Новости. Омск


журналист


Омская коллекция: туфелька для коммунарки

Памятник борцам революции в центре Омска, известный также как памятник Парижской коммуне, открылся летом 1923 года, 90 лет назад.

Митинг в честь открытия памятника Парижской коммуне. 1923. Фото из собрания Омского музея истории городского самоуправления

Выпускник Строгановского училища, преподаватель омского Худпрома Николай Виноградов был человеком художественно «насмотренным». Он не стал изобретать собственный сюжет для монумента, а воспользовался опытом европейского мастера Бертеля. Омский памятник в общих чертах повторяет скульптуру во французском Лиможе: знамя из рук убитого президента Сади Карно подхватывает республиканская Франция.

Однако, несмотря на утвердившееся за омским монументом название, его центральный женский образ – это, конечно, не Франция, а революционная Россия. Именно она поднимает знамя Парижской коммуны. Одна из надписей на постаменте утверждала эту идею: «Славным коммунарам Всероссийской коммуны, расстрелянным Колчаком в ноябре 1919 года».

Женский образ, олицетворяющий Францию, сложился постепенно, в его создании приняли участие образы разных событий из истории великой французской нации, нашедшие отражение в произведениях значительных художников своего времени. Это Франция, воплощенная в собирательном образе девушки из народа Марианны, это «Марсельеза» с парижской триумфальной арки и это сама Свобода – та, которая на баррикадах.

Россия же не обрела олицетворявшего бы ее универсального женского образа. Слишком долго русская женщина была в зависимом, угнетенном положении по отношению к мужчине. Тем более не смогла бы представлять Россию горожанка – очень поздно, по сравнению с просвещенной Европой, появился у нас этот тип: женщины прогрессивной, самостоятельной, независимой. «Женщины в русских селеньях» также не получили обобщённого и узнаваемого художественного воплощения. И Колхозница из знаменитой скульптурной пары Веры Мухиной тоже им не стала: рабское положение села не способствовало утверждению колхозницы на идеологическом пьедестале как символа страны.

* * * Для работ по реставрации памятника в сквере Борцов революции в 2006 году (как водится, ко Дню города) предоставили слишком маленькие и неудобные леса. Реставратор Игорь Коновалов, не будь он человеком исключительной личной скромности, мог бы сравнить себя на этих хлипких досках с Микеланджело, в жутком неудобстве и тесноте расписывающим плафон Сикстинской капеллы. Увидев, что ступня омской коммунарки похожа на нечто вроде грубого башмака, Игорь Леонидович вздохнул по поводу недобросовестности предыдущих ремонтов и терпеливо слепил бетонной даме пусть не изящную, но в целом приличную туфлю.

Перебравшись со своими горе-лесами на другую сторону памятника, реставратор обнаружил, что коммунарка босая.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

0
0
БлАндинкО.12.08.2013 23:19:31
Ну почему любой архивариус на пенсии называет себя журналистом?
0
2
Евгений.19.08.2013 18:44:31
При всём уважении к Игорю Леонидовичу Коновалову я считаю, что никакой исторической, а тем более художественной ценности сей монумент и весь помпезный мемориал незадачливым сподвижникам поджигателей Мировой братоубийственной бойни не имеют. Единственная его функция - служить средством монументальной пропаганды идеологии большевизма. Иметь в центре Омска такой "памятник" - позорно. Тем более, что именно здесь, в бывшем Генерал-губернаторском саду, покоятся останки генерал-поручика И.И.Шпрингера, фактически превратившего пограничную крепостцу на реке Оми, в полноценный город с важными военно-административными, культурными и образовательными учреждениями. Вот ему следовало бы установить здесь мемориал благодарными горожанами.
1
0
Завьялова19.08.2013 20:32:04
Евгений, памятник Шпрингеру краеведы предлагают поставить, и это было бы правильно. А насчёт того, что омская "Коммуна" не имеет ценности, не согласна: имеет историческую и культурную. Памятник своего времени, которое из истории уже не вычеркнешь.
0
0
Киви.20.08.2013 09:21:07
Так все-таки Коновалов зря занимался сапожным делом? Символ Российской Коммуны надо разуть? А когда была последняя настоящая реставрация? Из истории известно, что на этом памятнике были самые разные надписи, менявшиеся согласно эпохе. Интересно было восстановить самые первые.
Значит, Н.Виноградов был знаком с памятником Коммуне в Лиможе?
0
1
Евгений.26.08.2013 22:12:35
Елена, какая \"культурная\", тем паче художественная ценность у плохой, похабно сделанной из эрозионно нестойкого железобетона копии? Возражение второе: Омская общественность в 1917 году, да, грезила \"свободой, равенством, братством\", но та же Сибирская армия воевала против большевизма именно за названные идеалы революции, считая большевиков новыми империалистами, поэтому памятник Парижской коммуне выражает мотив, чуждый идеологии большевиков. Ж.П.Беранже (\"Четырнадцатое июля\"):
\"Как ты мила мне, память, в заточенье!
Ребенком я услышал над собой:
- К оружью! На Бастилию! Отмщенье!
- В бой, буржуа! Ремесленники, в бой!\"
БУРЖУАЗНАЯ общественность в условиях Сибири 1917 года склонялась к власти Колчака, принуждала неуправляемого атамана Анненкова подчиниться Верховному Правителю. Стало быть, к 120-и убиенным потенциальным убийцам солдат армии русских патриотов этот монумент отношения вообще не имеет. И самое любопытное... а кем были эти 120? Сторонниками ДИКТАТУРЫ пролетариата, грабителями трудового селянства, сторонниками дезорганизации армии и поражения России в войне. Герои, что и говорить!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru