Предприятие с ежегодной выручкой в 16 млрд рублей судится со своим работником, которому нужны деньги на лекарства и санаторно-курортное лечение полученного на заводе профзаболевания.
Омич Александр Летягин проработал на заводе «Омсктехуглерод» более 10 лет. Как считают профпатологи, во вредных условиях — во всяком случае, в последние годы.
Смена Летягина, который трудился аппаратчиком получения техуглерода, длилась (с перерывом на обед) восемь часов — все это время он должен был находиться в респираторе.
Но, возможно, это не помогло.
— Проблемы со здоровьем начались в 2016 году: появились одышка и кашель, — говорит Александр. — Это при том, что я веду здоровый образ жизни, даже никогда не курил. В 2016–2017 годах медосмотры выявили у меня проблемы с легкими, в том числе фиброз. Однако врачи не направили на углубленное обследование, признали годным к работе. А ведь исследование — спирография — уже тогда показывало уменьшение объема легких… Поскольку становилось все хуже, в 2019 году я сам обратился к пульмонологу, который после сдачи анализов направил меня к профпатологу Медсанчанчасти (МСЧ) № 7. Меня обследовали в стационаре и диагностировали ХОБЛ II степени (это представляющая угрозу для жизни хроническая болезнь легких — авт.).
Юсупов и Летягин у Советского райсуда после заседания
После выписки из стационара в конце 2019 года Летягин уволился и стал собирать документы для Медико-социальной экспертизы: следовало определить степень инвалидности и пройти назначенное лечение, в том числе санаторно-курортное.
Однако с лечением возникли проблемы из-за отказа «Омсктехуглерода» подписать акт расследования профзаболевания. Летягин остался почти без средств к существованию и необходимых ему выплат. Финансовые проблемы возникли и у его семьи, которой он не может помогать так, как раньше.
И это все при том, что долгие годы Александр Летягин был лучшим вратарем футбольной команды завода. Во многом благодаря ему команда два года удерживала 1 место среди заводских команд Омска, а сам Александр получал грамоты и премии от заводского профсоюза.
Следует отметить, что известные компании (брэнды), особенно за рубежом, в 21 веке стараются избегать судов с работниками — в тиши кабинетов с пострадавшими заключают мировые соглашения о компенсации вреда. Одним из условий таких соглашений обычно является неразглашение случившегося. Как показала практика, репутационные потери от публичных разбирательств зачастую неизмеримо выше сумм компенсаций, которую требуют пострадавшие. Поэтому, конечно, удивляет, что сажевый завод Валерия Каплуната — предприятие с ежегодной выручкой в 16 млрд рублей — решило судиться со своим заболевшим работником (о моральной стороне дела я не говорю).
В своем иске завод просит суд признать недействительным медицинское заключение МСЧ № 7, в котором ясно сказано: ХОБЛ появился у Летягина из-за вредных условий труда.
10 июня на предварительном заседании в Советском райсуде Омска (куда не допустили СМИ, поставив у зала заседаний приставов) представители медсанчасти пояснили, почему они пришли к такому выводу.
Превышение предельно допустимой концентрации пыли техуглерода на рабочем месте составило, по данным Роспотребнадзора, 70%. А воздух в помещении прогревался до 26,5 вместо 21 градуса, что способствовало повышенному поступлению аэрозолей в дыхательные пути.
Сам Летягин привлечен к этому процессу в качестве третьего лица. Он и его представитель Александр Юсупов уточнили цифры:
— По данным Роспотребнадзора, в 2019 году на заводе зафиксировано превышение показателя сажи — 6,7 мг на кубометр при предельно-допустимой концентрации в 4 мг; интенсивность теплового излучения доходила до 360 вт на квадратный метр при допустимом показателе 140 вт.
И поддержали позицию МСЧ № 7.
Юсупов также обратил внимание суда на то, что за последние девять лет «Омсктехуглерод» не проводил углубленных медосмотров работников, тем самым нарушая приказ Минздравсоцразвития № 302и.
В качестве доказательств в свою пользу завод в исковом заявлении привел данные еще 2015 (!) года. Тогда Автономное учреждение Омской области «Центр охраны труда» подготовило отчет, по которому концентрация пыли техуглерода доходит до 3,9 мг на кубометр, что ниже предельно-допустимого. И гордо проинформировал суд, что за все время существования предприятия, на котором сейчас работает 1363 человека, ни у кого не установлено профзаболевания.
Но такие данные скорее настораживают! Возможно, работникам нужно углубленное обследование.
Представители медсанчасти и Александра Летягина просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.
— Сейчас многие мои бывшие коллеги очень ждут результата этого суда — получится ли у меня отстоять свои интересы, — объяснил БК55 Александр. — Профзаболевания могут быть и у других, просто люди держатся за работу, нужно кормить семьи.
Следующее заседание назначено на 25 июня.
P.S.
Вот уже несколько лет сажевый магнат Каплунат ведет «бескомпромиссные войны» сразу на нескольких фронтах: с «генеральской мафией» во главе с губернатором Бурковым, блогерами-фриками или могилевскими экологами — вымогателями «криминальной ренты»… Есть в активе владельца «Омсктехуглерода» и многолюдные митинги «трудового коллектива» против «продажных» судов и СМИ, а также открытые письма Президенту и т. д. и т. п.
К сказанному добавим, что за все это время его юристы проиграли все суды, без исключения, сайту БК55 и блогеру Орису Бруту.
Наташа Вагнер