Завтра поедут уже восемь из них.
Сегодня омский перевозчик Владимир Геворгян представил небольшому количеству журналистов партию новых микроавтобусов «Газель NEXT», которые уже на днях выйдут работать на его маршрутах. Ещё пять машин придут в его автопарк вскоре, но чуть позже. Перевозчик хотел показать СМИ пример того, что в частном секторе пассажирских перевозок тоже успешно обновляют подвижной состав.
Восемь представленных автобусов выйдут на 445-й маршрут из городка Нефтяников до ТЦ «МЕГА», ещё два — на другие маршруты, которые перевозчик не уточнил. Бизнесмен пояснил, что необходимость в новых единицах была именно для 445-го. И именно малых, а не средних.
«Все маршруты в городе — совершенно разные, есть короткие, там автобусы среднего и большого класса вообще не нужны. Они делают свои рейсы именно исходя из их быстрой оборачиваемости. 445-й — там конечная в «Меге» под самим торговым центром. Туда автобусы ни среднего, ни большого класса не зайдут. Это тогда пассажиров с данной конечной надо куда-то выгонять, строить отдельную остановку. Это уже инфраструктура. Кто это будет делать? Да там и уже места нет. Есть 394-й — там ПАЗы и такой конечной нет. Где поток больше — там и автобусы больше. А где он небольшой — там и большие автобусы просто не нужны. Поэтому нет понуждения от мэрии тотально выставлять везде средний и большой класс, есть конкретная работа по конкретным маршрутам и с конкретными перевозчиками. Если маршрут идёт по центру — там понятно, что не нужны малые, они занимают много места на дорогах, а нужны средние и большие. У нас такие тоже есть», — рассказал он.
В этом году суммарно автопарк перевозчика обновился на 27 машин — с учётом и нынешних. В целом норматив обновления сейчас -10% в год, таким образом Геворгян этот план уже даже превысил. После нынешних десяти ещё пять машин у дилера заберут на следующей неделе, все они пойдут на 386-й маршрут, там необходимость обновления уже назрела.
«До того я работал на такой же машине, но хотя это та же модель, эта обновлённая, просторнее, пассажирам удобнее входить в полный рост, для водителя — очень хороший обзор через лобовое стекло, при движении это очень удобно. «Мёртвых зон» практически не бывает. Ожидания на этом маршруте — чтобы пассажирам было удобнее передвигаться, чтобы создавать им меньше проблем. На 445-м маршруте действительно бывали поломки, один-два раза в неделю. С новыми машинами интервал будет тот же, 5-7 минут, но стабильнее, люди уже будут знать, что он не увеличится из-за сходов машин с линии. И они автобус спокойно дождутся. Сходы получится минимизировать», — рассказал БК55 водитель Константин Яцик.
Владимир Геворгян оценил и перспективы дальнейшего обновления автопарка — не только у себя, но и у других частников.
«Если всё же внедрят муниципальные контракты — это одно. Если оставят существующую схему — это другое. Муниципальные контракты потянут за собой вопросы о наличии денег в бюджете. По ФЗ-44 обязательно наличие бюджетного финансирования. И я не могу гарантировать за город, что у него будет предусмотрено в бюджете. Второе — на транспорте, чтобы обновлять подвижной состав, если в лизинг, то там срок не меньше трёх лет. А если контракты разыгрывать каждый год заново, то становится непонятно, что в будущем. Выиграл в один год, а потом не выиграл на следующий — то что потом делать с автобусами? Если лизинг на три года, то и муниципальный бюджет нужен на три года. Да, его могут и принять на три года, но он ведь может и частично не исполняться? Тут и вопрос тарифообразования включается, и вопросы компенсации, и того, будет ли этот пассажиропоток. И в целом вопросов очень много», — отметил Геворгян.
Он добавил, что в Омске вообще есть перевозчики, которые заранее заверяют: как только объявят о переходе на муниципальные контракты, они уйдут с рынка. И, возможно, просто будут работать в других городах. Об этом ранее в интервью БК55 перевозчик Виталий Торопов уже говорил.
Если же оставлять нынешнюю схему работы перевозчиков, то уже очень ясная и понятная перспектива. Тогда предприниматель уже понимает, купить ему 20 машин или 30. Даже сейчас Геворгян автопарк обновляет, а когда будет понятна перспектива, например, на пять лет, то можно всё спланировать и намного вперёд. Чтобы пассажиры не имели нынешних проблем, подчеркнул Геворгян. По крайней мере при втором варианте 20 новых машин он готов купить. Сейчас у него есть автобусы 2014 года выпуска, которые пора менять.
Что касается того, куда девать списываемые машины, то у перевозчиков сейчас два основных варианта. Один — это трэйд-ин, когда автобус сдаётся дилеру и уже он сам его разбирает и утилизирует, а перевозчик покупает новую единицу транспорта со скидкой. Второй — просто перепродажа для использования для неких личных нужд, или даже для перевозок в других регионах или сельских районах. Но намного выгоднее здесь, конечно, первый вариант.