Выложенное на прошлой неделе интервью, по идее предназначенное для того, чтобы повысить престиж «Омсктехуглерода», при ближайшем рассмотрении оказывается едва ли не саморазоблачением.
Ровно неделю назад, 22 мая, портал «Вомске» опубликовал интервью с директором производственной площадки «Омск Карбон Групп» Алексеем Поддубняком.
Появилось оно отнюдь не случайно: в конце концов, в Омске уже несколько месяцев продолжается конфликт между экологической общественностью (в лице блогера Ориса Брута) и руководством «Омсктехуглерода» (в лице поочерёдно выступавших гендиректора Нины Обвинцевой, члена совета директоров Сергея Мизи и самого Валерия Каплуната).
Логично предположить, что последнее интервью является очередным этапом этой виртуальной битвы. Причём на этот раз «сторона Каплуната» изменила тактику: больше нет пафосных обвинений оппонентов в эко-терроризме, в отрабатывании интересов «мафиозных кланов». Теперь акцент сместился на позитив, на миллиарды, которые предприятие вложит в модернизацию... и это правильный подход. Да вот только не вышло ли так, что этим интервью сажевый завод в буквальном смысле выстрелил себе же в ногу?
Вот, например, Поддубняк рассказывает о частностях грядущей модернизации:
«В августе 2018 года планируем завершить модернизацию участка слива и хранения сырья. На реконструируемой сливной эстакаде применена схема герметичного слива сырья без предварительного удаления жидкой фазы, тем самым значительно сокращаются выбросы в атмосферу».
И это отлично, но... если выбросы будут уменьшены – значит, сейчас они есть! И раньше были, и за год до того. И – дальше простая логика – если эти выбросы не несут никакой угрозы, то зачем их сокращать? А если несут, то, получается, все пафосные высказывания о «постоянном контроле» и регулярных проверках были лукавством?
Кстати, о проверках: их, по словам директора, компания успешно проходит. Две от Роспотребнадзора, две от Росприроднадзора, от Октябрьской прокуратуры, от межрайонной охранной... «фактов, подтверждающих обоснованность жалоб населения, не выявлено».
Наш корреспондент потрогал тополь рукой. На пальцах осталась маслянистая сажа. Оттереть её оказалось не так просто, как обычную пыль. Липкая субстанция плотно пристала к коже.
То есть – следите за руками – сами жалобы были. От населения, которое чем-то недовольно; экологической обстановкой, можно предположить. А уже потом эти жалобы были признаны «необоснованными». По результатам проверок, которые, конечно же, были честны и объективны. Никто не звонил за неделю с предупреждением «мы там придём, вы подготовьтесь», никто никому ничего не передавал в конвертиках... Такого ведь вообще не бывает, особенно в современной России.
На этом интересные факты не заканчиваются, ведь кроме всего прочего в интервью говорится о... санитарно-защитной зоне «Омсктехуглерода». Той самой «зоне отчуждения», которую корреспондент БК55 посетил лично и ужаснулся. Мы предлагаем сначала прочитать этот абзац целиком, а затем подробно, по предложениям, проиллюстрировать его фотографиями.
«Санитарно-защитная зона «Омсктехуглерода» – это вообще территория особенно пристального внимания как руководства предприятия, так и населения округа. Здесь в режиме нон-стоп в зависимости от сезона мы ведем работы по благоустройству. Ежегодно силами хозяйственных служб нашего предприятия с привлечением городских специалистов проводятся ландшафтные работы, очистка и восстановление газонов, высадка газонной травы и цветов, обновление саженцев деревьев и кустарников, сезонная уборка прилегающих территорий».
«Здесь мы в режиме нон-стоп ведём работы по благоустройству»
«Ежегодно проводятся ландшафтные работы, очистка и восстановление газонов, высадка газонной травы...»
«...обновление саженцев деревьев...»
«...и сезонная уборка прилегающих территорий...»
Напоследок стоит затронуть ещё одну тему – полтора миллиарда рублей, которые «Омск Карбон Групп» сажевого олигарха намерена вложить в модернизацию заводского оборудования. Цифра солидная, спору нет – да вот только не те ли это деньги, что компания увела из омского бюджета с помощью оптимизации налогообложения?
Ведь с 2011 по 2013 суммарный налог на прибыль, выплаченный «Омсктехуглеродом» и ЗАО «Поликарбон» (в 2013 году было реорганизовано в ООО «Поликарбон», а в 2014-м присоединилось к ООО «Омсктехуглерод»), постепенно рос с 339 до 398 миллионов рублей. В 2014-м, когда курс доллара вырос в два раза, налог на прибыль достиг рекордного показателя – 649 млн рублей.
Но вот парадокс, в 2015-м он уменьшается в два раза до 316 млн. Ну а год спустя, в 2017-м, предприятие платит смехотворные 23 (!) миллиона рублей. Доллар за это время не падал, а объем производства только рос – так что выводы напрашиваются...