В ожидании злополучного апокалипсиса практически каждый из нас как-то да «засветился» - кто-то саркастически усмехался и обвинял всех и вся в «обсуждении всякой фигни», кто-то просто усмехался, но втихушку прикупал крупу и спички. Были и те, кто делал довольно масштабные закупки и сооружал схроны на случай этого самого конца. В общем, равнодушных почти не было – все ж эпохальное событие припасли нам майя. Но я не о том.
Ожидание Апокалипсиса всколыхнуло и литературу. В последние годы, осмысливая эту тему, отечественные авторы произвели на свет большое количество разноплановых и разносторонних произведений, так или иначе касающихся темы всемирной катастрофы. Варианты описывались самые разные: от природных катастроф, до техногенных, от ядерной войны до зомби-апокалипсиса. Да-да, это то самое ругаемое и осуждаемое «чтиво, заполонившее книжные прилавки». Однако прежде чем просто ругать – можно попробовать разобраться, ведь каждый жанр, в том числе и такой как «постапокалипсис» имеет право на жизнь и внимание читателей, тем более что таких читателей набирается достаточно много!
Появился не просто ряд произведений, а целые книжные серии, одной из самых объемных по количеству книг стала серия «S.T.A.L.K.E.R», на основе известной компьютерной игры, однако обилие авторов со своими точками зрения на тему аномальной чернобыльской зоны, со своими сюжетными линиями и героями, значительно расширило тему игры, превратив мир компьютерной игры в литературный мир, порой весьма захватывающий. А вот с серией книг «Метро-2033» было наоборот – роман Глуховского, положивший начало серии книг, вдохновил разработчиков игр на создание одной из самых популярных игр последнего времени с одноименным названием. Далее появилось еще несколько книжных серий, в которых тема катастрофы, погубившей большую часть человечества, стала основой сюжета. Однако не все так примитивно, как кажется на первый взгляд. Виртуальный автор, известный интернет-сообществу как Беркем-Аль-Атоми, опубликовал вначале в интернете, а затем и издав в бумажном варианте три романа, первый из которых - «Мародер» - имел большой резонанс у читателей. Эти романы положили начало еще одной серии: «Атомный город». Окунаясь в этот, порой очень жуткий, мир, поражаешься, как же быстро, лишившись благ цивилизации (электричества, телефонов, компьютеров и пр.), общество деградирует в борьбе за выживание, скатываясь к феодализму, а порой и к рабовладельческому строю. Думаете – «плоды больной фантазии»? А Вы представьте, что оказались в такой ситуации! Представьте, что в Вашем привычном, размеренном мире, в Вашей уютной квартире исчезли электричество, отопление, водоснабжение, канализация, нет телефонной связи, магазины закрылись, жаловаться некому… смогли представить? И что Вы будете делать? Через пару дней вы съели все продукты, что еще не испортились в холодильнике, через неделю съели и те, что испортились. Что дальше? Вот-вот… есть о чем задуматься! Мне интересна именно эта составляющая в книгах этой тематики – тема выживания разных людей в экстремальной ситуации. Когда бывший начальник в таких обстоятельствах становится мародером и убийцей, а «ботаник» превращается в сильного телом и духом Мужчину, способного защитить не только себя. Когда становится важным, не какой у тебя мобильник или планшетник, а можешь ли ты разжечь огонь, найти лекарственные травы, или элементарно накормить близких…
Да, это «чтиво»… наверное, но герои романов Алексея Доронина из цикла «Черный день» - это простые люди в очень непростых обстоятельствах, и следить за их трансформацией доставляло огромное удовольствие! В этом же ряду и романы серии «Атомный город» - Артема Мичурина «Еда и патроны». Это мир, который еще не погиб полностью, но сломался, мир людей, которые обречены выживать буквально, бороться за кусок хлеба и горсть патронов. Такая фантастика для меня уж очень напоминает жуткую правду, или то, что может стать правдой завтра. Или Вы свято верите в светлое будущее?
Отличная и по оформлению и по содержанию серия «Апокалиптика», которую буквально украсили романы С. Цормудяна «Второго шанса не будет» и Р. Мельникова «Хэдхантер». Последний автор открыл и еще одну серию постапокалиптической литературы Terra Mutantica своим романом «Купец» и его продолжениями. Это настоящая приключенческая литература, по моему убеждению, ничем не уступающая классическим романам Майн Рида или Конан Дойла! Неплохая серия отечественных авторов и «Русский апокалипсис» - здесь тоже можно найти много отличных романов, написанных совсем неплохим литературным языком, заставляющих задуматься и над эволюцией нашего духа и над перспективами нашей цивилизации.
Женские романы о любви, бесчисленные криминальные серии, все это одним взмахом причисляется к «бульварной литературе», но ведь и эти книги тоже находят своего читателя, а значит, имеют право на нормальное, объективное отношение. Заняла своё место на полках читателей и тема постапокалипсиса. Не потому, что люди «скатились до низкопробной литературы», а потому, что им это просто интересно. А значит, может, и не стоит так опрометчиво ставить на все, что не названо «классикой» (пока не названо!), клеймо этой самой «низкой пробы»?