Прокурор неоднократно просила зачитать протоколы более ранних допросов - и каждый раз оказывалось, что не зря.
В Первомайском районном суде прошло очередное заседание по делу о подпольной торговле безакцизным алкоголем. На скамье подсудимых - Борис Маскин, бывший владелец крупной торговой точки «Флагман».
Следствие уверено, что после первого приговора Маскин продолжил реализовывать крупные партии нелегального спиртного; сам подсудимый вины не признал и утверждает, что «завязал» с преступным ремеслом.
Сейчас обвинение допрашивает своих свидетелей, один из которых уже успел преподнести неприятный сюрприз: оказалось, что часть протоколов контрольной закупки была сфальсифицирована, а понятой даже не заходил во Флагман и лично Маскина никогда не видел. И свидетели, выступившие в зале суда в понедельник, ситуацию только усугубили.
Просто добавь воды
Первыми показания давали жители дома, расположенного по соседству с алкогольным магазином - Сергей и его гражданская жена Яна. Торговая точка, по их словам, раньше была обычным жилым домом. Однако несколько лет назад у здания сменился хозяин, после чего дом обшили сайдингом, обнесли новым забором и оборудовали электронным табло с надписью «Флагман». Самого Маскина свидетели видели несколько раз, но так, по-соседски - когда он заходил к себе на участок или что-то там делал.
О том, что по соседству расположилась Мекка омских алкоголиков, молодые люди и не подозревали. Да, на улице стало парковаться гораздо больше машин, но одновременно в другое здание по соседству переехала семья из Казахстана, и омичи связывали наплыв гостей с этим фактом.
Государственного обвинителя Юлию Кудашову эти слова удивили, так что она попросила суд огласить показания, данные гражданскими супругами ранее, во время следствия. И действительно: в протоколах допросов значилось, что и Сергей, и Яна «знали, что в доме располагается магазин по реализации суррогатного алкоголя населению», считали Маскина его владельцем и «неоднократно видели, как из здания выносили коробки с алкогольной продукцией».
«На самом деле мы ничего такого не говорили. Просто следователь сказал, что в наших показаниях одна вода, и ему недостаточно будет, после чего сам все написал», - сообщил свидетель.
«Он сообщил, что это чистая формальность, что это просто опрос, для массовости. О том, что эти показания будут использованы в суде, нас не предупреждали», - согласилась с ним гражданская супруга.
Судью Кирилла Лепехина подобное легкомыслие возмутило, и он поинтересовался: а если бы следователь написал, что Маскин у вас на глазах совершил убийство, вы бы и это подписали? Свидетели, подумав, ответили, что, наверное, нет. Так далеко они бы не зашли.
«Вы что там, сидели и торговались со следователем, что можно сказать, а что нельзя?» - укоризненно спросил судья.
«Да... примерно так оно и было», - невозмутимо ответила Яна.
Невезучий альтруист
Во время допроса одного из следующих свидетелей ситуация буквально вывернулась наизнанку. Мужчина, также проживающий в одном из домов неподалеку, рассказал, что работал на приусадебном участке у «Флагмана» разнорабочим. Поливал овощи, полол сорняки, сажал картошку. Да, пару раз помогал разгрузить машину, но никакого алкоголя там не было, а про то, что здесь же работает магазин, он и не подозревал. Как устроился на работу? Ну, увидел, что к зданию подъезжает много машин, решил зайти, спросить, не нужна ли помощь.
Через некоторое время нужда в его услугах отпала, а весной 2016-го свидетель пошел в гости, чтобы помочь другу с переносом мебели - и случайно попал в руки полиции. Просто проходил мимо гаража, увидел, как разгружают машину - и решил подойти, узнать, не нужна ли помощь. В гараже свидетель увидел Маскина в компании с несколькими ящиками алкоголя, но поговорить с ним не успел - нагрянули полицейские.
Прокурору и судье подобное совпадение показалось странным, тем более что во время следствия мужчина давал совсем другие показания. О том, что Маскина знает пять лет, что работал у него в магазине грузчиком, прекрасно знал, какой именно товар там продается, и даже больше - несколько раз брал часть зарплаты «натурой». В самом «Флагмане» свидетель видел несколько помещений, в том числе склад незаконного алкоголя.
После того, как Маскина осудили в первый раз, мужчина понял, что грузчиком работать больше не может: годы не те и здоровье не позволяет. Вместо этого подсудимый поручил ему очищать от снега гаражи, в одном из которых он впоследствии и был задержан.
«Чем дальше в лес, тем больше у меня появляется вопросов», - мрачно констатировал Кирилл Лепехин.
Судья устроил свидетелю подробный допрос, зачитывая поочередно каждый абзац его предыдущих показаний. В процессе мужчина кое-что «вспомнил»: подтвердил, что действительно регулярно разгружал машину, в которой Маскин привозил товар, и периодически брал в магазине водку, но не в качестве зарплаты - просто получал деньги и тут же покупал бутылку. Припомнил и то, что подсудимый действительно просил его убрать снег от гаражей.
В части показаний, однако, свидетель твердо стоял на своем. Разгрузкой он занимался не постоянно, а по случаю, в основном работал в саду и в сам дом никогда не заходил. О том, что гаражный кооператив принадлежал Маскину, тоже не знал, и до сих пор не знает. Почему подписал протоколы допроса и очных ставок, в которых прямо говорится об обратном? «Не знаю, почему... Меня просили, я все подписи ставил».
«Я еще раз предупрежу вас об ответственности за дачу ложных показаний. Так каким показаниям нам верить, где вы говорите правду? Учтите, больше шансов у вас не будет», - предостерег судья.
Внушение подействовало, однако лишь частично: свидетель сообщил, что читал не все протоколы, да и в тех, что читал, не уверен - зрение порой подводит.
Следующее заседание по делу состоится уже в эту среду.