставленную задачу за эти деньги. Ответ уже получен, что автор статьи к этому отношения не имеет он не профессионал. Что ж, радует его честность, только надо быть до конца честным, раз предлагает какие то идеи, то они должны быть проработаны. Вставлять в статью схему с одной станцией и фото чужого трамвая не показатель конструктивного предложения
0
0
Андрей Суриков26.11.2013 18:51:20
Проблема Омска очевидна: у него НИКОГДА в хоть как-то просматриваемой перспективе не хватит средств на строительство полноценной сети метрополитена, а без связной сети транспорт в городе не работает. Если нет желания всю жизнь давиться в главном транспорте африканских мегаполисов - маршрутке (и при этом бесконечно строить метро), то надо искать другие варианты. Трамвай принципиально отличается от метро только одним: наличием пересечений пути. В остальном эти системы полностью взаимозаменяемы. То есть трамвай спокойно пойдёт по метротоннелю. Но трамвайную систему гораздо легче вводить по частям, модернизировать и расшивать напряжённые участки. С ней можно за гораздо меньшие деньги достичь гораздо лучшего обхвата населения. Условно говоря - есть место в городе, где обособленные (без пробок) трамвайные пути проложить негде - строим метротоннель и подземные станции. Кончился трудный участок - выводим на поверхность и продолжаем обычным (даже нескоростным) трамваем. Усложнился какой-то участок - строим там тоннель и переносим часть пути в него (при этом вся система не перестаёт УЖЕ работать, и люди не ждут бесконечно светлого будущего). У Омска уже есть метромост, одна готовая станция, вторая в виде котлована и ещё тоннели до одной. Это уже большой задел, осталось продумать, как соединить построенный участок с имеющейся сетью, и запускать метротрамвай прямо сейчас, а не в мифическом году.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru