Новости. Омск

Город Омск как диагноз

Мне доводилось накоротке разговаривать с Михаилом Горбачёвым и Борисом Ельциным. Первый к тому времени числился экс-генеральным секретарём ЦК КПСС, а второй - президентом России. Для обоих это были такие мелкие и ничего не значащие эпизоды в жизни, что через час они и не вспомнили бы. Для меня, как сейчас понимаю, общение с «великими мира сего» тоже не имело значения. Работа такая. Другому журналисту, может, потешило бы тщеславие, но по причине отсутствия оного я и строки не написал о тех мимолётных и забавных встречах. Сейчас упоминаю о разговорах с бывшими лидерами со своекорыстной целью: поставить их по моему внутреннему ранжиру после беседы с омским дворником. Или точнее, по-русски сказать, - с дворничихой Свято-Никольского казачьего собора, интервью с которой до сих пор считаю своей огромной творческой удачей.

Звали её Наталья Евгеньевна. На разговор дворничиха согласилась не сразу и сутки взяла на раздумье. Мне сказали: «Основина - из актёрской семьи, философ с дипломом Ленинградского университета, преподаватель с двумя высшими, с аспирантурой и вчерне готовой диссертацией «Антология пограничных ситуаций». Признаюсь, я волновался и готовился к умной беседе, как никогда ранее. Освежал в памяти забытые философские труды Гегеля, Канта, Маркса и думал, как бы тактичнее спросить, почему дворницкие лопата и метла вдруг стали для неё инструментами познания Мира. Если бы точно знал, с кем буду иметь дело, то заодно окунулся бы в судостроение, токарное дело и психологию. Оказалось, эта храмовая метельщица по молодости училась в ПТУ на маляра по металлу, красила корабли, строила торпедные катера, работала токарем и ещё школьной учительницей. В общем, меня выручило то, что учился когда-то в Челябинске на техника-технолога по двигателям внутреннего сгорания, слегка петрил в сопромате и в технологии горячей обработки металлов.

Перебрав по очереди литературные, философские и прочие темы, мы перешли к бытовым. Выяснилось, что такое понятие как престиж для дворничихи вообще не существовало, а главным считала честолюбие. «Нужно любить честь и работу по чести!». К политикам и руководителям разного уровня относилась «меркантильно». То есть интересовалась только тем, что они делали или НЕ делали для омичей и Омска. Переводя разговор от теории к практике, я напомнил ей «вечнозелёное» правило - чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят - и услышал ответ… Пожалуй, приведу полностью её слова. «Проблема в том, что люди не только сами сорят, но видя, как сорят другие, не останавливают их и перешагивают через грязь. В этом есть внутренний смысл, закономерность. Каждый хочет чего-то своего, а в результате получается то, чего никто не хотел. Представьте картину: собрался миллион благочестивых, добропорядочных людей поговорить о чистоте. А разойдутся - кругом будут грязь и разруха. Кант говорил, что его две вещи поражают: звёздное небо над нами и моральный закон внутри нас. Звёздное небо на месте, а вот с моральным законом сложнее. Стыдно говорить об этом, но я должна сказать. Иногда вечерами у углов Никольского храма прохожие отправляют свои естественные надобности. Раньше их хоть казаки гоняли, а теперь некому…».

Я перечитывал то интервью и, скажу честно, испытывал примерно те же чувства, что и дворничиха: стыд и неловкость за омичей, которые сами же и испохабили Омск до такой степени, что он стал посмешищем для всей страны. Едва ли не каждый гость (званый, незваный) ничтоже сумняшеся норовит теперь заявить на весь Интернет: «Помойка!». А некоторые, из особо ретивых, учат замшелых сибиряков, как им правильно «позиционировать третью столицу», погрязшую по уши в нечистотах. Да что её позиционировать? Здесь нужно просто не мусорить, не ломать и не коверкать! Жить по правилу Маленького принца. Помните? «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету...» То бишь родной город.

