Новости. Омск


священник, театральный критик


Маргинальный суп для омского зрителя

Премьера спектакля «Смерть не велосипед, чтоб ее у тебя украли» в Омском академическом театре драмы. Автор пьесы Биляна Срблянович, режиссер Анджей Бубень.

Нелепое, сразу скажем, название пьесы предложено зрителю, нет в нем ни остроумия, ни изящества, ни тем более глубины мысли – ни запомнить его, ни выговорить. Не идет оно ни в какое сравнение, например, с названием пьес А.Н. Островского, каждое из которых является перлом народной мудрости настолько, что их можно применить и к характеристики самой Срблянович: «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется», «На всякого мудреца довольно простоты» и т.д. Пьеса не о велоспорте, как предположил бы нормальный человек, не о велосипеде как транспортном средстве, велосипед лишь упомянут. Вычурное название пьесы придумано автором для того, чтобы привлечь внимание к своей особе.

Главным действующим лицом является некий Папа (народный артист РФ Валерий Алексеев), у которого нет ни имени, ни профессии, ни рода занятий. С его собственных слов известно только то, что в молодости «он мог схватить собаку за хвост и засунуть ей в задницу горящий окурок, а она взвоет и пулей несется». Изобретательные опыты он любил производить и с трудолюбивыми пчелами: поймает стаканом, вдувает под него дым от сигареты, пока она не издохнет, а затем еще и протыкает ее иголкой. От армии он, однако, улизнул, так как там убивают. Папа – дегенерат от рождения. Теперь ему 80 лет, действие происходит в больнице, где у него иные проблемы. Ему не дают трусов, чтобы не менять их по известным причинам. Этот душегуб тем не менее подается театром как нормальный и даже симпатичный человек, чему способствует прежде всего обаяние любимого омичами Валерия Алексеева.

Еще оригинальней другой герой спектакля – шизофреник прапорщик Йокич (Виталий Семенов), который справил нужду по крупному в солдатский суп, фундаментально готовясь несколько дней и приняв слабительное. Полученный кулинарный шедевр он приказал съесть солдатам, после чего все семнадцать попали в инфекционную больницу. Эту историю со страстью пророка вещает от лица некоей политической Дамы народная артистка РФ Валерия Прокоп. Кому адресован подобный гнев, остается неизвестным. Если это намек на армию нынешней России, то он совсем жалкий при той обильной информации о миллиардных хищениях самих главарей министерства обороны и прочих преступлениях по всем армейским структурам.

Остальные персонажи гораздо менее колоритны, неопределенны. Можно только догадаться, что Александра (Анна Ходюн) – учительница, Алекса (Владислав Пузырников) – врач, Ропац (народный артист РФ Михаил Окунев) – безработный, дочь Папы Надежда (Ирина Герасимова) – без определенных занятий. Их нравственный облик нетрудно представить из кратких реплик, которыми они обмениваются. Алекса говорит маме Даме: «Мама, у тебя паранойя. Говорю тебе как врач». Мама, в свою очередь, говорит об этом же сыне-враче и в его присутствии постороннему человеку: «Он не может отличить голову от задницы. Ему 50 лет, а он живет с мамой». Папа внушает сорокалетней дочери Надежде: «Для брака ты непригодный материал». Шестнадцатилетняя Малая (Алина Егошина) и ее мать Александра влюблены в одного и того же безработного пятидесятилетнего выпивоху Ропаца, в связи с чем мать говорит дочери: «Ты не можешь быть с ним, он пьет». Она парирует: «Так и я пью!» Короче говоря, нравственная театральная помойка очевидна.

Все артисты со страстью что-то играют, а что – неизвестно. Зачем-то упоминаются коммунисты и семидневный траур по какому-то лидеру, слова «вечность» и «бог» из школьного учебника. Отдельные эпизоды сюжетно не связаны. Никаких конкретных идей или мыслей нет. Тем не менее театр с восторгом рекламирует автора пьесы Срблянович, называя подобную ни к чему не обязывающую болтовню политкорректностью. В программке указано, что родилась она в Стокгольме, училась в Белграде, часто путешествует по Европе и читает лекции на хорошем английском языке, то есть налицо все признаки принадлежности ее к интернациональному племени, любимое занятие которого делать революции.

Небезынтересно, что и другие пьесы Срблянович сделаны по той же колодке. В петербургском театре имени Ленсовета идет спектакль Night and Day, где жуется та же невнятная жвачка и подобные же герои. Престарелого маразматика-отца, который ходит под себя, сын оставляет на автобусной остановке, чтобы его подобрала служба опеки. Побомжевав некоторое время, дед вернулся. Первое действие заканчивается восклицанием: «Папа опять обоср*лся!», в зале звучат аплодисменты. Спектакль поставил бывший главный режиссер Омского театра Владимир Петров, прославившийся на омской сцене шизофреническим спектаклем «Натуральное хозяйство в Шамбале». Это очередное свидетельство того, что театральные подельники Европы и РФ представляют собой одну сплошную шайку-лейку служителей темных сил. Дьявол тусует их, направляет, оплачивает командировки, пропагандирует и награждает. Срблянович имеет несколько национальных и европейских премий, что свидетельствует о тупике, в котором оказалось искусство театра в Европе.

У Биляны Срблянович странная тяга к сквернословию, мату и человеческим экскрементам. Впрочем, есть здесь и «дерьмо собачье». Второгодница Малая дважды произносит звонкую фразу: «Пошел ты капитан!» В тексте пьесы эта фраза звучит более полно «Пошел ты на … капитан!» Малая скандирует эти слова вместе с Ропацем в присутствии мамы. Куда же делись три буквы пьесы, зачем Анджей Бубень испортил обедню? Вот ведь незадача, как раз к премьере вышло постановление, запрещающее мат в искусстве и СМИ под угрозой больших штрафов. Он с сожалением убрал мат, оставив все остальное сквернословие. Дело, однако, в том, что он убрал слово, которое плохие мальчики, они же будущие драматурги и режиссеры, пишут на заборах, но эстетика-то спектакля осталась. Эстетика – даже громко сказано, потому что она предполагает прекрасное, а его здесь нет и в помине, есть нечто пошлое, вульгарное и зловонное, как суп нелеченого прапорщика и шизофреника Йокича. Извольте кушать, «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа (Белграда – Л.С.); откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе». Сама Срблянович предстает особой безнравственной и распущенной. Что может быть гаже матерящейся женщины?

Кому обязаны омичи этим спектаклем? – Главному режиссеру академического театра Георгию Цхвираве. В начале нынешнего театрального сезона в интервью для сайта «Чай со звездой» он заявил: «У меня такой принцип: омский театр драмы должен быть первичным. То есть раз или два раза в сезон должны появляться такие названия, которые еще нигде не идут. В прошлом году мы поставили, например, «Русский и литература», в этом году Бубень будет ставить «Смерть не велосипед…», а Марина Глуховская – «Время женщин» – это, к сожалению, не первая постановка в России».

По меньшей мере, странное побуждение для выбора спектакля. Означает оно ничто иное, как мелкое тщеславие – одно из самых неприятнейших свойств человека с точки зрения православной морали. Не художественные задачи ставит себе и коллективу Цхвирава. Он исходит не из того, что нужно сегодня насущным духовным потребностям общества, не из желания сказать свое наболевшее, открыть на что-либо глаза людям, просветить их, облагородить человека, предвосхитить будущее. Мотивация Цхвиравы сугубо рыночная: товар должен быть непохожим, крикливо о себе заявляющем, только и всего.

Спектакль заканчивается всеобщим ритмичным танцем – верный способ сорвать аплодисменты, так как зал машинально начинает прихлопывать. Танцуют все: умерший к этому времени Папа, застрелившийся шизофреник Йокич, распутная Малая и прочие бомжи и маргиналы. На премьере выносят огромную корзину цветов «от правительства Омской области», представители которого находятся тут же вместе с важными гостями. Есть чем гордиться – у нас все, как в Европе, тот же суп хлебаем. Из-за кулис выбегает и раскланивается упитанный режиссер поляк Анджей Бубень. Он получит здесь не в первый раз свой приличествующий подобному шаманству гонорар из кармана омского налогоплательщика и отбудет в Санкт-Петербург, где хорошо обустроился. Зал встает и аплодирует.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

