Новости. Омск



Игорь Коновалов: «Я не хожу в те заведения, в которые вы ходите, или Страсти пророка Илии»

Долго не хотел касаться темы восстановления Пророко-Ильинской церкви, но, наблюдая за развернувшейся дискуссией, счел нужным уточнить некоторые исторические, мировоззренческие, методологические и технические вопросы. Это нужно для того, чтобы участники споров ясно понимали, о чем они спорят.

Вышедшую в прошлом году по инициативе Л.К. Полежаева книгу «Свято-Ильинский собор», видимо, мало кто читал. Но при всей ее солидности и объемности она не отвечает на все вопросы. Поэтому начну по порядку.

Первой стационарной церковью в Омской крепости была церковь Сергия Радонежского. У отряда Бухгольца была походная церковь. Сергиевскую церковь построили не ранее 1717 г., при строительстве постоянной крепости в районе нынешних Сквера борцов революции, площади Ленина, Театральной площади. При Бухгольце были построены временные укрепления в районе пл. Бухгольца. Вскоре после постройки старой крепости на правом берегу Оми возникла укрепленная Омская слобода, в которой стояла старая Ильинская церковь в районе нынешнего ДК Дзержинского. Она была построена не ранее 1719 г. Когда собрались строить новую Омскую крепость, то старую деревянную Ильинскую церковь из ликвидируемой Омской слободы заблаговременно перенесли на левый берег Оми в 1764 г. и поставили на горке перед старой крепостью. Эта горка до переноса церкви называлась Алаярский яр. При этом Сергиевская церковь никуда не исчезла. Как минимум с 1764-го по 1773 г. старая Ильинская и Сергиевская церкви существовали единовременно. Следовательно, они не могли совпадать территориально. Наложение плана старой крепости на современную застройку делалось неоднократно. Первым это делал еще в 1960 г. В.И. Кочедамов, затем М.М. Хахаев. Недавно их выводы проверил архитектор А.А. Сергеев. Все они единодушны в том, что Сергиевская церковь стояла на южной стороне нынешней улицы Лермонтова, недалеко от ее пересечения с пр. Маркса, между остановкой «пл. Ленина» и цветочным магазином. Как всегда, особое мнение имеет краевед Селюк, который переносит Сергиевскую церковь на северную сторону ул. Лермонтова, но пусть это останется на его совести.

Сергиевская церковь была разобрана после постройки Воскресенского собора, в который был перенесен ее престол. Есть несколько проектов восстановления Сергиевской церкви как первого храма Омска. Их предлагали М.М. Хахаев, А.М. Каримов. Но ни городской администрации, ни Епархии, ни фонду «Духовное наследие» они не интересны. Сергиевская церковь была маленькая, деревянная, ее история очень давняя, большевики ее не сносили. Хотя для восстановления нет никаких препятствий. Для нее достаточно места на газоне между остановкой и цветочным магазином. Сергиевская и Ильинская церкви отражают разные периоды городской истории. Но история Сергиевской церкви прервалась с переносом ее престола в Воскресенский собор, а история Ильинской церкви получила продолжение с постройкой новой каменной церкви. Новая каменная церковь находилась по отношению к старой на северо-востоке. Ее строили на территории старой крепости после ее ликвидации. Причем, пока строилась новая Ильинская церковь, старая продолжала функционировать. Это отражено на старых планах города. Она стояла на северной стороне улицы Лермонтова.

Новую церковь строили в 1778-1789 гг. Следовательно, старую разобрали не ранее 1789 г. Церковь строилась 11 лет. Это объясняется тем, что строили на частные пожертвования. В основном построили попечением генерала Огарева. В спешке нужды не было, служили в старой церкви. До постройки Никольской церкви (собором она стала намного позже) Ильинская оставалась единственной городской церковью за пределами крепости.

Уже во 2 половине 19 в. к церкви пристроили два придела. Их постарались вписать в архитектуру. Но с точки зрения первоначального барочного решения они не безупречны.


В 1916 г., когда праздновали 200-летие Омска, опирались на труды Г.Е. Катанаева. Либо он знал что-то, чего не знаем мы, либо наоборот мы знаем сейчас больше него. Но Катанаев решил, что Ильинская церковь является старейшей в Омске, и поэтому предложил праздновать день города на Ильин день, т.е. 2 августа. С ним согласились. В советское время сначала традицию забыли вообще. Ее возродили на 250-летие Омска. Но День города почему-то решили отмечать в июне. Так продолжалось до начала 90-х, когда восстановили дореволюционную традицию с небольшой поправкой – День города сдвинули на выходной.

Разговоры о восстановлении Ильинской церкви начались еще в 80-е годы. Их первым материальным воплощением стал поклонный крест, установленный Великой княжной Марией Владимировной в 1993 г. Потом это начинание укрепили патриаршим благословением в конце 90-х годов, во время визита Алексия II в Омск. Вскоре благословение облекли в камень и установили часовню. Ее именно устанавливали, а не строили. Ее привезли готовую и поставили за пару часов на рассвете, пока коммунисты не проснулись.


Но уже тогда возникло противостояние. Оказалось, что проще сначала восстановить Успенский собор. Его восстановление было более актуальным. Он кафедральный, центральный, большой, красивый, связан с именем Сильвестра, да тут еще его мощи обрели. Потом настала очередь Воскресенского. Против него никто особо не возражал. У меня было только особое мнение по методике восстановления. Я предлагал сохранить руины. Только Фролов «не понял, зачем его восстанавливали».