Вот незначительный вроде бы факт. Есть у нас омский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Место для него выбрано хорошее, в самом центре, давно намоленное. Прежний храм здесь стоял с лета 1891 года. С одной стороны - областная прокуратура. С другой - областные же УВД и ФСБ. С третьей - Законодательное собрание. Все виды власти, как говорится, в шаговой доступности, и ситуация под контролем. Нужду на углах вроде бы никто не справляет - тут ночью светлее, чем днём. На зданиях, стоящих неподалёку, висят видеокамеры. Вокруг снуёт миллион благочестивых людей. Дурацкий вопрос. Скажите мне, ради бога, товарищи прокуроры, полисмены, чекисты и депутаты, кто из «порядочных» граждан, проходя перед кафедральным собором, раздолбал больше десятка тротуарных светильников, смонтированных в брусчатке для подсветки? Кто выдернул антивандальные устройства буквально с «электрическим мясом»? Эти светильники невозможно сломать быстро. У них корпуса из нержавеющей стали толщиной 5 мм, сантиметровые ударопрочные стёкла, выдерживающие температуру до 250°C и вес до двух тонн. Вероятно, мерзавцы их долго били копытами, камнями или молотками. Центр города. Средоточие власти. Никто не видел. Что делается в километре и дальше отсюда - вообще не поддаётся описанию. Омичи против города, как пресловутый «Язь против еды». Словно нет никого из власть имущих, чтобы силой и страхом остановить это варварское уничтожение всего и вся. Как будто нет никаких, в том числе нравственных, законов, по которым можно и должно судить городских пакостников, вандалов и мародёров.

Впрочем, власть как таковая есть. Она регулярно создаёт всевозможные комиссии, утверждает прекраснодушные программы типа «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов», принимает постановления «О проведении двухмесячника, месячника и субботников по благоустройству и санитарной очистке» территории. Более того! Эта самая власть пару раз в год берёт в свои белые ручки инструменты «познания Мира»: лопаты, чтоб посадить чахлые деревца, и мётлы, чтобы слегка вымести мусор. Чиновничество ещё ельцинского розлива, главными функциями которого должны быть учёт и контроль, навязчиво доказывает, что оно вместе с народом. Днём немного - на субботнике, вечером - в телевизорах и потом - во всех газетах. Посмотрите, как слуги народа копают ямки и таскают «надувные брёвнышки»! При этом обычный дворник за достойную зарплату принёс бы во сто крат больше пользы!

Мне кажется, что руководители области и города взяли на вооружение все старые методы управления. И вроде не философствуют «по-горбачёвски», что-то делают, но - коэффициент полезного действия, как у обычного паровоза. Виктору Назарову и Вячеславу Двораковскому пора бы уже использовать опыт не своих предшественников, а, допустим, Ли Куан Ю, первого премьер-министра Сингапура. Для этого надо прочесть его бессмертную книгу «Сингапурская история: из третьего мира - в первый». Вот уж кто понимал, что улучшить инфраструктуру города гораздо легче, чем изменить вредные привычки людей. Прежде чем бороться с курением, Ли сам бросил курить. Потом стал отучать сингапурцев плевать на улицах, запретил употреблять жевательную резинку. Он принуждал граждан быть вежливыми и внимательными друг к другу, не шуметь и не мусорить. По его словам, действовал «постепенно, систематически, предписывая всё новые и новые правила». И ведь что удивительно - вместе со своим народом премьер Ли Куан Ю добился выдающихся результатов!

А что же у нас в Омске? Из года в год - бесславная борьба за чистоту. Теперь вот ещё и «позиционирование»…

Сергей Шкаев

Другие материалы автора рубрики «Историческая параллель» вы можете читать в разделе «Колумнистика» (2 колонка сайта).