1
0
Искандерыч.15.05.2013 18:04:15
Очередная хамоватая глупость от неканонического иерея. Размышлизмы про название пьесы - вообще бред.
1
0
16665.15.05.2013 19:02:22
Зачем писать о том, чего не понимаешь? И вообще, чего это Степаненко всё в театр тянет? Одел бы лучше штаны с лампасами, водочки накатил, погутарил с православными единомышленниками...
0
0
Олег..15.05.2013 21:42:41
"...бывший главный режиссер Омского театра Владимир Петров, прославившийся на омской сцене шизофреническим спектаклем «Натуральное хозяйство в Шамбале». Ты чё, Пантелемоныч, уже и на Петрова кидаешься? Всё. Капец тебе,старый маразматик!
0
0
Источник.15.05.2013 21:53:02
Я говорил: Степаненко - НЕ КРИТИК. Вот вам еще одно подтверждение моих слов.
0
0
Вика.15.05.2013 21:57:39
Степаненко уже иссяк. Одна и та же маниакальная мысль - дьявол, прости Господи, его приспешники, служители темных сил... Вот опять:"театральные подельники Европы и РФ представляют собой одну сплошную шайку-лейку служителей темных сил. Дьявол тусует их, направляет, оплачивает командировки, пропагандирует и награждает. Срблянович имеет несколько национальных и европейских премий, что свидетельствует о тупике, в котором оказалось искусство театра в Европе." Степаненко! Прежде чем идти в театр, поешьте чесноку, хорошенько так, на совесть - это от темных сил. А еще лучше, заняв свое (по сути - далеко не своё)место в зрительном зале, очертите белый круг, только успейте до того, когда в зале начнут гасить свет перед началом П Р Е Д С Т А В Л Е Н И Я!!!!
0
0
Театрал.16.05.2013 11:23:08
В словах Степаненко есть доля истины, за последний год театр действительно идет вниз, на мой взгляд Цхвирава действительно не может найти и поставить спектакль который все-таки будет оценен зрителем и попадет на Золотую Маску. надо признать Цхвирава не Марчелли, и если приглашение когда то Марчелли в Омск это действительно был успех, то со вторым мне кажется пора руководству делать какие-то выводы. Посмотрите, у него ведь есть все условия, есть деньги на любые постановки, более того, еще Лапухин выиграл грант правительства на десятки миллионов рублей. Вот сейчас идет Золотая маска, сразу видна разница, причем не в игре актеров, а именно в мысли режиссера, раньше Драма была на другом уровне...
0
0
Искандерыч.17.05.2013 12:16:12
Театрал
Думаю, что в картине мире Льва Степаненко именно Марчелли прорубил окно в ад, а Цхвирава просто продолжает затягивать в него омского зрителя.
По сути же Вашего поста думаю следующее. Марчелли как собственно режиссер может быть ярче Цхвиравы. Но главреж должен не только ставить спектакли сам, но и определять репертуар в целом. Средний уровень спектаклей при нем на мой взгляд не слишком изменился. А Бубень, кстати, добрый знакомец Марчелли и мог поработать в Омске и при нем.
Конечно "масочных" спектаклей в Омске пока не видно. Но лично мне приелись в свое время и работы Марчелли. Одни и те же пространственные решения, один и тот же набор смыслов. Такое и при Петрове в Омске было в последние годы. Хотя режиссер и он интересный.
Любопытно было бы увидеть в Омске топового постановщика на амбициозный проект. Бутусова, например. Но это нам наверно не по деньгам. А ему не по занятости.
1
0
Павел.17.05.2013 23:35:54
Руководство БК 55 уважайте своё издание,не позволяйте печатать
маразматикам свои опусы в своей газете.Её читают тысячи людей
и многие верят в то,что напечатано,но вы ведь профессионалы,
должны отличать, например,критику от бреда пожилого человека.
Уважайте свой труд,иначе и к вам и к вашей газете будет такое-же отношение,как к г.Степаненко.
0
0
Вика.19.05.2013 11:02:57
Павел, поддерживаю Вас, но, увы, убеждаюсь с каждым разом, что взывать журналистов и всю редакцию БК к чувствам человеческим совершенно бесполезно. Степаненко определенно нелюдь, и его ангажированность здесь - это звенья одной цепи. Неужели можно предположить, что этого горе-автора еще кто-нибудь станет публиковать? Вот кому он еще интересен со своим бредом? Слава Богу, никому.
0
0
(((((((((((.21.05.2013 10:16:53
Для Театрала, абсолютно с вами солидарен. Заключили контракт с Цхвиравой на 5 лет ещё, а зачем?! Только потому что он удобен?! Он режиссёр профессиональный, но чтобы быть главрежем этого недостаточно. Труппа стареет. Новых молодых звёзд не открывается. И постановка "Смерти..." только показатель того, что идёт не понятно в каком направлении работа в Омской Драме. А точнее направления НЕТ. Но так не должно быть. Это не подход к работе. И то что написал Степаненко не повод его оскорблять.
0
0
Театрал.22.05.2013 23:04:08
Да кто же здесь оскорбляет Степаненко? Он сам себя однажды оскорбил, до сих пор понять этого не может. Сегодня уровень театра никто не поддерживает, но труппа всё равно на высоте. И спектакль "Смерть не велосипед..." - не рядовая работа. Её нужно разбирать и осмысливать. Но это требует труда, умения, а Степаненко легче всего шашкой махать.
0
0
Ольга.24.05.2013 10:24:30
Степаненко отражает мнение простых зрителей, притом зрителей думающих. Сейчас столько мерзости в театре, надо сильно начать мудрствовать лукаво, чтобы это оправдать, придать этим постановкам смысл.
0
0
16665.24.05.2013 12:26:18
Ольга, если говорить о мерзости, то её сейчас с избытком и вне театра. Оглянитесь вокруг. Мерзость нарастает по экспоненте вот уже второе десятилетие.
0
0
добрый и большой.24.05.2013 14:48:06
Есть народная поговорка про существо, которое везде грязь найдет.
1
0
Zet.26.05.2013 14:42:02
Люди, уважайте себя прежде всего! Что это за оскорбления: маразматик, нелюдь? Кто вам дал право оскорблять человека за то, что он мыслит иначе, чем вы? Если вам так дорог наш Омский драмтеатр и вы в восторге от его постановок, напишите вы какую-нибудь рецензию. А то шипеть, злобствовать и оскорблять – много ума не надо.
Лучше спросите у министра Лопухина: почему на наши деньги, деньги налогоплательщиков, проводятся гнусные фестивали ("Молодые театры России"), где со сцены звучит мат и показывается половой акт (уж, извините, что есть, то есть). Это что – высокое искусство? Нам нужен такой театр? Вот уж действительно мерзость. Долой старую Юркову (директора "Пятого театра"), которая ничего уже не соображает! Даёшь молодых талантливых управленцев в культуре!
0
0
добрый и большой.26.05.2013 19:56:23
специально для Зета.

Не нравится - не смотри. Если тебя заинтересовал тот спектакль где матерятся и пекаются - поговорка про того, кто везде грязь найдет и про тебя тоже. Я на Молодых театрах почему-то смотрел только спектакли, которые заставляют думать о высоком и вечном.
0
0
Zet.27.05.2013 00:04:39
доброму и большому
А разве такие на "Молодых театрах" есть? Там же всё порнуха, судя по идеологии "Пятого" и его директора Юрковой.
0
0
Ника.27.05.2013 00:37:42
Тот факт, что публикации Степаненко имеют многочисленные комментарии, говорит о неоднозначности его статей. В Омске нет настоящих театральных критиков, а этот автор отражает объективные тенденции омских театров, которые -то и к искусству можно причислить с трудом.
0
0
добрый и большой.27.05.2013 11:48:28
Для Зета.

На самом деле есть. Причем очень хорошие спектакли. В этом году например я успел на \"Калеку с Инешмана\" сходить и на \"Платонова\". О А если Вас интересует только порнография, то для этого не обязательно в театр идти. Можно в тырнете поискать.
0
0
Zet.27.05.2013 23:13:22
доброму и большому
Чё прикопался к порнографии? Меня она как раз не интересует. Неужели непонятно из моих комментов?????? Я против похабщины, грязи и скверна на сцене!!! Сам поди на порносайиах торчишь, если знаешь, где её много.
0
0
добрый и большой.27.05.2013 23:44:44
Зет, не нравится театр - не ходи. Тебя силой туда тащат? Сиди дома, клей танчики.
0
0
С трудом причисленные к искусству.28.05.2013 12:40:17
Степаненко добился своего - воспитал своего читателя в духе неуважения и отвращения к людям искусства. Ура! Девушка Ника, не ходите в театр больше! Очень прошу! Избавьте нас от своего присутствия.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru