Однако специальных полигонов для этого в Омске просто нет. (ФОТО)
Не так давно омский блогер Владимир Лифантьев выпустил видеоролик про свалку химических отходов в Омске. Он вместе с активистами движения «Дыши!» провел рейд по Северо-Западной промзоне и ее окрестностям. В ходе рейда был обнаружен большая гора пепла. Как предположил Лифантьев, он был привезен с «Завода по переработке илового остатка», принадлежащего Омсводоканалу. Затем активисты отвезли пробы в ЦЛАТИ, получили результаты, в которых написано дословно следующее: «Это — отходы 4-й категории, и они оказывают острое токсическое воздействие на организм человека». Затем активисты обратились в Росреестр. Выяснилось, что земли под вредными отходами находятся в аренде у ТГК-11.
А сегодня, 4 июля «Омскводоканал» провел пресс-тур на предприятии, дабы доказать, что никаких вредных выбросов у них не зафиксировано. Затронули они и тему обвинения в свой адрес активистами насчет свалки с токсичными веществами. Представили завода решили показать корреспондентам и активистам тот самый «камень преткновения», по поводу которого разгорелся «сыр-бор». И вот мы на месте свалки.
Начальник цеха очистных сооружений и сетей производственной дирекции Владимир Шмунк подвел нас к этой горе и завил:
«Это не пепел, т. е. не продукт сжигания. В результате осаждения песка образуется субстанция тяжелее воды и извлекается, а затем выгружается сюда два раза в сутки. Это песок с илом, осадок пескаловок. Тут мы храним временно отходы 4-й категории. Специалисты выявили 5 категорию, но методики исследования отличаться», — отметил Шмунк.
Тут мы были в замешательстве, то ли верить своим глазам, то ли его словам. Однако в любом случае это вредные вещества.
На вопрос, почему токсические вещества хранятся так близко к городу, начальник цеха ответил, что этот выбор плановый, согласован, он проектный и действует с 70-х годов. Далее он добавил, что в Омске просто нет таких полигонов, куда можно вывозить токсичные вещества. Как много лет назад вывозили в привычное местечко, так и дальше будут делать, ведь большинство омичей просто не в курсе, как это может отразиться на их здоровье. Таким образом, омскому блогеру удалось найти подтверждение своим догадкам.
«Представители предприятия рассказывали о том, что они не засоряют воздух, хотя мы понимаем, что основной средой предприятия является вода и твердые бытовые отходы. Мои вопросы касались именно твердо-бытовых отходов, и мы поехали отдельно с представителями завода. Они подтвердили, что это их земля и зона ответственности и их отходы. Встает вопрос, можем ли мы доверять лаборатории ЦЛАТИ? Если верить их исследованиям, то эти отходы 4-й категории на территории города, что запрещено ФЗ№ 89. Далее я буду призывать Росприроднадзор повторить мой вояж, взять пробы и проверить их на класс отходной, если данные подтвердятся, то срочно придется производить процесс рекультивации и выходить на решение с областной и городской администрации», — рассказал Владимир.
Если говорить о пресс-туре в целом, то можно сделать вывод, что «Омскводоконал» постарался произвести максимально положительное впечатление на представителей СМИ. Как уже писал сайт БК55, генеральный директор АО «Омскводоканал» Сергей Шелест предъявил претензии министру природных ресурсов и экологии Омской области Илье Лобову, который, на его взгляд, был голословным, обвинив предприятие в загрязнении сероводородом. Сам же Шелест уверен: на «Омскводоканал» просто «переводят стрелки», т. к. соседние выбросы совершают предприятия, а виновных ищут в другом месте.
Анна Пацула