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
журналист17.04.2013 20:42:48
Хорошая статья
0
0
горожанин17.04.2013 21:05:08
Двораковкий уповает на субботники, так как казна города пуста. И средств на уборку нет К примеру в субботу собрали мусор, а до сеголдняшнего дня его никто и не вывез. Или вот ещё: всю зиму славно рапортовали о количестве рассыпаных тонн песко-соляной смеси. А кто её сейчас с дорог то уберёт. Пылевые бури хуже чем у арабов, там хоть песок без соли и тяжёлых металов летает. Всё упирается в бабло....
0
0
Елена17.04.2013 21:12:27
Очень хорошо сказано про испохабленный Омск. Но испохаблен он не только вандалами-жителями, но и целенаправленной (как мне последнее время кажется) политикой городских властей. Это и беспорядочное срубание деревьев, уродование их до состояния пеньков-переростков, и отсутствие дворников вообще на улицах города, и песок, которым зимой посыпали лёд, всю весну-лето-осень летающий по дорогам и в воздухе (в дополнение к саже и пыли), и фасады зданий и скамейки (редкие), которые никогда никто не моет. Последние годы мы часто совершаем прогулки с маленьким ребёнком, живём в центре; так вот одежду приходится стирать после каждой прогулки, она чёрная от грязи, а ведь в земле он не валялся, лишь посидел на паре скамеек, прислонился к заборчику, прокатил машинку по парапету. Недавно я заметила кое-что, что про себя назвала апофеозом: искусственные ёлочки в каменных клумбах вдоль фасада мэрии. Искусственные! Некоторое время назад там чахли настоящие, летом высаживали цветы (и то ближе ко дню города), а теперь там пластиковые ёлки! Наверное, теперь в Омске именно так будет проводиться "озеленение". Если городской власти не позорно даже вокруг себя иметь такое, то что уж там ожидать от них в плане благоустройства нецентральных частей нашего города. А чисто, действительно, не только там, где не мусорят, но и там, где убирают. В Омске же на каждом углу, под каждом кустом, да и просто где ни попадя - мусор, даже в мусорных мешках - и всё равно он не в мусорном контейнере. Один до организованной помойки не донёс, а другой (дворник, уборщик) не убрал, потому что этого другого вообще нет.
0
0
Антон не Он17.04.2013 21:53:48
Отличная статья, заставляет задуматься, спасибо.
0
0
икс17.04.2013 22:31:32
Им страшно брать на вооружение метод Ли Куан Ю - подельников сажать придется.
0
0
Денис17.04.2013 22:39:06
мусор из ничего не появляется, продукт жизнедеятельности (и, в том числе, безкультурия) жителей города
0
0
Леонид17.04.2013 23:09:54
а многие подумают - опять опозорились перед москвичами... мало нам эвереста..
0
0
Беркут17.04.2013 23:15:14
Еще статьи о Наталье Евгеньевне, пожалуйста! Очень интересно!
0
0
Алекс18.04.2013 00:33:12
"Город Омск как диагноз" - меткий и точный перл, мои поздравления автору. Потому как грязь - всего лишь симптом.
0
0
Юрий18.04.2013 08:51:30
Ну если страшно брать в пример Сингапур, возьмите Белгород - самый чистый город России.
0
0
Славян18.04.2013 10:08:32
статья очень злободневная.В том году в нашем дворе прошёл субботник, так мешки с мусором не убирали всё лето, мусор,листья разлетелись...А то,что не убирают это верно,никогда таким грязным город не был. С ребёнком гулять невозможно-песок,грязь...
0
0
yakuchina18.04.2013 10:34:12
Хорошо,если песок и грязь.А пустых бутылок из-под пива,водки,боярышника не хотите?При чем многие битые,а рядом пакты из-под чипсов,семечек,кое-где шприцы....и как там с детьми гулять?А вчера картина маслом,иду с работы через территорию школы,сидит компания так называемых родителей:с пивом-чипсами-семечками,рядом их дети лет 5-6-ти.А один папашка,никого не стесняясь на углу школы орошает,так сказать.Вокруг школы гуляют и мамашки с детьми,и пожилые люди,у нас там небольшой парк сохранился пока.....По бороде!Нажрался пива,отошел недалече,пардон,поссал и дальше пиво глыскать,мамашки не отстают,а дети смотрят.....Другие мамашки тоже красавишны:испачкал ребенок подгузник - поменяла,грязный тут же бросила....Да о чем говорить!Свинья останется свиньей,хоть ты осыпь ее звездами!
0
0
МН18.04.2013 10:45:06
\"разруха не в клозетах, а в головах!\" М.А.Булгаков
0
0
Игорь18.04.2013 10:49:08
Браво, Сергей! Полезная и правильная статья.
В конце семидесятых, служа в рядах СА, у нас вдоль полкового плаца, кроме традиционного лозунга "Слава КПСС!" был кумачовый транспорант с перечнем методов воспитания советского человека. Так вот, первым шел "Личный пример", а затем уж карательные и поощрительные мероприятия. Это к вопросу о Сингапуре и не только...
0
0
Люся18.04.2013 10:58:49
Права Елена!!!
На улицах, в центре- почти нет мусорных корзин. Только у входа в какой-нибудь позорный магазин стоит такая же позорная мусорка. Похоже, обязали!(((
Вспомнила разговор с продавщицей, на Ленинградской площади. Купила у неё пакетик семечек для голубей. Так она как запричитала, чтобы я только у её киоска не кормила...Сказала, что начальство городское приезжает на нескольких машинах, проверяет чистоту тротуаров, и штрафует "киосочников"!(((
0
0
Люся18.04.2013 11:06:36
Даже и представить невозможно! Даже частичку Сингапура в Омске!((( Ли Куан Ю начал не с курения, а с того, что выгнал всех родственников и знакомых,сокурсников, одногруппников,- со всех руководящих постов. Попросту- начал борьбу с коррупционерами.
0
0
Читатель18.04.2013 11:54:37
НА ОСТАНОВКЕ ТОРГОВЫЙ ГОРОД В СТОРОНУ ЛЕВОБЕРЕЖЬЯ ВТОРОЙ ГОД НЕТ НИ ОДНОЙ УРНЫ !!! ВИДИМО ВМЕСТО НИХ ТАМ ТАДЖИКИ И КИТАЙЦЫ САМОВОЛЬНО УСТАНОВИЛИ КОНТЕЙНЕРА ПРЯМО НА ТРОТУАРЕ. ОТКАТЫ МЭРИИ РЕШАЮТ ВСЁ. ТЕПЕРЬ ТАМ НА ОСТАНОВКЕ ПОМОЙКА...
0
0
Снежок18.04.2013 12:01:51
Да... Пусть будет бедненько, но чистенько!
0
0
Владимир18.04.2013 14:56:08
Полная поддержка и статье и комментариям. А для мэрии в развитие идеи с искусственными елочками предложение: закопать там еще баллон с кислородом с чуть-чуть приоткрытым вентилем.
0
0
Омич18.04.2013 15:17:02
Браво, Сергей!!! Отличная статья!!! Сегодня ехал от Леруа Мерлен в сторону Немецкого поселка, так рядом с дорогой в лесополосе целые залежи мусора.... это как надо загадить город, что в местах, где никто не ходит такие горы всякой дряни... я на говорю уже про остальные места. Наш город действительно напоминает помойку и ситуация лучше не становится. Предлагаю обсудить: что делать дальше? как горожанам воздействовать на власть? У меня пока одно предложение: Наталью Евгеньевну выбрать мэром.
0
0
Тихоня18.04.2013 15:30:28
Относительно статьи-хорошо написано,есть над чем поразмыслить. Со своей стороны,могу твёрдо сказать,что никогда не мусорю по принципиальным соображениям,т.е. я выработал в себе алгоритм,кто кого..или я в своём поиске урны,с пластиковой бутулочкой в руках,или власть,прячущая от меня урны.Но задачу как правило усложняю, никогда не бросаю в переполненную.Победа всегда за мной!