Заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры удивляется: неужели у города настолько плохи дела, что памятники распродают по деталям.
– Дожили: администрация Омска решила распродавать объекты культурного наследия по частям. Не в смысле по помещениям, а по деталям конструкций, т.е. двери, окна, ворота и т.д. Так, например, учреждение «Муниципальная недвижимость» выставило на продажу ворота от особняка на Ленина, 34. Хотя ворота являются неотъемлемым элементом исторического облика памятника и обязаны входить в его предмет охраны. Но это вопрос к минкульту.
Как такое может происходить? Конкретно в этом случае история долгая. Подлинные исторические ворота исчезли еще в 20-е годы XX в. Потом вместо них сделали случайные, грубые, которые простояли там до 1988 г. Но сохранились фотографии старых ворот, которые были настоящим произведением искусства. Тогда с инициативой восстановления ворот выступил один из пионеров возрождения кузнечного искусства в Омске – кузнец Черных. В доме тогда располагался вычислительный центр областного управления торговли. Черных убедил руководство управления профинансировать восстановление ворот. Работа была выполнена безупречно.
К восстановлению ворот приложил руки и реставрационный участок, который я возглавлял. Мы выложили кирпичные столбы, обрамляющие ворота. На это потребовалось большое количество профилированного кирпича, который мы заготавливали вручную. В 90-е годы управление торговли преобразовалось в компанию «Омтор». В здании разместился «Омторбанк». Но в начале 2000-х банк ликвидировался, и дом оказался в собственности города. С помощью губернатора его получил Союз журналистов. Тогда же на первом этаже открылся ресторан, который поначалу назывался «Журналист», а после конфликта с его владельцем стал называться «Графоман».
Не знаю юридических подробностей, как дом от управления торговли перешел к городу – или он давно был муниципальным? На кого была оформлена собственность на ворота? Если город пытался их продать, то, видимо, ворота достались ему вместе с домом. Но как тогда они превратились в отдельный товар? И что с ними можно сделать в случае покупки? Их можно снять и увезти?
Могу подкинуть «Муниципальной недвижимости» еще одну бизнес-идею. Кроме ворот в свое время «Омтор» оплатил еще замену парадных дверей на этом доме. Их сделали внешне по историческому образцу (хотя лучше бы отреставрировали старые – новые уже обветшали). Почему бы не продать двери вместе с воротами? Вся эта история напоминает мне старый анекдот: «Вам дрова нужны? Нет. Просыпаются – дров нет».
Неужели у города настолько плохи дела, что памятники распродают по деталям? Или решили «развести на бабки» владельца ресторана, который использует дворик как летнее кафе? Мол, припугнули его, что продадим ворота – никуда не денется, купит . В любом случае вся эта история абсурдна, она дурно пахнет и является тревожным симптомом. Как правило, хозяин продает свой дом по частям, если собирается съезжать.