Термин «пищевая добавка» должен на законодательном уровне прийти на смену понятию «биологически активная добавка» (БАД). Об этом сообщила на пресс-конференции министр здравоохранения России Вероника Скворцова. По ее словам, понимание всех фракций в Государственной думе на этот счет есть, и работа в данном направлении ведется, сообщает «Российская газета».
Она пояснила, что БАД - это «отечественное изобретение», во всем мире вместо них существуют пищевые добавки. И это принципиально разные вещи - пищевая добавка не содержит в своем составе лекарственных компонентов. «Когда вводился термин «БАД» в России, было, видимо, неслучайно допущено серьезное нарушение. Таким образом, целый сегмент рынка был выведен за рамки законодательства со всеми проверками токсикологии и стерильности», - сказала она. И сегодня никто не знает, как эти добавки влияют на организм, какие есть противопоказания, не опасны ли они, полезны ли.
В связи с этим в законодательство будет введено понятие пищевых добавок, которые не должны содержать лекарственных компонентов. А если они будут входить в состав добавок, то должны будут регистрироваться как лекарства со всеми полагающимися испытаниями.
Кроме того, по мнению министра, реклама лекарств должна быть исключена, сообщает «Интерфакс». Оказывается, еще в марте правительство поручило Минздраву, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и органам исполнительной власти проработать вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов в средствах массовой информации, в том числе в электронных, - пишут «РИА Новости».
«Ведомости» сообщают, что производители лекарств и БАДов — четвертые рекламодатели по объемам бюджета на рекламу после ритейла (16,5%), продуктов питания (12,5%) и косметики и парфюмерии (11,3%), подсчитала компания «Ремедиум» (на основе данных «TNS Россия»). В 2012 г. доля фармацевтической рекламы выросла с 10,2 до 11%, но количество рекламодателей сократилось на 9%, до 385 компаний.
«Реклама для нас — это категория № 1 по расходам, — признавался в интервью «Ведомостям» еще в 2012 г. гендиректор «Фармстандарта» Игорь Крылов. — В нашем портфеле национальные бренды, и мы не можем оставить их без поддержки». Инициатива по запрету рекламы лекарств (тогда с ней выступала Госдума) направлена на ограничение прав граждан, говорил Крылов. Ответственное самолечение (когда человек сам принимает решение, как он будет лечиться) во всем мире серьезное направление. В США ответственное самолечение экономит больше $102 млрд. бюджетных денег, приводил он пример.
Но при этом исследованиями доказано, что за 10 лет объем продаж безрецептурных препаратов вырос в Европе на 2%, рецептурных — на 20%, отмечал топ-менеджер «Фармстандарта»: «Отсюда очень простой вывод: люди никогда не принимают решение, как себя лечить на основании рекламы. Это глупость. Решение, как пользоваться препаратом, принимается после прочтения инструкции, а реклама — лишь информация о том, что есть некое лекарство, которое, возможно, вам пригодится в случае возникновения того или иного недуга».
Игорь Федоров