Воскресенский собор – сердце крепости в целом и ансамбля ее главной площади в частности. Это старейшее каменное здание города, в нем бывали многие знаменитые люди. История с Воскресенским затянулась с 2009 по 2016 гг., и пока она не закончилась, про Ильинскую не вспоминали. Теперь очередь дошла до нее. Но пафос восстановления в обществе ослаб, а разногласия возросли. Тем более ее место по-прежнему занято. И тут начинается лукавство – из благих намерений, известно куда ведущих. Предлагают совместить несовместимое: оставить памятник Ленину, а у него за спиной построить церковь. Причем церковь предлагают сместить с ее исторического места ради сохранения памятника Ленину. Но тогда получается, что памятник приоритетен по отношению к церкви. Это уже не будет восстановлением исторической справедливости и восстановлением церкви. Надо понимать, что восстановление и новое строительство – это разные процессы. Восстановление предполагает сохранение хоть чего-то подлинного. В идеале – подлинных конструкций или хотя бы подлинного места.

Если даже это невозможно, то смещение можно оправдать только непреодолимыми препятствиями, и то с оговоркой, что объект не являлся частью какой-либо системы, ансамбля. Например, историческое место Серафимо-Алексеевской часовни попало под расширение дороги на мост. Ее исторический фундамент частично утрачен. Она была самодостаточным объектом, стоявшим «у дороги». Ее и восстановили «у дороги». Но насколько неизбежно смещение Ильинской церкви и ее соседство с Лениным. Это соседство сталкивает лбами верующих православных и верующих коммунистов. Я не оговорился, и это не моя идея. Ряд исследователей давно пришли к выводу, что коммунизм в СССР имел все признаки религии. Для коммунистов этот памятник Ленину «кафедральный», потому что именно здесь «читает проповеди» их «митрополит» Кравец. А на спорах верующих греют руки неверующие либералы. Они подключают свою излюбленную демагогию: лучше строить дороги, детские сады, больницы, школы и т.д. Я могу подбросить им еще одну идею: нужнее всего нужники.

Строить нужно все. Вопрос – за чей счет. Если церковь строить за счет епархии, то демагогия о других нуждах отпадает. Другое дело, что у церкви есть претензия к государству: мол, государство ломало – пускай восстанавливает. Здесь есть, о чем поспорить, но я, как церковный человек, не имею на это права.

Но вернемся на Ильинскую горку. Очевидно, что памятник Ленину стоит в историческом пятне застройки храма. Где именно, можно уточнить только при натурных изысканиях. Большой ряд исследователей, не буду утомлять их перечислением, высказывал версии от паперти до алтаря. Но сейчас речь об изысканиях на историческом фундаменте не идет. Никто не собирается уточнять его размеры, определять состояние. С одной стороны, у меня есть научный интерес к исследованию фундамента Ильинской церкви, а с другой стороны – есть опасение, что судьба руин будет такой же, как на Воскресенском соборе – их вывезут на свалку. Тогда получается, что Ленин – главный хранитель нашей подлинной истории.

Теперь о «памятнике» Ленину. Он является по закону памятником монументальной скульптуры, но историческим памятником не является. Таковой должен быть связан с событием. Ленин с этой горки не выступал, т.е. исторического события не было. Поэтому памятник монументальной скульптуры может стоять где угодно. Для его переноса есть формальные сложности, но в бытность своего губернаторства Полежаев с ними не церемонился. Памятник Ленину напротив Успенского собора имел такой же статус, но его убрали. Правда, убрали тайно. Если Леонид Константинович считал себя правым, то почему скульптуру прятали? Приличия формально были соблюдены, но все было шито белыми нитками. Ленина сняли якобы для реставрации. После спешного демонтажа он действительно стал нуждаться в реставрации, но реставрировать могли и на месте.

Предполагаю, что Леонид Константинович и сейчас лукавит, и Ленина все равно уберут. Я сам могу придумать 10 поводов для этого:

1. Мешал организации строительства.
2. Мешал прокладке сетей.
3. Нуждался в реставрации (и это правда).
4. Вдруг стал аварийным.
5. Сам упал.
6. Не знаем, куда делся. Только что стоял.
7. Случайно зацепили экскаватором (как это было в крепости)
8. Коммунисты сами попросили.
9. Мешал благоустройству.
10. Подарили кому-то по их просьбе.

Но если уж ставить вопрос о переносе скульптуры Ленина, это надо делать заранее, законно, открыто, достойно. Я давно предлагал вариант – в сквер Борцов революции, по сей день считаю его логичным. И недалеко, и вождь будет вместе с соратниками.

Если церковь сдвинуть ради памятника, то у оппонентов возникает еще аргумент: если вы ее туда-сюда двигаете, то почему не построить ее вообще в другом месте? Это, опять же, к вопросу разницы между восстановлением и новым строительством. Канонически смещение при строительстве новой церкви на месте разрушенной допустимо, но тогда надо ясно понимать, что это новое строительство храма, только внешне похожего на старый.

Необходимость строительства храма может обсуждаться атеистами только с точки зрения общегражданских соображений: исторических, градостроительных, бюджетных. Меня всегда забавляет забота атеистов о наполняемости храмов. Они решают, достаточно храмов или нет, пустые они или заполненные, при этом в них не бывая. Как у нас говорится, вольному – воля, спасенному – рай.

Я не хожу в те заведения, в которые вы ходите, меня не интересует их количество и наполняемость. Откуда у вас такая забота о наполняемости храмов?

В одном Полежаев прав. Нужно больше рассказывать омичам об истории города, чтобы дискуссии были, по крайней мере, компетентными. А мнение омичей нужно учитывать обязательно, иначе для кого восстанавливать?

Игорь Коновалов

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

71
6
Александр З.07.05.2018 08:20:42
Атеистов совершенно не интересует наполняемость храмов. А вот что нас на самом деле волнует, так это то, что судьбу важного общественного пространства в самом центре Омска пытаются решать люди, не имеющие на это никакого права. Церковники, общественники, губернатор бывший...
Только референдум может ответить, что должно стоять в этом месте. Любое другое решение будет преступлением против омичей.
9
13
Виктор Петрушов07.05.2018 08:39:37
Игорь, спасибо за статью, неплохой исторический расклад получился. А, может быть, в ситуации с храмом и памятником Ленину выбрать «нулевой вариант» - не тот, не другой? Новодел никогда не повторит оригинал, храмов в центре Омска уже достаточно для того, чтобы удовлетворить запросы верующих омичей. При строительстве собора обязательно возникнет автоколлапс, а при интенсивном дорожном движении безопасность прихожан окажется под угрозой. Да и не стоит тупо «восстанавливать историческую ценность».
Чувства поклонников вождя тоже необходимо уважать. «Ленинопад» в нашей стране неприемлем, но и терпеть «каменного гостя» из прошлого тоже не хочется. Требуется культурная и вежливая передислокация статуи поближе к местному штабу КПРФ. Вряд ли товарищи будут сильно возражать против этого. Более полувека на улицах нашего города не наблюдается даже маленького бюстика Сталину, хотя его почитателей в нашем регионе много. И ничего – проглотили коммунисты решение двадцатого съезда. Согласятся и с переноской монументального шедевра.
А в центре города должен быть красивый сквер без идеологических и религиозных объектов!
15
3
Гость07.05.2018 09:48:34
Очень хорошо, что Коновалов освещает вопросы, связанные с историей города. Большинство омичей, не связанных по профессии с этой темой, традиционно верят печатному слову. В том числе, и от Полежаева. Полежаев в свое время правил в городе как хотел, и сейчас не оставляет этой привычки, только перенес её в общественную жизнь. Но где Полежаев, а где общественная жизнь? Хватит уже перекраивать историю и ломать, ломать , ломать... Недавно сломали дом на Сажинской, Мешал...Теперь надо сломать памятник Ленину. Мешает....

Памятник Ленину является памятником регионального значения и имеет охранную территорию в радиусе 100м. И снять этот статус Полежаев не вправе. И церковь не вправе.

Когда храм строили , он вписывался в архитектурный стиль центра города. чего не скажешь сейчас. Какая великая потребность троить новодел на перекрестке дорог?
36
22
!!!07.05.2018 10:21:54
Ильинская церковь - это культовое учреждение для верующих. Когда её строили, в обществе была потребность в таких учреждениях. Церкви были центром общественной жизни.

Сейчас общественная жизнь включает много других составляющих. И число верующих в обществе очень далеко от 100%. Так почему надо наплевать на всех и ублажить небольшое число экстремистски настроенных "верующих"?
7
18
Назаренко Евгений Алексеевич07.05.2018 11:00:13
Спвсмбо за Вашу позицию. Компетенция -главный аргумент в среде знающих историю, да и любую науку любей. Из этого и складываются обоснованные выводы. Ильинскую церкоаь надо восстанавливать непременно на народные деньги под эгидой епархии. Привлечь мнение патриарха Кирилла, ведь нынешний губернатор довольно часто бывает на его службах. Ленину правильней всего быть в сквере "Борцов революции". Как это не может не устраивать его приверженцев? Тем более, что это можно сделать тоже на народные деньги, но под эгидой властей. Удачи Вам Игорь. Любящие и знающие свой город омичи с Вами!
25
16
А07.05.2018 11:00:39
Ильинская церковь не является старейшей в Омске. Не являлась она и архитектурным шедевром. Восстанавливать нечего, так как нет остатков, кроме части фундамента. Нет проекта, нет документальных подтверждений внутреннего убранства. Есть старые размытые фото, дающие общее представление. То есть строить хотят по мотивам...

Какой в этом смысл?что вцепились в эту церковь? Для кого это нужно? Для Полежаева и компании? Дедушке нужно подтверждение своего влияния? грехи замаливает.
12
0
Аргента07.05.2018 11:16:24
Спасибо Игорю Леонидовичу за краткий честный рассказ. Интересно про Алаярский яр, не знала. Его позиция во многом совпадает с моей, только вот зачем критику строительства этого храма относить на счет только коммунистов и атеистов? Что, больше нормальных омичей нету? Неужели безотносительно существования Бога нельзя увидеть чужие небезкорыстные интересы в этой якобы восстановлении. А они видны.
8
0
киви07.05.2018 11:23:34
Как посмотришь на макет церкви да сравнишь с фотографиями (иконография храма вполне прилична, такая же у Серафимовской часовни), то ясно как день - будет неграмотный грубый новодел. Автор макета не учел особенности формообразования и вообще смысл декора барокко. Для него это "мелочи", а уж как будет выстроено, отлично видно на Воскресенской церкви.
83
7
Омич07.05.2018 11:42:58
Всегда забавно, когда обо всем, что было до Советского периода говорят как об истории, а то что было в Советский ? Сам же Коновалов говорит о том, что новая церквушка будет голимым новоделом, даже не точной копией (ибо строительная документация явно не сохранилась :) Так возникает вопрос, а нафига еще однин новодел ? Ьем более в таком неудобном, в современном Омске, месте ? И да, для "историчности" снесем вокруг весь асфальт ? Или все таки ГЛАВНАЯ цель убрать с горки Ленина ? Хочется по пути бандеровцев пройти ? В гейропу галопом ? Ну, убрали тайком одного, грохнули исторический сквер Пионеров и что ? Зажили лучше ? Манна небесная просыпалась ? Да нет, только лишились водоема, цветомузыкального фонтана и места проведения городских елок... Вообще забавно у нас отношение к историчности :) Вкрячили "шляпу" на Ленина 13 (по моему), это историчность ? Сколько в истории города, то здание стояло с шляпой и сколько без? История дело такое, не надо пытаться ее "восстанавливать", особенно когда и восстанвливать то нечего - выглядит смещно и местечково
40
0
Тоже Омич07.05.2018 11:48:17
А сценарии по Ленину, что озвучил Коновалов, видимо подсказка властям ? Т.е если что случится с памятником, сразу будет понятно откуда уши растут ?
22
0
!!!07.05.2018 11:52:04
Прошлое уходит безвозвратно. И не в наших силах вернуть то чего уже нет . Да и зачем. Исторические задачи разные в разные эпохи Какую задачу решит новодел на пересечении дорог?

Но в наших силах сохранить то, что ещё существует в реальной жизни. В городе много особняков, которым более 100 лет и которые требуют реконструкции.

Есть музей "Искусство Омска" музе городского быта. В каком они состоянии? Кто из благотворителей ими интересуется?
Есть Краеведческий музей, куда всех водили в школьные годы Думаю, сейчас не все и знают о нем, хотя находится музей на ул Ленина, где сейчас идет реконструкция. Прогуляйтесь теплым днем, посмотрите- в каком состоянии музей и его территория.

Само здание музея закрыто торговым павильоном экс депутата, который разросся до 300 м с маленького ларька на остановке "Яблонька" На территории музея - помойка и заросли. Но это никого не интересует. С улицы Ленина не видно - закрыто Турецко кухней.

Вот и встает вопрос-О каком сохранении истории идет речь, если на историю инициаторам стройки новодела храма наплевать?
29
22
ничего личного07.05.2018 12:09:41
Политические и религиозные взгляды Полежаева и таких как он легко меняются в зависимости от того, откуда пахнет деньгами. Эти стройки - всего лишь выгодные бизнес проекты.
1
1
12407.05.2018 12:11:55
Вроде бы монументальным объектам культурного наследия охранной зоны не полагается, и защитной зоны тоже. Хотя странно. Уж им-то точно нужен обзор.
20
0
ничего личного07.05.2018 12:42:43
Всего каких то 30 лет назад (что для истории 30 лет?) Полежаев и соратники по партии бодро маршировали вокруг памятников Ленину и клеймили позором и исключали из своих рядов тех, кто посмел крестить детей или ещё хуже - венчаться.

Наскучило . Сейчас гораздо веселее и выгоднее. Императорский поезд!!! Храмы из гипсокартона!!!
А как же убеждения, Леонид Константинович? Где же раскаяния за коммунистическое прошлое? Партийный билет сожгли, закопали под яблонькой? А сколько у Вас партийных билетов? Времена то у нас быстро меняются.
21
0
Гость07.05.2018 13:14:52
Что вцепились в этот храм? Зачем делать то, что вызывает такой протест в обществе? Много сил и денег? Хочется сделать доброе дело для города и вписать свое имя в современную историю? Отлично! В жизни всегда есть место подвигу!

Совсем не далеко от спорного места стоят руины бывшего музыкального театра. Бывшего дворянского общественного собрания. Памятник архитектуры регионального значения. На месте руин - помойка и парковка.Картина, характерная для Омска. Театр переехал в новое здание в 1982г. После этого здание разрушалось несколько лет без хозяина. И снесли основную его часть, похоже, при Полежаеве.

Отреставрируйте! Никто не будет против. Только спасибо скажет весь город! Но, видимо, без скандала не интересно!
2
0
очень интересующийся07.05.2018 13:34:15
а что? Хорошая идея про нужники. Очень даже не против. В Японии на рекламных буклетах ставят фото фасада и главного входа, а рядом фото туалетов. И, на мой взгляд, это абсолютно исчерпывающая информация об объекте. У нас как-то получается, что с парадным фасадом живем мы в нужнике
54
63
Александр07.05.2018 13:40:05
В разрушение и сносе городского общественного собрания, как и многих памятников истории и культуры города вина лежит на местном коммунистическом руководстве советских времён. Свято-Ильинская церковь будет восстановлена на том, историческом месте где ранее стояла и дискуссию на эту тему можно закончить, поэтому обсуждать что-то нет смысла.
66
1
Вперед в прошлое07.05.2018 13:49:31
Нас зовут в светлое прошлое... Даешь храмы в каждом дворе ! Долой асфальт ) по этому пути со времен ЛКП идеи целенапраленно. Приведем население к уровню до совка - тыш 150 как 1914-м Омску хватит. На весь город, как требует историчность, не более 300 фонарей. А то ишь совок, томов понастроил, миллионик сделал... Нет ! Скажем твердое нет совку!! Вперед в страрожемный Омск !!!
8
2
Вопрос.07.05.2018 13:51:03
А под ником Александр что Бурков скрывается? Что то очень много берет на себя. Прямо таки решил он...Гадко очень.
42
1
Гость07.05.2018 13:53:18
Как может заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (сокращённо ВООПИиК) так клеймить позором объект культурного наслдеия (памятник истории и культуры)?! То есть правая рука председателя общественной организации, основной целью которой является осуществление деятельности по охране, восстановлению и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предлагает причины для сноса объектов культурного наслдеия "Сам упал" и тд. И говорится это о памятнике, созданном выдающимся архитектором-монументалистом Советского периода Ф.Г. Абдурахмановым! Почитайте на Википедии "родства не помнящие", борящиеся за сомнительные идеалы справедливости, попахивающие меркантильными мотивчиками. Что за игра на публику??

