Доверенные лица кандидата в президенты рассказали о своём отношении к выборам и лично Путину.
В предвыборном штабе Ксении Собчак в Омске вчера прошла пресс-конференция с доверенными лицами этого кандидата в президенты. Таковых в нашем городе ровно трое: юрист и правозащитник Дмитрий Шейко, бизнесмен Виктор Шкуренко и ещё один бизнесмен Арсен Пономарёв. Их задачей, похоже, было объяснить за 2 с половиной недели до выборов прессе и всем интересующимся, почему они за Собчак и как они относятся к выборам как таковым. Во всяком случае, этому были посвящены монологи доверенных лиц, произнесённые на затравке, пока журналисты придумывали вопросы.
– В 2008 году я с удовольствием пошёл на выборы и проголосовал за Медведева, – начал свой рассказ Шкуренко (стена за его спиной была испещрена цветными полосами и надписями «Против цензуры», «Против воров», «Против агрессии»). – Мне нравилось, что он молод, и что Путин решил не менять конституцию под себя, а передать власть преемнику. Потом началась «медведевская оттепель», Дмитрий Анатольевич не раз говорил о необходимости демократизации...
– Но дальше, – рассказывал Шкуренко, – всё пошло не так: разговоров на тему «свобода лучше, чем несвобода» оказалось недостаточно, и в России появился новый (он же старый) президент.
– Для меня самым ужасным событием в политике стала рокировка Медведева и Путина, – признался бизнесмен. – Я в 2012 году голосовал за Прохорова, а во время этой кампании, как только узнал о выдвижении Собчак, написал пост в её поддержку. Я не политик: этот месяц посвящу политике, а потом забуду её, как страшный сон.
Это выступление задало тон всей встрече. Так же, как в день приезда Собчак, в стенах штаба звучали удивительные для нынешней России вещи: герои пресс-конференции открыто заявляли, что деятельность Путина им не нравится и что она наносит огромный вред стране. Дмитрий Шейко, когда-то бывший доверенным лицом Ирины Хакамады, поддержал основную тему:
– Мы глобально проигрываем как страна, а как регион – тем более. Мы сейчас сползаем в отставание. Почему? Потому что у нас всё ещё не защищены права людей; судебная система не является независимой от власти, и люди это чувствуют, когда сами сталкиваются с несправедливостью.
Арсен Пономарёв предложил конкретные вещи, чтобы полностью изменить политический пейзаж: графу «Против всех» вернуть в бюллетени, сбор подписей для выдвижения в кандидатуры заменить разумными денежными выплатами, порог явки вернуть тоже 50-процентный.
– Власть у нас слишком хорошо устроилась, выдвигая каких-то странных кандидатов, за которых никто никогда не проголосовал бы в обычной ситуации, – заявил бизнесмен. – Пусть потом она не удивляется, что у нас если не революция, то восстание где-нибудь...
Вопрос из зала о том, не роняет ли на Собчак тень тот факт, что она вела активную богемную жизнь, в которой бывало всякое, вызвал ответный выпад Шкуренко:
– А у меня встречный вопрос про Путина. Разведённый мужчина 65 лет. Мы не знаем, с какой женщиной он живёт! Почему-то у нас совсем разные подходы к разным кандидатам: личная жизнь одних нам очень интересна, личная жизнь других – неинтересна совсем. Давайте будем последовательны!
– Но ведь говорят: «Береги честь смолоду...», – возразила было журналистка. – А тут честь уже подмочена...
– Да она у всех в нашей стране подмочена! – ответил Шкуренко.
За этим последовали рассуждения о том, что люди меняются: тот же Путин наверняка был атеистом, а сейчас настаивает на своей религиозности. Если он действительно изменился таким образом – почему бы другим кандидатам не измениться как-то иначе? Возражать против такого никто не стал.
Примерно так же Шкуренко ответил и на вопрос о том, не является ли Собчак «спойлером» Кремля:
– Все мы, граждане России, – спойлеры Кремля! – а потом всё-таки добавил, что обращать внимание нужно на то, что говорит и делает кандидат, а не на то, чей он «проект».
– Кстати, и Лех Валенса, как оказалось, был связан со спецслужбами! – подсказал модератор встречи Иван Жуков (доцент-политолог из ОмГУ). Эта связь – действительно факт общеизвестный. И коммунистическому режиму в Польше она совсем не помогла.
А Шкуренко тем временем сделал лирическое отступление:
– Если армия и флот – главные союзники России, то я не хочу жить в такой стране! И есть кандидат, который канализирует энергию таких людей, как я... Помните «Левиафан»? Там администрация хочет забрать у человека дом. Причём забрать не для себя даже, а на благо людей, и ведь хозяин дома – человек неприятный, явно отрицательный персонаж. Надо было всего-то заплатить ему не 1 миллион, а 3. Но для нашего государства главное – отобрать всё у человека, унизить его!
Эстетические разногласия Шкуренко с нынешней властью, по его словам, настолько серьёзны, что он готов даже идти вопреки собственной выгоде – например, добиваться перехода к реальному федерализму, хотя для бизнеса проще, чтобы во всех регионах законы были одинаковы.
– Меня как либерала довели до того, что я готов проголосовать даже за Грудинина, – продолжал предприниматель. – Это говорит о моей усталости от нынешней власти.
Арсен Пономарёв, в свою очередь, тоже поговорил об искусстве – точнее, о литературе.
– Есть такая книга Сергея Снегова, «Диктатор». Никто не читал? – обратился он к публике. – Она вышла в 1996 году и очень точно описывает современную Россию. Я думал когда-то, что она о перестройке, а оказалось – о нашем времени. Почитайте, там описываются очень радикальные решения. Вообще устраивать революцию – это хуже, чем голосовать за Собчак...
Пресс-конференция продолжалась около часа. Вопросов было не слишком много, но зато спикеры были готовы отвечать подолгу, так что чувствовалось: накипело. Интересно, что все трое считают победу Путина неизбежной (Пономарёв, правда, с существенными оговорками), так что приближающиеся выборы – это для них повод даже не для того, чтобы надеяться на политические изменения, а для того, чтобы рассказать о своих надеждах. Получается, пока несбыточных.