Президент Шереметьевского профсоюза летчиков Игорь Дельдюжов сообщил БК55, что лично выступит на суде по иску вдовы омского пилота
Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) — один из немногих действительно независимых профсоюзов в России. Отстаивая права пилотов и бортпроводников, профсоюз нередко вступает в прямую конфронтацию с руководством «Аэрофлота».
На счету ШПЛС множество выигранных в защиту пилотов исков. В 2013 году ему удалось отсудить у «Аэрофлота» рекордную сумму в 1 миллиард рублей — недоплаты пилотам за вредность и ночные вылеты (1641 пилот получил компенсации за 2011–2012 годы).
Однако такого суда, как у вдовы омского пилота Дамира Ахметова с «Аэрофлотом», еще не было — говорит президент ШПЛС Игорь Дельдюжов.
Он объяснил БК55, почему намерен лично участвовать в этом процессе — свидетелем или экспертом.
— Игорь, на сайте ШПЛС размещена петиция на имя гендиректора ПАО «Аэрофлот» Виталия Савельева. Сколько пилотов под ней подписались?
— Почти 500, причем не только «Аэрофлота», но и других авиакомпаний (раньше работавших в «Аэрофлоте»). Такого сильного порыва в защиту семьи своего коллеги у пилотов давно не было! Очень многих возмутила позиция работодателя, будто Дамир погиб не на рабочем месте, а «в вестибюле самолета». Люди близко к сердцу восприняли эту ситуацию, потому что светлым человеком был Дамир. Девять лет отработал в «Аэрофлоте» — работа стрессовая, вредная, опасная… но так и не смог заработать на квартиру в Москве, чтобы перевезти сюда семью. Теперь Анастасия и дети остались без кормильца — и столкнулись с таким поведением работодателя! А ведь сын Дамира хотел пойти по стопам отца, стать пилотом…
— Вы сами вышли на семью Дамира Ахметова, чтобы предложить помощь?
— Конечно. Анастасия не до конца понимала разницы между «Аэрофлотом» и профсоюзом. Я объяснил, что мы по разные стороны баррикад. Да, есть «ручные» профсоюзы, которые всегда на стороне предприятия. Но наш на самом деле независимый — мы защищаем права работников, и успешно. А Дамир Ахметов был членом нашего профсоюза.
— Насколько жесткая у вас конфронтация с руководством «Аэрофлота»?
— Пока «Аэрофлотом» руководили пилоты — те, кто начинал с рядового пилота, потом становился командиром экипажа, инструктором — серьезнейшие, глобальные нарушения, как с Дамиром, не допускались. Вы только посмотрите, что выявила проверка исполнения требований к безопасности полетов Ространснадзора! В нарушение приказа Минтранса РФ № 139 к режиму времени работы и отдыха членов экипажей воздушных судов Дамиру не предоставлялось еженедельные выходные, не учтено более 360 часов рабочего времени, постоянные ночные рейсы…
- За счет этих нарушений, когда степень эксплуатации пилотов зашкаливает, надо полагать, работодатель получает прибыль. Но какой ценой?
— Больший объем работы выполняется меньшим количеством персонала — пилоты теряют здоровье, почти не видят семьи… Они, можно сказать, пребывают в трех состояниях: едут на работу (с работы), летают, спят — никакой нормальной жизни. А сверхдоходы распределяются между управленцами. Когда же пилот перестает приносить прибыль — заболел или скончался на рабочем месте — это «отработанный материал», надо избавиться…
Проблема в том, что в руководстве «Аэрофлота» сейчас экономисты, бухгалтера. Они не понимают летный состав, не слышат чаяния пилотов, не идут на переговоры…
Очень важно: выявленные в случае Дамира нарушения напрямую касаются безопасности полетов как для пилотов, так и для авиапассажиров. Конечно, конфронтация в таких условиях жесткая.
— Дамира Ахметова могло подвести здоровье из-за переработок?
— Когда человек не видит продыха при экстремальной работе — такой режим может просто убить. Поэтому единственная уступка, на которую пойдет профсоюз — это предложение «Аэрофлоту» подписать с Анастасией мировое соглашение о выплатах частями. Но сумма должна быть именно та, что указана в Коллективном договоре.
— Как собираетесь доказывать свою правоту?
— На защите пилота Трудовой кодекс и Кол.договор — с тем самым пунктом 7.8 о выплате семье 10 среднегодовых зарплат. Это гарантированные выплаты, которые призваны помочь вдове пилота вырастить и выучить детей, если необходимо — пройти лечение, рассчитаться с кредитами. На самом деле для «Аэрофлота» это не такая уж большая сумма. А отстаивать — ТК РФ подразумевает взаимодействие представителя работника (профсоюза) с работодателем по всем социально-важным вопросам.
Результатом такого взаимодействия и является Кол.договор, в котором мы также имеем право толковать пункт 7.8. Так вот, наша позиция: этот пункт должен быть исполнен дословно, в том виде, в котором прописан на момент смерти пилота — безо всяких более поздних редактирований!
— А что конкретно в том редактировании?
— «Аэрофлот» пытается поменять пункт 7.8 так, что 10 годовых заработков выплачиваются, только если страховая компания признает гибель пилота страховым случаем. В старой версии такого не было, и сумму выплачивал работодатель. А тут — страховая компания (с которыми тоже приходится судиться).
Профсоюз считает, что «Аэрофлот» обязан сам выплатить деньги, а потом уже возмещать их из Фонда соцстраха. Не семья этим должна заниматься!
— Общественное мнение как-то может повлиять на ситуацию?
— Конечно, и оно очень важно. На днях отказ «Аэрофлота» выплатить компенсацию семье Ахметовых обсуждался в радиопередаче Вести-FM. Лишь 6 процентов слушателей проголосовали за позицию «Аэрофлота», остальные — в пользу семьи пилота!
Это радио слушают в руководстве нашей страны — думаю, «Аэрофлот» вразумят и вопрос будет решен.
— Сами пилоты материально поддержали семью Ахметовых?
— Узнав о случившемся, мы сразу устроили сбор средств членами профсоюза. Получилась приличная сумма, на несколько месяцев семье должно хватить. Летчики — за солидарность.
— Спасибо, победы в суде!
Наташа Вагнер