Вопрос веры не стоит там, где сталкиваются денежные интересы отмыть, построить, положить в карман
2
0
.,?С е. р г е й .Ц , и м /б а л ю к07.05.2018 13:55:48
Омская крепость заимствует название свое от реки Омы, на устье коея лежит она. Старая крепость построена была выше реки Омы на Иртыше, и обведена деревянною стеною с бастионами и рвом. В ней находилась одна токмо худенькая деревянная церковь, против коей построены были деревянная гоуптвахта, с украшенными воротами, а против сих дом для главного всех Сибирских пограничных линии начальника, которой всегда главное свое пребывание имеет в Омской крепости. Сверх сего находятся около церкви различные офицерские домы; дом Комендантской и один старой, в коем ныне находится управительская канцелярия над Чернолюком и Омскою слободою, а прежде была в оном церковь Шведских пленников ... — Ниже реки Омы лежала прежде слобода, которая ныне по большей части на деревни разделилась, а за оною следует лежащее по Иртышу прекрасное над всею окрестностью возвышенное место, кое господин генерал порутчик фон Шпрингер избрал ради важной причины для заложения на оном новой крепости, поелику старая совсем уже почти развалилась... — Одна часть старые крепости будет сломана, и старую соборную церковь также разломают, а оставятся токмо кладбище, на коем воздвигают ныне монумент над гробом покойного генерал порутчика фон Шпрингера, напротив того из слободы старую церковь перенесли на левой Омы берег.
(Пётр Симон Паллас. "Путешествия по разным провинциям Российского государства". Публикация 1773-1788 гг.)
1
9
12407.05.2018 13:58:40
Гость, проспись. Коновалов иронизирует про причины сноса памятника Ленину.
14
2
о прошлом.07.05.2018 14:19:18
Ильинская церковь не была памятником архитектуры.Никакие особые исторические события с ней не связаны. Это было обычное культовое здание того времени, каких было тысячи по стране. И куда угнетенный народ ходил просить всевышнего о лучшей жизни.(( И выпросил - Великую октябрьскую социалистическую революцию. Что и зачем строить заново? Что бы омичи опять ходили молить всевышнего? Так есть где молиться.
Ленин - великая историческая личность, создавший великую страну - Советский Союз. Мы жили в этой стране. И благами, созданными людьми этой страны, пользуемся до сих пор. Эту страну разрушили и разворовали, те, кто сейчас так любит вспоминать о боге.
Памятник Ленину - это памятник великой личности, это памятник нашей истории, которую сейчас так хотят стереть из памяти человеческой. А на месите этой памяти втюхать никому не нужную церквушку из гипсокартона.
13
1
хм...07.05.2018 14:26:59
Идёт смертельная схватка идеологий, прикрытая и замаскированная "церквушками" и "верами". Отмена пенсионного обеспечения (для мужчин средний возраст 63) - "как вишенка на торте" украшающая поворот к новым ценностям" совпадает с невероятно разросшимися церквями по всей России. "Консенсуса" в этой теме не будет. Молодёжь смазывает лыжи и делает большой привет либерастам с кудриномикой.
29
43
.07.05.2018 14:36:24
Смотрю забыли..либо не знали, что коммунисты сносили Ильинсую церковь по предлогом установки памятника А.С.Пушкину, но как всегда обманули народ установив памятник своему вождю.. Никаких референдумов проводить не надо, сносили народ не спрашивали, предлагаю церковь восстановить!.. памятник пусть себе забирают пока ещё не упал..разрушается, ведь упадёт..
14
1
Владимир07.05.2018 14:40:35
Да отстаньте наконец от центра города с церквями. Их и так уже перебор. Весь город попами решили обложить.
3
2
гость07.05.2018 14:57:22
Если рассматривать функционал, то все снести и построить многоэтажный бесплатный паркинг для горожан на этом месте. (сарказм)
19
2
Буквоедка07.05.2018 14:58:35
С Ильинской церковью связаны очень многие исторические события Омска. Формально архитектурным памятником она не была, так же, как Воскресенский собор, хотя и могла быть. В то время статуса памятника в Омске не имело ничего.
Снесли ее в 1936 году не под предлогом памятника Пушкину. Просто с Пушкиным неувязочки случились.
0
0
Буквоедка07.05.2018 14:59:56
Зачем Великую княгиню Марию Владимировну в титуле понизили?
11
22
предлогаю07.05.2018 15:03:12
Почему именно Ильинскую церковь хочет восстановить Полежаев? А я предлагаю снести торговый центр Топаз ( он страшный) и- восстановить мечеть. У нас в центре нет ни одной мечети. Да и экс депутат Гаврилов-владелец ТЦ, думаю, против не будет У него недвижимости в центре навалом - одним меньше, одним - больше...
3
1
Алка Зельцер07.05.2018 15:06:15
Перенести скульптуру Ленина идеологически можно, но ее размеры и масштаб выверялись относительно именно этого места на горке. Перенос сильно изменит планировку Сквера Борцов революции. То есть нужен проект и земработы на месте бывшего кладбища. Что очень устроит некрополистов и археологов вместе с Коноваловым. И дереья на горке очень жалко!
18
1
Так07.05.2018 15:51:03
Все снести и снова сделать. Как то знакомо уже.
Что вам лучше стало от новоделов церквей ? Прям заиграл город то. И жить стало веселее.
Забот других нету, кроме как историческую правду, удобную только себе кстати, восстанавливать ?
Групка воинствующих "верующих" явно манипулируемая понятно кем, разжигает спор на пустом месте для отвлечения внимания от проблем насущных прикрываясь якобы духовностью и благолепием. По сути враньем и обманом уничтожающая памятники, которые дороги некоторым группам населения не спрося их самих.
То, что на могиле генерал губернатора, Лермонтова 12 сначала общественный туалет сделали, потом магазин цветы, а счас еще какая ерунда вас, господа верующие, не беспокоит пока еще ?
Ответ прост - денег на восстановлении монумента много не срубишь ! А тут целый церковь сдэлат, скока бабла,вах.
Вот цена вашей исторической справедливости.
Некоторым, которым уже под 70 и они ничего не помнят, следовало бы поумнее быть
12
1
БУ07.05.2018 16:10:00
Коновалов между тем подал здравую идею "СТРОИТЬ НУЖНИКИ", которые бы работали и зимой и летом. Давича гуляя по старой крепости решил пройтись через ворота. А там простите наср****но. Ну и как это называется?
4
0
Юрий07.05.2018 17:42:44
Да, да, нужнее всех нужники!Даже к 300-летию не построили ни одного современного городского туалета!
18
39
Александр07.05.2018 18:12:38
После восстановления Свято-Ильинской церкви будут восстановлены церковь Михаила Клопского и Свято-Троицкая церковь, так что всему своё время. Для тех кто не знает, в центральной части Омска есть две действующие мечети на ул.Гусарова и Маршала Жукова.
0
4
Макс07.05.2018 18:38:06
Коновалова в губернаторы, толковый мужик и свой
15
0
45607.05.2018 18:40:00
ну вот зачем поднимать эту тему опять и чесать болячки? стоит себе Ленин и будет стоять, и до колчака слава богу ума хватило, не дошло дело. Слишком пока велик раскол по этому вопросу,чтоб вот так туда-сюда двигать памятниками в угоду чьему то частному видению нравственности ,мракобесию, самомнению, амбиции. Тем более в центре на виду у всех, где ни один человек равнодушно мимо не пройдет
2
0
Омич07.05.2018 18:58:59
Здание по ул.Лермонтова,12 никогда не было общественным туалетом. Это бывшая водокачка для подачи воды в генерал-губернаторский дворец. Начиная с конца 50-х годов, магазин цветы. Общественный туалет был в Городском саду, сейчас кофе ТинТо.
12
29
.07.05.2018 19:04:54
Памятник Колчаку установлен на улице Ильинской..
7
0
Александру.07.05.2018 21:42:52
Странные заявления делаете. Что значит " в центральной части есть две действующие мечети"? В центральной части есть и десять православных храмов. Что за национализм?
Омск -город многонациональный. У нас много мусульман- казахи, татары. И восстановить мечеть, которая стояла на месте ТЦ "Топаз",-это историческая справедливость. Мечеть там стояла и сейчас должна стоять! Думаю, что Духовное управление мусульман Омска и Омской области к этому вопросу вернется.

