Грузы из сферы АПК и нефтехимии частично могут быть переориентированы на внутренний водный транспорт. Даже частичный переход груза с дорог на реку и введение мультимодальных перевозок снизит стоимость его доставки до конечного получателя.
Губернатор Александр Бурков сегодня выступил на заседании рабочей группы Государственного совета РФ.
Он обозначил большую заинтересованность региона в организации системы речных перевозок для поставки грузов водными магистралями.
Сегодня через Омскую область идут мощные грузопотоки продукции АПК и нефтехимии — свыше 38 млн. тонн. Часть этого объёма может быть переориентирована на внутренний водный транспорт. Даже частичный переход груза с дорог на реку и введение мультимодальных перевозок снизит стоимость его доставки до конечного получателя, а также эксплуатационные расходы на содержание автомобильных дорог. Кроме того, в Омской области создаётся особая экономическая зона «Авангард», резидентами которой станут крупнейшие производители химической и нефтехимической продукции. Строительство нового производства в этих сферах, как правило, требует перевозки крупногабаритных деталей водным транспортом.
Высока потребность в использовании речного транспорта и для поставок зерна на рынки иностранных государств Тихоокеанского бассейна. За счет этого сырья из регионов Обь-Иртышского бассейна можно увеличить грузопоток по Северному морскому пути. Поставка зерна через порт Сабетта и далее будет выгоднее традиционных маршрутов на 20%. Омская область уже работает в этом направлении. Разработан план мероприятий для организации поставок зерна на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона через Северный морской путь.
Имеющийся потенциал может быть расширен за счет несырьевого экспорта — продукции с высокой добавленной стоимостью. В частности, регион планирует выйти на глубокую переработку зерна, продукты которой, в том числе белок, особо востребованы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Экспортные транспортные потоки могут быть увеличены также за счет льна и полезных ископаемых.
Губернатор Александр Бурков рассчитывает, что разработка и запуск национального проекта «Внутренние водные пути» объединит усилия всех ведомств, так как без поддержки федерального центра развитие речной инфраструктуры и флота невозможно.
Показатели единого национального проекта должны соотноситься с планами развития грузовой базы регионов, портовой инфраструктуры, а также федерального проекта «Северный морской путь». Субъекты Российской Федерации испытывают различные проблемы по использованию внутреннего водного транспорта и строят разные планы по его эксплуатации. Необходимо выработать единый подход к формированию перечня портовой инфраструктуры, требующей модернизации, капитального или текущего ремонта в границах каждого внутреннего водного бассейна.
«Для Омской области предложенный президентом страны нацпроект «Внутренние водные пути» имеет ключевое значение, — подчеркнул Бурков по итогам заседания рабочей группы Госсовета РФ. — Потому что мы находимся на одной из основных водных артерий — реке Иртыш. Обь-Иртышский бассейн имеет связь с такими странами, как Республика Казахстан и Китайская Народная Республика, и обеспечивает нам выход на Северный морской путь. Таким образом, мы имеем транспортную возможность выходить на Азиатско- Тихоокеанский регион. Железная дорога сегодня перегружена, поэтому водный путь играет для нас важную роль в увеличении экспорта различных видов продукции. В первую очередь мы рассматриваем зерно и другую сельхозпродукцию».