Господа, третий звонок. Приглашаем вас занять свои места. В программе – дни театра, культуры и вообще. Тем более вся наша жизнь – что?.. Не угадали.
«Вся жизнь – в театре», – перефразирует вечную истину «Омская трибуна», рассказывающая о конкурсе «Лучшая театральная работа года». Церемония награждения проходила в Доме актера, а первой награду – премию имени Любови Полищук – получила Валентина Шершнева, уже полтора месяца как глава омского отделения СТД. Спектаклем года стал «Бег» в драматическом, а триумфатором конкурса – Музыкальный театр, директор которого поднимался на сцену и за наградой, и поздравить актеров труппы.
При этом, как пишут «Коммерческие вести», не присуждена именно «музыкальная» премия – лучшему вокалисту, а также лучшей актрисе. Зато наконец-то нашли кого наградить премией имени Валентины Тулуповой – Андрея Матвиенко, исполнителя главной роли в балете «Карбышев» в Музтеатре.
Бывший солист этого театра, главный балетмейстер ТЮЗа Виктор Тзапташвили дал интервью «МК в Омске». Откровения интересного человека – это всегда здорово, даже в странной рубрике «Хох-стоп» (HOH-STOP). Виктор Датикович признался, что не любит работать с «балетными»: у драматических актеров «не только форма, но и содержание». А еще ему очень хочется посотрудничать с филармонией. Ведь это – единственное место в Омске, где «что-то происходит в культурной жизни», а у исполнителей и коллективов огромный потенциал. «Им по плечу многое». Невозможно не согласиться.
Филармонию в необычном ракурсе – даже не из-за кулис, а через дверь профкома - представляет «Позиция». Только там можно узнать, что Алла Енина не только замечательный декламатор, а еще и профсоюзный активист. Что в филармонии прошла аттестация, перед которой певцам лучше не болеть и не терять голос. И что в советское время Омский народный хор перед заграничными гастролями инструктировали насчет Солженицына – Александра Исаевича, а не Игната, который скоро выступит на сцене Концертного зала. Такой вот круг жизни.
Говорят: «Литературы нет, а литературоведение есть». В Омске же «театральной критики нет, а секция критиков в СТД – есть». Впрочем, независимо от членства в этой секции, журналисты из «отделов культуры» обязаны писать рецензии.
Например, «Красный путь» рассказывает о гастролях в Омске Северного драматического театра.
(Кстати, почему «Северный», а не «Тарский»? Вот Норильск – север, и театр у них – «Заполярный драматический», в Новом Уренгое – «Северная сцена». Относительно них Тара – вообще юг. Хотя относительно Северного театра Герасы в Иордании – таки да, север.)
«КраП» добросовестно описывает спектакль «Тартюф», дотошно отмечая отклонения от авторского текста. Последняя колонка рецензии начинается словами «Актеры порадовали». Радуюсь и я. Классика рецензии по-омски: а) пересказать содержание; б) похвалить актеров. Еще можно похвалить автора, но Мольер, слава Мельпомене, в этом не нуждается.
Культурный журналист «Вашего Ореола» посетил премьеру спектакля по гоголевской «Женитьбе». Рецензию «Психоделические сны «Галерки» удачно оттенили иллюстрации. Из-за типографской небрежности цвета на полосе «разбежались». В результате лица и фигуры на фотографиях кажутся иллюзорными, дрожащими.
«Бизнес-курс» проведал, что «Галерке» дают деньги на строительство здания, а Владимир Витько «под это дело» ездил в Псков ангажировать директора, да не уговорил. Спектакль «Сны Подколесина» в постановке Кирилла Витько журналист Василий Романов оценил не очень высоко. А как еще понять отзыв: «Все, что творилось на сцене, напоминало одновременно фильмы Кустурицы и КВН» и «Зрелищу не хватало драйва»? И эта странная фраза: «Чтобы закрепиться в свежеотстроенном театре, только родства с худруком и создателем коллектива недостаточно»…
Кстати, тот же «БК» порадовал предстоящим ремонтом ТЮЗа – с неизбежным закрытием. Между прочим, «Галерка» начинала бродяжничество с закрытия на ремонт бывшего ДК «Юность».
Кстати, об архитектуре, которая суть застывшая музыка. Загляните в «Вечерний Омск» – там «Небо в орденах». Так почти поэтично газета назвала проект мемориала полиции. Говорят, стеклянный меч высотой 13 метров должен символизировать кристальную чистоту сотрудников правопорядка. Если градсовет не откажется от этого символа, в историческом центре Омска высоко поднимется внушительное достоинство внутренних органов.
На фоне этого духоподъемного приапизма прокуратура, «Омская правда» и реставратор Игорь Коновалов расследуют уничтожение очередного памятника культурного наследия. Объект на улице Декабристов был снесен как несуществующий дом по улице 10 лет Октября. Загадочные документы, загадочный застройщик но все очевидно.
«Аргументы и факты» пишут о другой культурной потере: Василий Мельниченко закрывает галерею современного искусства «Белый куб», не найдя денег ни у бизнеса, ни у власти. Он подводит черту под этим этапом своей жизни – и под культурой города вообще: «Культурной среды в Омске сейчас нет. Она разрушена». А та, что не разрушена – уехала.
«Поуехавшие» Борис Мездрич и Валерий Рощупкин на неделе посетили Омск. Судя по интервью в «Вечерке», «7», «Ореоле», «МК в Омске» и «Бизнес-курсе», обратно их не тянет. А Дамира Муратова не тянет «туда».
И хотя выставка в Москве «Соединенные Штаты Сибири» названа в честь его картины, ему это не очень интересно. К тому же автору никто не оплатил проезд. «Нам остается об этом лишь сожалеть», – причитает «Вечерка» то ли о культуре, то ли о жизни, то ли вообще…
Татьяна Ильина