На месте ТЮЗа стояла католическая кирха. Рядом с ТЮЗОм достаточно свободного места. И там можно восстановить культовое здание для католиков. В городе много немцев, эстонцев, латышей.
В середине 19 века место на котором сейчас Театральный сквер называли Площадью трех конфессий, трех храмов. В центре города мирно уживались православный Никольский собор, мусульманская мечеть и католическая кирха. В этом была мудрая национальная политика властей.
А сейчас некоторые отошедшие от власти старички от скуки пытаются внести православный экстремизм в наше многонациональное общество.
11
2
Александр07.05.2018 22:55:09
Александру. Надо Вам читать внимательно комментарии. Что касается мечетей, я ответил господину под ником "предлагаю", который на мой взгляд плохо знает что и где находится в Омске.
Александру. Я хорошо знаком с историю Омска, поэтому знаю где что было, когда что снесли, кто принимал решения, а также что и где построили затем. Восстановить на прежнем месте Римско-католическую церковь (костёл) не возможно, на её месте стоит ТЮЗ. Лютеранская церковь (кирха) находилась на территории Омской крепости, в советские годы здание перестроили и сейчас в нём находится музей УМВД по Омской области.
7
0
Так07.05.2018 23:10:45
-"После восстановления Свято-Ильинской церкви будут восстановлены церковь Михаила Клопского и Свято-Троицкая церковь, так что всему своё время"

ДЕйствительно, заняться реально нечем !
Простая мысль в голову не приходит что ЭТА @."№; никому кроме вас и еще кучки параноиков не нужна.

Если уж и делать что то, то только через общегородской референдум. А так купите себе участок и стройте чего хотите и как хотите. И других там поучайте как жить
14
0
!07.05.2018 23:58:14
Коммунисты рушили храмы и строили заводы. школы, библиотеки, дворцы культуры, стадионы. Нынешняя власть строит храмы, торговые центры. Заводы сломали, библиотеки расформировали, дворцы культуры переделали в рынки, в школах рушатся стены и потолки, деревенские школы совсем закрывают. Стадионы недоступны для людей, для занятия спортом.

Вот я и думаю - как то это всё связано?
26
11
Александр08.05.2018 01:09:55
Забавно, коммунисты строили заводы, фабрики, школы и прочее в СССР, а что, в других странах ничего не строили? Строили и значительно лучше чем в СССР, поэтому по экономическому развитию и жизненному уровню населения другие цивилизованные страны далеко вперед ушли, а СССР развалился, а вслед за ним валится всё что они настроили и приходится новое более современное строить. Не надо глупости говорить, что сейчас стадионы для людей и занятия спортом не доступны, это сущий бред, кто хочет заниматься, тот занимается. Конечно массового спорта по принуждению как ранее было нет, времена изменились, но все условия в городе для спорта есть и библиотеки тоже есть, идите и читайте, только большинство сейчас читает книги в Интернете не выходя из дома. На дворе XXI век, то что было ранее больше не будет, человечество развивается, приходят новые технологии, новые занятия и увлечения. Вот так-то.
47
19
романов08.05.2018 07:50:12
Точке. Это какой такой памятник на Ильинской ? Это вы про элемент декора трактира * говорите ?
24
0
Александр08.05.2018 08:03:19
У меня вопрос к Коновалову. Вот Вы ратуете за восстановление исторических объектов. А вот все же, исходя из всего что тут сверху наворотили, ваше понмание, какой период жизни Омска исторический ? Советский - исторический ? А до появления Омска ? Или тогда истории не было ? Если Советский исиорический, то может нужно восстанавливать историчские объекты того периода ? Памятник Сталину, сквер пионеров, заводы ? А может все вернуть к историческому периоду до Омска ? С точки зрения экологии - самый разумный... Ваша позиция, кто может судить об историчности ? Вы ? Полежаев? Или кто ?
16
0
Бизнесмен08.05.2018 08:51:21
Экономический коллапс уравняет шансы противоборствующих сторон.Нищета заходит в наш дом.
Думать о людях нужно.
Чтоб не было рваных и голодных.
Строить церковь или ломать памятник?
У нас есть на это деньги?
Или инициаторы свои принесут?
Понятно,что языком трепем.
Мракобесие конца 20 века,привело страну в известное место.
13
0
Гость08.05.2018 09:56:20
Александру
Из тебя верующий, как из Полежаева - балерина. Ну и наоборот: из Полежаева верующий - как ....