Но есть вопрос по сложнее,это туалеты зимой. Вот представьте себе возникшую проблему в организме,или вдруг с почками у кого,которая вдруг посетила в районе хотябы \"Голубого огонька\" и что делать ? Я уверяю вас,что быстро вы этот вопрос не решите. А вот в Германии (чистенькой),это решается элементарно,хоть во Франкфурте,хоть в Мюнхене (я там был-знаю),плати 20 евроцентов и заходи в ближайшее -любое,культурное заведение,при это они ещё и улыбаются тебе,типа только тебя и ждали,со вчерашнего дня.Вот этот опыт применить и надо,чтобы WC комнаты были открыты и не только для персонала но и платно для всех желающих.Тогда углы будут сухие вокруг в том числе и у областной филармонии. Также надо пропагандировать чистоту и порядок ввиде социальной рекламы,по тв,радио,печати и высмеивать нерадивых. Дать бой засранцам !
0
0
Vlad18.04.2013 16:17:47
Основину Наталью Евгеньевну - в мерию!!!
0
0
FOX18.04.2013 16:25:06
Согласен с ykuchina по поводу псевдаматерей. Сейчас потеплеет ещё и я больше чем уверен, что этот контингент, как уже несколько лет подряд, опять откроет сезон литербола на Бульваре Победы и будут прикрываясь своими детьми, которые недавно в основном научились ходить, от пазика ППС, вульгарно опусташать бутылки алкогольных напитков возле Мемориала Славы Героям. Противно!
0
1
Аннушка18.04.2013 17:08:14
скуууучно...
0
0
Леонард Зощенко18.04.2013 19:48:10
Позвольте мне внести ноту несогласия в хор, поддерживающих статью Шкаева! Не во всё согласен я! С больной головы на здоровую сваливаете. К примеру жил я 6 месяцев на Юге Европы, в центре города Порто (Португалия). Мусора к вечеру горы и от местных и от ин.туристов, ещё хуже чем в Омске. Утром сново идиальная чистота, идиальная! Ночью под утро в 5.00-5.300 идут по дворам и улицам мусороуборочные машины с вращающимися щётками и бригады дворников в желтых комбинизонах (я каждый раз просыпался от их шума машин). Всё дело в отвратительной российской власти Путина. Им лучше в "Курорты Северного Кавказа" деньги закопать, воруют миллиардами! И нет свободы!
0
0
Спасибо за "чистый город"!19.04.2013 01:53:27
Читателю! Вот и мне показалось, что контейнеры стоят прямо на тротуаре, у Торгового города!((((
0
0
345619.04.2013 08:46:15
В Новосибирске посмотрите и поучитесь, как надо убирать город. Не понимаю, чем Омск хуже Новосибирска. Похоже, проблема в управленцах, управляющих городом!
0
0
popkorn19.04.2013 09:58:45
очень правильная статья. БК сделайте на ее основе материал или фоторепортаж.Пройдитесь по дворам где живут чиновники и сравните с простыми дворами на окраинах.Да что там окраины из окон вашего офиса в центре города можно дать оценку мерии.
0
0
Елена19.04.2013 10:46:20
там, где красиво, не мусорят! а помойку сначала нужно убрать, чтобы заметить разницу - вопрос и к мэрии, и к омичам. По поводу - кого-то в мэры - поздно!! отвыбирались уж, ежели кто не заметил)
0
0
Чужой19.04.2013 11:02:03
Хорошая статья. И причина грязи в Омске не в чиновниках, а в обычных жителях. К каждому ведь дворника не приставишь и за каждый окурок, брошенный на газон из окна, штраф не выпишешь и не взыщешь.Люди, длительное время лишённые собственности в СССР, в стране, последовательно избавлявшейся от интеллигенции,ещё долго не смогут привить своим детям привычку соблюдать чистоту не только внутри своего жилища, но и вокруг него.Каждый из неравнодушных к проблеме может воспитать своих детей своим примером, но много ли желающих воспитывать уличное быдло, бросившее окурок, бутылку, обёртку мимо урны?
0
0
Спасибо за "чистый город"!19.04.2013 12:32:45
Чужой! Ты с дубу рухнул??? Да, Омск- по кол-ву интеллигенции- сто очков вперёд даст любому городу РФ! Я вот мусор в сумке -весь день таскаю, а дома- выбрасываю. Скоро надоест излишняя интеллигентность, буду бросать бумажки на тротуар!)))Прошлым летом мусор не вывозился- мера выбирали!
А почему в этом году такой бардак- непонятно!))) С таким-то мером!)))
0
0
isv19.04.2013 13:56:07
Соглашусь с 3456. Шесть лет назад переехал из Омска в Новосибирск. В плане чистоты и благоустройства между городами пропасть, хотя и не могу назвать Новосибирск идеально чистым, но такой грязи, как в Омске там нет. В прошлом году пригласил своих новосибирских друзей посмотреть Омск. До чего же мне было перед ними стыдно, за город в котором я родился и вырос. Улица Ленина, площадь у Речного вокзала, все завалено мусором. Летают пакеты из под чипсов и семечек, бутылки валяются всех мастей, хочешь стеклянные, хочешь пластиковые, хочешь битые. Те, немногочисленные урны, что попадались по дороге - переполнены, хотя времени было 11 утра. Из чего можно сделать вывод, что вывозом мусора и уборкой никто не занимается. От любимого сквера около транспортного института уже мало что осталось, повыпиливали и повырубили В общем прав Сергей Шкаев, "Город Омск как диагноз". Хочется верить, что временно.
0
0
омич19.04.2013 14:23:22
помню себя молодым, приехал в Сочи в 2001 г. чистота идеальная, идешь по городу выкинуть не в урну НЕ ВОЗМОЖНО, потому что ВЕЗДЕ ЧИСТО. Уны везде!
Сейчас выбрасываю только в мусорки контейнеры, те же салфетки влажные использованные в машине коплю - потом в урну.
Вариантов 2 обеспечить чистоту, поменять мировоззрение в головах. Все!
0
0
возмутитель спокойствия19.04.2013 14:48:58
Согласен, город очень грязный. Внутри противоречие: здесь родился, вырос, а перспектив никаких. Очень хочется уехать, и хочется остаться. Прошлым летом был в Сочи, Казани, Тюмени, Челнах - города чистые и ухоженные. Иногда мне стыдно, что я омич..
0
0
Тихоня19.04.2013 15:40:22
Возмутителю спокойствия! Не впечатляйся излишне друг.Не факт,что в других городах было бы лучше тебе и твоей семье. Я вот тоже вернулся сюда на Родину в Омск,хотя все дороги вели в Тюмень.Но зато я чувствую свою принадлежность к своему обществу омичей-земляков.И знаю каким город был ,каким могбы быть и каким стал.Было дело-жил в Новосибирске, промышленный центр,простых понтов и суеты как в Москве, а морозы как на севере,знал многих новосибирцев которые мечтали уехать и уехали в Москву. Так к чему это я ? А к тому,что всё наладится!Со временем конечно, когда к власти придут истинные патриоты города, а не мямли с з*цей предназначенной для тёплого места.
0
0
yakuchina19.04.2013 15:47:39
чем плох диагноз мы помойка
тут трудно спорить глянь окрест
живем и гадим не стесняясь
хотя гниет все с головы
0
0
омич19.04.2013 19:01:43
везде хорошо где нас нет? можно так сказать?
а я вот уезжаю из омска, потому что ближайщих перспектив у него нет и развития нет, даже если с соседями сравнивая Тюмень, Нск. А мне и семье моей ждать когда что-то изменится? Управление еще пару лет будет в курс дела входить, потом, на вторых сроках зарабатывать. Жизнь идет, не готов я ее посвящать на ожидания... Вот и есть возможность и на Мск ухожу.
А в Тюмени на порядок чище, и ям на дорогах НЕТ! потому что снег вовремя вывозили. А в Нск, говорят про Омск, весь снег вывезли в Омске сухо, а у нас... Хотя на самом деле Нск тоже чище (просто он богаче)...
0
0
Товарищ ГанЧубайс19.04.2013 19:16:22
Кому много дано - с того много спроситься
Посему спрашивайте с тех ребят которые сидят там наверху
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru