Тюремный срок грозит сразу 4 бывшим функционерам стройсферы.
Сегодня из отпуска наконец вернулся процесс по обвинению экс-заместителя губернатора, курирующего вопросы строительства Станислава Гребенщикова, тогдашнего главы минстроя Богдана Масана, его зама Евгения Скрудзина и Ольги Хорзовой, возглавившей на некоторый период КУОО «Омскоблстройзаказчик».
Напомним, всех этих людей на скамье подсудимых объединили 14,958 миллиона рублей, которые, как предполагает следствие, исчезли в недрах банкротящегося ООО «Стройинвесткомплект», нанятого для работ по реконструкции будущего филиала музея имени Врубеля, «Эрмитаж-Сибирь».
Представитель защиты перед началом заседания сориентировал прессу на важный момент при исследовании доказательств:
Суд приостановил зачтение на моменте, касающемся банковской гарантии.
По мнению адвоката, этот документ является одним из самых веских доводов, позволяющих судить о том, что никакого хищения собственно и не было.
В целом, защита сегодня была гораздо активней, учитывая, что фактически солировал представитель гособвинения. Между прочим, его за время перерыва сменили, теперь важная роль способствовать наказанию виновных отведена Евгению Земляницыну.
Председательствующая судья Ермолаева даже вынуждена была на очередной запрос о детальном зачтении имеющегося документа заметить:
Прокурор зачитывает то, что считает нужным!
Собственно, ныне в суде озвучили следующие факты о сотрудничестве регионального правительства с омским ООО «Стройинвесткомплект»: в мае 2015 года проект реконструкции был профинансирован в общей сложности на 156 миллионов, из которых 130,92 пришли траншем из федерального бюджета по заявке властей Омской области. Правда, впоследствии цифры корректировались не единожды: сначала добивались повышения до 205 миллионов и 29 миллионов сверху, но потом урезали, видя невозможность освоить столь весомую сумму, до 82 миллионов.
Действительно, нашлась в материалах дела и та самая банковская гарантия от «Экспресс-кредита» на общую сумму в 158 миллионов. По особому настоянию адвокатов ее текст зачли целиком, особо оговорив, что право требования возврата третьим лицам не предоставляется, а отказ от права гаранта невозможен.
Собственно, 1 июля 2016 года ее потребовали возвратить в связи с неисполнением «Стройинвесткомплектом» обязательств и фатальным нарушением сроков. Напомним, культобъект предписано было сдать в декабре 2016. Контракт в общей сложности заключался на 526 миллионов рублей, но уже по итогам 2015 года повисли мертвым грузом на счетах подрядчика порядка 38 миллионов.
К слову, проверка ФАС, о которой также напомнил прокурор, показала, что нарушение закона можно было фиксировать уже по факту заключения контракта — ведь одним из условий для тогда еще не найденного подрядчика было отсутствие долгов перед налоговыми органами, однако к 2015 году на предприятии уже была введена процедура банкротства.
В итоге, к зиме 2015 года стройка была заморожена, а настоятельные рекомендации продолжать реконструировать здание «Саламандры» от нынешних подсудимых так и не возымели результата. Контракт было решено расторгнуть 1 июля 2016 года.
Напомним, в промежутке между этими двумя датами и произошло, по мнению обвинения, преступление: перевод «недовыплаченного» аванса в сумме 14,98 миллиона. И это притом, что Гребенщиков уже не сомневался — заканчивать работы «СТИК», в отношении которого было открыто исполнительных производств свыше 100 миллионов только в регионе, а по стране и вовсе на 1,5 миллиона, не станет. Правда, он думал, что гарантия покроет «недостачу» и бюджетные ассигнования не пострадают. Озвучено это было как цитата самого Гребенщикова из стенограммы звонков от 28–29 декабря.
Вскоре придет время защиты парировать эти доводы и доказательства, слушания продолжатся уже завтра.
Евгений Куприенко