За границей то тоже строили, конечно.Только ваша компашка какое имеет к этому отношение? И не ломают они заводы, что построили. А вот церкви, действительно, закрывают.
«Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов. В Дании приблизительно 200 церквей считаются заброшенными или редко посещаемыми. За последние 10 лет римско-католическая церковь закрыла в Германии около 515 приходов, — констатирует The Wall Street Journal." —
Верующим людям не нужны посредники для общения с Богом. Тем более, такие посредники как Полежаев с его новоделами.

Сам то ЛКП не утруждает себя посещением церкви во время служения. Все больше с руководством встречается. Вот и митрополит Владимир отгрохал себе апартаменты на целый квартал, с непроницаемым забором выше роста человеческого. Если уж он на Бога не надеется....
1
0
marina08.05.2018 10:32:43
да, на памяти: у филармонии был, за кинотеатром Сатурн, на Бударина в районе Камергерского, у к-тра Маяковского, за Торговым центром...
24
15
К ответу!08.05.2018 11:05:57
Вся эта мышиная возня с храмами- не более чем отвлекающий маневр. Что сейчас говорить о тех храмах? Уже нет людей, которые их строили, которые там молились и которые затем их разрушили.
Но есть люди, которые строили фабрики и заводы, которые там работали. С лица города исчезли огромные предприятия - Сибзавод, Агрегатный, Большевичка.... Живы и здоровы люди, которые их разрушили и прибрали к рукам. Вот о чем сегодня нужно говорить, вот с кого нужно спрашивать. А ответчики трусливо переводят стрелки на ничего не значащие церквушки.
19
38
Виктор08.05.2018 11:21:08
Хочу поддержать Л.К. Полежаева в том, что храм на этом месте надо построить. Красивы храм, который будет находится на своем месте, несомненно, украсит на город.
А, памятник Ленину конечно надо убрать, эму там точно не место.
Пользуясь случаем, хочу пожелать Леониду Константиновичу Полежаеву крепкого здоровья!
3
0
duc08.05.2018 11:49:30
marina, если речь о нужниках, продолжу: в проулке возле "Круглого" на Ленина, в котором потом сделали кафе. На пляже Центрального района. В сквере напротив транспортного института.
4
0
marina08.05.2018 11:54:59
да, точно, и везде на готовые коммуникации сели кафешки, деньги не пахнут
Про Зелёный остров забыли ещё...
6
1
Омич08.05.2018 13:03:05
А почему памятник можно снести, а ТЮЗ или Топаз нельзя? Правда ведь дороже! Да весь Омск сносить придется. Сколько кладбищ застроено и других исторических зданий снесено. Давайте уже всё сломаем, приведем всё в исторический вид образца 1716 года и разбредемся кто куда.
12
4
Александр08.05.2018 15:31:26
Омич, не надо популизмом заниматься.
2
1
Омичу.08.05.2018 15:36:51
Да ТЮЗ даже и сносить не нужно. Достаточно того, что Полежаев снес в свое время памятник архитектуры регионального значения - здание дворянского собрания. Сдвинуть на 10 м левее - уже не суть важно. Исторически кирха находилась на этом месте - напротив Никольского храма и напротив Мечети. Думаю Шрейдер мог бы помочь в решении этого вопроса как депутат.
А страшное здание тц"Топаз" - будет небольшой потерей для города. И строили коммунисты - значит - сносить! все как мечтает ЛКП.
Мечеть была красивая. Построена в 1829 по проекту архитектора А.М. Скородумова. Несомненно, мечеть будет украшением центральной улицы. И в Омске опять появится площадь трех религий!
А то как то однобоко решает Полежаев вопросы восстановления истории Омска.
2
1
12408.05.2018 18:14:36
Топаз не был страшным, пока его не вспучило. Пока межпилонное пространство не было застроено стеклянными кафе. Это общая тенденция - присваивать общественное пространство - например, Сибирские огни и универсам по Красному пути, Магазин хозтовары по Красному пути, 18.
11
0
Гость08.05.2018 21:34:23
да уж. При Полежаеве много "красоты" настроили. Один только Летур чего стоит! И поломал он достаточно, что коммунистов вспоминать . Вот только не знаю, как сторонников Полежаева назвать? И не коммунисты они - отказались от своих партбилетов. И не демократы - на мнение народа им наплевать. Вон Александр сказал"храм будет! и нечего здесь обсуждать!" Как то не свойственно демократам так заявлять. И не реформаторы - все в прошлое смотрят.- Церкви им подавай как 200 ет назад. Так как назвать этих людей?
Вот у меня, кроме как ОБОРОТНИ, других вариантов нет.
14
0
ТеткаФу08.05.2018 23:29:54
Стало быть, хотим "исторической справедливости"... Что ж, нет ничего проще!!! Все, что построено после 1918 года, должно быть разобрано - да, именно так: все абсолютно - и подчистую! Дороги, школы там, дома, аэропорт, заводы, конечно - то есть, действительно ВСЕ!!! Все, приехавшие в город после этого года - выселены. А с теми, кто останется, поступить так, как это делал Колчак: Полежаева это касается в первую очередь, он ведь исключительно за историческую справедливость? Стало быть, должен принять без возражений: неважно, что он сделал со своим партбилетом. Вообще интересная получается картина: надо расширить мэрию - снесли дом Карбышева, невзирая ни на какую "справедливость", надо место в центре - пожгли старую деревянную застройку! И никого не волновал тот факт, что это - памятники деревянного зодчества! А тут - смотрите - ка, "справедливость" их обуяла! Третье десятилетие город корежит от всех этих псевдоисторических выкрутасов, - так может, пора уже и ответить за свое "бла - бла - бла"? Сколько было воплей о сносе кладбища, где в советское время построили детскую областную больницу! Университет шпыняли, что на кладбище снесенном стоит! "Святотатство!" - орали! Ну? Снесли кладбише по Воровского втихушку, поставили там часовенку для отмазки, деревьев насадили в этом болоте - типа, "облагородили территорию". А люди до сих пор ходят туда к своим, - да разве это кого - нибудь волнует?! Верующие, говорите? А что там с часовенкой на территории бывшего Сибзавода? Да - да, той самой, что поставили, когда рабочим зарплату не платили: Бог подаст! Понаоткрывали там разных питейно - развлекательных заведений сомнительной нравственности! А веру - по боку: денежки важнее благочестия! Что, - нет? И что теперь? Часовенку разберете? Или стервища закроете? А? А там, если что, большущий жилмассив! Можно бы и храм возвести, да только... Эх! Надо, надо бы устроить всем поборникам дореволюционного "историзма" по слову ихнему! Обнести забором с колючкой, чтоб не сбежали - и водить на экскурсии особо убивающихся по "дореволюционному счастью" - а то и на поселение оставлять! Пусть уж, наконец, получат желаемое. А народ из города и так разбегается, так что стопятидесятитысячное население в Омске - не такая уж далекая перспектива: выдуряйтесь, господа!
18
1
Александр08.05.2018 23:42:46
Гостю и другим.
Здание Дворянского (общественного) собрания построено в 1859 году. Затем было построено ещё несколько зданий в том числе в 1905 году Концертный зал и получился единый комплекс. В советские годы, после ВОВ Концертный зал бывшего Общественного собрания был полностью перестроен под сталинскую эпоху и фактически от старой, исторической постройки нечего не осталось. В 1948 году, в данном здание открыли Театр музыкальной комедии, который находился в нём до 1981 года, затем здание театра было просто брошено и разрушалось, в конце 80-х годов, остатки его были разобраны. Что касается основного здания дворянского (общественного) собрания оно было снесено 1965 году при строительстве ТЮЗа, ранее до этого снесли остатки Римско-католической церкви.
Для справки. С 1982 по 1991 гг, председателем Омского горисполкома был Ю.Я.Глебов, а первым секретарём Омского обкома КПСС с 1961 года по 1987 год С.И.Манякин.
20
7
Вопрос.09.05.2018 13:40:28
У меня два вопроса -
1) какую важную общественную проблему решит постройка макета этой церкви, ради которой нужно сносить памятник основателю огромной и великой страны - СССР?

2) Уже сейчас, по обсуждениям статьи, видно, что сама тема эта вызывает не шуточные страсти и раскол в обществе. И участие омской епархии в этом противостоянии не добавит авторитете ни РПЦ, ни лично митрополиту Владимиру.
Вопрос - зачем делать то, что часть общества (и очень значительная часть) не принимает?
28
43
.09.05.2018 16:33:20
Никто не предлагает снести памятник большевистскому вождю и где-то бросить как поступали ранее коммунисты с его памятниками в городе.. Предлагают памятник перенести и установить на другом месте т.к. здесь стояла церковь и это намоленное место..
20
0
Романову09.05.2018 17:40:24
Да вы уж конкретизируйте народное название этого элемента декора :) - Писсуар или нужник. Именно за них ратует Коновалов, именно его он открывал в толпе ряженых с пугачами в руках
10
0
точке09.05.2018 21:07:57
А отчего же вы не ходите молиться в Воскресенский ( прости, Господи) храм? Или не достаточно для вас там намолено? Так вроде церковь на 100 лет раньше там поставили. А вот новодел полежаевский стоит пустой почти 2 года и интерес к нему всякий пропал.
17
22
Омич09.05.2018 22:22:22
Каждый храм имеет свой проход, согласно этого регистрируется в органах государственной власти, такой закон. Воскресенский Военный собор в основном посещают военные и кадеты Омского кадетского корпуса. На Ильинской горке, возле установленного креста, закладного камня и часовни Ильи Пророка тоже проходят богослужения православных верующих.
11
0
Андрей10.05.2018 09:37:18
Всем тем, кто за строительство.
Хватит засорять Омск Новоделами!От количества храмов люди больше верить не будут, а только ещё сильнее отвернутся от церкви. Вы лучше начните помогать детям инвалидам. Ведь на те деньги, что будет потрачено на этот Новодел, можно помочь очень многим детям инвалидам.
Храмов в Омске предостаточно!!!
7
16
Омич13.05.2018 20:37:22
Строить что-то, это хорошо, но здесь идёт речь о восстановление разрушенного храма, построенного на добровольные пожертвования жителей города.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru