Генеральный консул России в Крыму Владимир Андреев публично назвал заявление МИД РФ по поводу его действий «беспомощным, глупым и беспринципным, позорящим МИД России». Трудно припомнить, чтобы действующий дипломат так дерзко дезавуировал заявление своего министерства. Понятно, что за этим последует его отставка.
Что же такого в Крыму стряслось, что генконсул поставил на кон свою карьеру? А всё началось с первого крымско-татарского кинофильма «Хайтарма». Фильм посвящён легендарному советскому лётчику-испытателю, дважды Герою Советского Союза АхметХану Султану, но главное событие в фильме - депортация крымских татар в мае 1944 года. Российские лётчики - ученики и соратники Ахмет-Хана были приглашены в Крым на премьеру этого фильма. Однако генконсул России Владимир Андреев настоятельно отсоветовал им присутствовать на презентации фильма, и гости послушались его совета. Причина такого поступка дипломата - кинофильм «искажает правду о Великой Отечественной войне». Естественно, такой шаг официального представителя России на полуострове вызвал бурную реакцию в крымско-татарской общине. Но генконсул в своём интервью местной телекомпании продолжал отстаивать свою позицию. И потом начались пикеты, манифестации и прочие демарши с требованием отзыва российского дипломата. Последовал и запрос МИД Украины. Наш МИД отреагировал заявлением, в котором попытался смягчить ситуацию, назвав формулировки Андреева «некорректными» и «использованными российским представителем без должного учёта чувствительного вопроса, требующего в любой ситуации исключительно взвешенного подхода». Это заявление несколько успокоило крымско-татарскую общественность, но не генконсула. «За такие заявления надо наказывать всех, кто их пишет и кто разрешает их публиковать», - заявил он агентству «Интерфакс-Украина» в пятницу 24-го мая.
Действительно, насколько деликатны и «чувствительны» вопросы, касающиеся национальных отношений, а тем более те их аспекты, которые сопряжены с насилием, жертвами, репрессиями по национальному признаку. Я внимательно проанализировал буквально каждое слово, сказанное генконсулом, и не увидел там «оправдания депортации» крымских татар. Однако руководители меджлиса услышали это. Более того, дипломат назвал депортацию «государственным преступлением советского руководства», а вот этого не услышали. Воистину: «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». Но дипломаты должны уметь семь раз отмерять за секунду, прежде чем что-то сказать. Иначе - скандал, урон репутации твоей страны. Народы, пережившие историческую травму геноцида, депортации, - чрезвычайно чувствительны и ранимы при прикосновении к этим темам. И это надо знать и учитывать. Не только дипломатам. Если хотим жить в мире и никого не обижать.