Кажется, ещё никогда за последние 22 года Украина не попадала в такую тяжёлую финансово-экономическую ситуацию. Основной её кредитор - Международный валютный фонд (МВФ), выручив республику последний раз в 2010 году, больше денег ей не даёт, видя, что должник не в состоянии платить даже проценты. Положение аховое. Очень правдоподобно, что обострению ситуации поспособствовала и Россия, которая приревновала братскую республику к Евросоюзу, с которым Украина должна была вступить в ассоциацию. Так или иначе - кризис обострился до крайности. Выход из него половина украинцев видит в западном направлении, а другая половина - в восточном, евразийском. Выбор действительно трудный, тем более что западный вариант влечёт за собой много неизвестного. Янукович попытался было, как ласковый телёнок, двух маток пососать, но они ему твёрдо посоветовали определиться. На самом деле, идти в Евросоюз, рискуя потерять российский рынок сбыта, куда уходит большинство украинских товаров (70 процентов сельхозпродукции), - это похоже на самоубийство. На глазах пример стран Восточной Европы, где целый ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства были свёрнуты после вступления в Европу. И куда там встрянет Украина со своими товарами? Кто там её ждет? Кто там подвинется и освободит ей место? А строгие европейские стандарты! Там ведь и яблочки должны быть калиброванными, а кривобокие и с червоточинками только в Сибири и на Урале можно успешно сбывать. Онищенко у нас хоть и строгий был, но с ним можно было всегда договориться, если хорошо себя вести. И сахар с салом в Европе не едят: с лишним весом борются.
Вступление же в Таможенный союз даёт Украине внятные плюсы сразу. Одно снижение цен на газ втрое чего стоит! А сельхозпродукция не станет даже подвергаться санитарному контролю. Появятся и другие льготы и преференции. Однако официальный Киев и оппозиция, несмотря на явные экономические преимущества евразийского варианта, постоянно твердили в последнее время, что вступление в Европу - это, мол, чисто «политическое решение». Но позвольте: один из классиков верно говорил, что политика - это концентрированное выражение экономики. Что это за политика, если она во вред экономике и усугубляет положение народа (а рост безработицы в связи со вступлением республики в ЕС и закрытием ряда производств предвещают практически все эксперты). Но поломал планы правительства Украины всё тот же МВФ, который потребовал от республики вдвое увеличить плату за коммунальные услуги, заморозить рост зарплат, а объём нового кредита сократил до суммы, необходимой лишь для погашения обязательств перед самим фондом. И Киев принял решение отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС. Виктор Янукович, оправдываясь перед хозяйкой саммита президентом Литвы Далей Грибаускайте, заявил, что украинцы не выдержали шантажа со стороны России.
И тут же посыпались наказания Украине за «неправильное» решение: госсекретарь США Джон Керри отказался от визита в Киев на совещание ОБСЕ (Украине внятно дали понять почему), а американский посол бесцеремонно сделал «выговор» Киеву. Оппозиция же вывела народ на улицу и начала свой «Евромайдан».