Новости. Омск

«Гагарин сначала поехал в Лавру, а потом — в космос»: бывшая омская бизнесвумен восстанавливает храмы

Людмила Дебус рассказала о том, как пришла в монашество, проекте «Три храма» и раскрыла загадку русской души.

— Как вы пришли к религии? Ведь у вас была популярная в городе художественная галерея «Лошадь Пржевальского», вы руководили издательской группой Омского отделения Российского фонда культуры —  вели вполне светскую жизнь. Были, можно сказать, бизнесвумен.

— Я воцерковлена с 2002 года… Не открою никакого секрета, что есть мир материальный и духовный.

И в духовном мире идет борьба между светлыми и темными силами за человека. Материальный мир очень интересен. Человек примерно в 20 лет вступает во взрослую жизнь, и ему много интересно: заработать денег, создать семью, детей, сделать карьеру — все это достаточно интересно. Но наступает момент, примерно в 40 лет он вдруг понимает: первое — он счастливее не стал, хотя все эти задачи вроде как выполнил, а второе — он не может всего. Если в 20 лет человеку кажется, что он может все, в 40 — к нему приходит осознание, что его способности очень и очень ограничены. Он не может, допустим, излечить своих родителей, сделать хорошими своих детей. Не может победить какие-то СВОИ пристрастия, слабости.

Он может их спрятать от людей, но внутри они все равно есть, и с этим человек ничего не может сделать.

— То есть в вашей жизни случился такой переломный момент?

— Да. Это проходят абсолютно все, но только по-разному из этого выходят. Все в 40 лет начинают понимать, что они чего-то не могут.

  

— Некоторые называют это кризисом среднего возраста.

(Улыбается) — Может быть. И так можно это назвать. Я увидела выход из этого тупика во встрече с другим миром.

Этот мир всегда стучится к человеку, но не все его слышат. Тот, кто услышал — становится верующим. Он точно знает, что этот мир существует, так сказать, знает в лицо. Не так что «может быть что-то там есть», он знает точно — есть. И этот мир очень яркий и светлый. И ты вдруг осознаешь, что не хочешь быть больше с темным, а хочешь быть со светлым. Потому что понимаешь, если ты будешь на светлой стороне — с тобой и твоими близкими все будет хорошо.

И вот тогда начинается работа — как же прийти на эту светлую сторону. Потому что темная сторона тоже интересная, она завлекает.

— А искусство — это от света или тьмы? Ведь чаще всего монахи равнодушны к светскому искусству.

— Художник может черпать вдохновение как из светлого мира, так и из темного. Ведь художник — это тот, кто взаимодействует с иным миром, вопрос только — с каким. Я как человек культуры хорошо знаю, что черпающие свое вдохновение от темной стороны художники могут быть такими же «талантливыми», как светлые.

— Искусство «темной стороны» — оно более привлекательно для светского человека? Не замечали такой тенденции?

— Темное всегда связано со скандалами, шумихой, эпатажем, светлое в этом не нуждается. Когда я, будучи светским человеком, планировала закрыть галерею, я поняла, что не смогу существовать в этом месте без скандалов, а скандалы мне уже были неинтересны.

— «Светлое» менее популярно, менее на слуху?

— Зло, оно шумное. И даже если не в искусстве — если к вам настойчиво приходят какие-то мысли, одни и те же — жди подвоха.

Господь не назойлив, он не насильник. Но на этой стороне нужна работа, вот еще чем зло завлекает — с темными силами работа не нужна — падать всегда легче, чем взбираться. Человеку кажется, что у него крылья, что у него все получается само собой, но в итоге ты все равно окажешься у разбитого корыта.

Религиозный человек получает радость от того, что поднимается, от своего духовного труда.

— Каково ваше отношение к искусству и светской жизни сейчас? Вы занимаетесь своей прежней деятельностью?

— Эти вещи я делаю в какой-то степени. В Тарской епархии руковожу издательским отделом. Понимание механизмов осталось, знаю, как это сделать, но это уже не является для меня вдохновенным. Я вдохновляюсь другими вещами.

Любой талант — это божий дар, и ты им распоряжаешься. Конечно, настоящие монахи, которые идут глубже, они уже отказываются от светских талантов для того, чтобы получить нечто другое.

— Сейчас вы готовитесь принять постриг?

— Это все равно, что спросить — готовитесь ли вы получить орден или какую-то иную награду, или статус. Ну готовлюсь, но ее же могут просто не дать. Такие вещи нам не дано знать. Человек может провести в монастыре всю свою жизнь и не достичь пострига. Остается просто делать то, что ты можешь делать.

— Но ведь монашество — не единственный выход для религиозного человека. Вы пытались совмещать светскую жизнь и духовную?

— Конечно, православный человек, в том числе и монах, может работать, выполнять свой гражданский долг. Из истории мы знаем, что многие монахи были воинами. Я знаю игумена, который сейчас в Счетной палате возглавляет департамент финансов. Вопрос, какие приоритеты в твоей душе. Человек ставит себе задачи — сделать что-то, построить, написать книжку, к примеру. У монаха главная цель — победить себя, а уже попутно можешь писать книжки, рисовать картины. Но это не главное. О монашестве говорят — «искусство из искусств».

— То есть это уже будет факультативно: книжки, бизнес…

— Ну, бизнес уже вообще монаху не нужен. Но вы правильно сказали — факультативно.

— То есть даже речь не о том, чтобы заниматься этим в свободное от монашества время. Потому что, насколько я понимаю, у монаха нет свободного времени от его духовной жизни. Это и есть его жизнь. Но все эти занятия, факультативные, уже будут совершаться им через призму духовного пути?

— Возьмите любое дело в России — на него всегда не хватает людей. И в церкви тоже. Все заняты, все при деле. Главное дело монаха — призывание помощи Божией к жизни и деятельности людей. Но Русская православная церковь нагружает монастыри  и впрямую работать на общество.

— Каково было отношение семьи к вашему выбору?

— Хорошее. На тот период мои родители и моя дочь еще не были воцерковлены. Конечно, первые 2-3 года воцерковления встречаешь сопротивление со стороны родственников. Это все проходят. А потом семья начинает чувствовать большую поддержку, когда человек молится за них.

Происходит переоценка и отношения гармонизируются.

— Сейчас есть такая тенденция: молодежь ищет духовность в других религиях или синтезе религий. Как вы к этому относитесь?

— Поиск — это нормально для молодежи.

Конечно, было бы лучше, если бы был не поиск, а передача традиций. Человек, который знает, уже знает настоящее, свое, исконное, как вкус хлеба или молока, ему не нужны будут пироженки. Я вот так воспринимаю — для меня все помимо православия — пироженки. Но поскольку люди в наше время потеряли преемственность традиций — мы ищем. Есть книга Серафима Роуза «Приношение православного американца», он прошел все: и ислам, и буддизм, и еще много религий. Он нашел себя в православии. Сейчас идет речь о его канонизации.

Поиск — это не плохо, но в нем есть свои опасности. И помоги Господь молодому человеку встретить на своем пути мудрого учителя, потому что можно потеряться. Я повторю слова Достоевского «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И понять, где светлое, где темное, бывает тяжело.

— Но найти себя можно же не только в христианстве? Если американец нашел себя в православии, почему бы русскому не найти себя в буддизме?

— Мы так радовались, когда в 90-е годы скинули с себя атеизм, но мы не вернулись к нашим русским ценностям, а переняли западные ценности. Это был наш проигрыш.

Все мировые войны были направлены против России, но мы им противостояли, потому что русский дух был сильным. В Европе бились до первой крови, а мы до последний капли. Они сдали свой Париж гитлеровцам, а мы пять лет умирали и побеждали. И вдруг мы перенимаем их ценности, людей, которым не понять, к примеру, русское мученичество. Зачем мучиться — если можно договориться. Мы были готовы приносить в жертву все, включая свои жизни. Как Сталин говорил, наши бабы еще нарожают. А все наши советские герои — это подвиг, победа православия (это поколение было крещеным, носили ладанки на груди, шли на бой с молитвой).

Значит, нужно быть с победителями, чего искать на стороне.

— А в чем секрет, как вы думаете? Что позволяло совершать такие подвиги? 

— А вот именно в русском духе! У русских всегда он был настолько силен! Был случай в истории — Суворов смеялся над австрийскими солдатами, которые опоздали на сражение на три часа из-за того, что попали под дождь и сушили плащи. «Это барышни или солдаты?!», — не мог понять он. У русского человека нет любви к телу. У него есть любовь к духу, тело неинтересно. В этом наша сила и уникальность.

— А хорошо ли это, пренебрежение телом? Оно ведь тоже от Бога.

— Момент такой в духовности: есть три составляющих — тело, душа и дух. У русского человека тело подчиняется душе, а душа — духу. Дух определяет все. Он определял — сжечь Москву, захваченную Наполеоном, или нет. Европейцы не понимали, как можно было сжечь материальные ценности, шедевры искусства, архитектуры. Для русского это не нужно, для него важно сохранить верность высшему и не подчиниться врагу. Русские еще построят! Это не так важно.

— Не с этим ли связаны в том числе и наши разрушенные храмы по всей России— пренебрежение материальным, телесным?

— Тело храма имеет уже не только материальную, но и духовную сторону.

Ну, а когда начинают что-то делать, восстанавливать, то всегда начинаются недовольства — «а лучше бы дороги», начинают делать дороги — «а лучше бы не центральные, а вон те», помогают пенсионерам — «а сделайте лучше детскому саду». Этот вой даже не стоит слушать. Храм — это дух. Все ценно — и старость, и детство, и дороги нам тоже нужны. Но русские должны восполняться духом. Если мы, воспитывая ребенка, думаем только о том, во что он одет и что он ест, то мы наши способности минимизируем. Также и с духом. А сохранить церковь — это сохранить свою самость.

Ведь как народ мы отличаемся только русской православной церковью.

— Только церковью? А как же культура, язык?

— Они производные от русской православной церкви. Потому что та же Татьяна Ларина — продукт именно религиозного воспитания. Ее жертвенность — «я другому отдана». Для нее долг превыше всего. Она не может его перечеркнуть ради своего мимолетного счастья. Да она и не будет счастлива при таком раскладе. В Европе даже не получается поставить «Евгения Онегина» как следует, им непонятно — он любит, она любит, в чем проблема? В старике? А дело в духовности, духовности русской женщины.

Светские люди думают, что культура — это главное, но на самом деле основа всего — общение с высшим, с духовным.

Серафим Саровский, Сергий Радонежский определяли Пушкина, а не наоборот. Это наши старцы. К ним ездил Толстой. Тот же Гагарин сначала поехал в Лавру, а потом уже в космос. И сейчас старцы и святыни в России есть, они не перевелись.

— Я не зря заговорила о разрушенных храмах. Нам известно, что вы занимаетесь восстановлением храмов в Омской области. В частности ваш проект «Три храма». Расскажите о нем подробнее!

— Мы относимся к Тарской епархии. Это север Омской области — наиболее исторический район нашего региона, поэтому там сохранились древние исторические здания, в том числе храмы. Вообще, живые храмы — это настоящая редкость, особенно деревянные, поскольку деревянный дом больше ста лет не стоит, ему нужен постоянный ремонт.

Проект занимается реконструированием трех наиболее ценных объектов: Церковь Святого Василия Блаженного в Вятке, Храм Святой Великомученицы Екатерины в Екатерининском селе, Храм Святого Александра Невского в селе Екатериновка.

— Как родилась эта идея?

— Мы озабочены тем, что деревни умирают. Люди бегут в город. А если умирает деревня, то умирает и сельское хозяйство. Значит, страна может не прокормить себя.

Храм исстари — это градообразующее строение. В него вкладывали наибольшие средства. Он был связан с досуговой жизнью деревни, все праздники, клубы по интересам, общественные собрания проходили там. Поэтому сохранить храм — это не только религиозное дело, но это дело культурное, духовное и даже экономическое, ведь если сохранить культурный и эстетический символ, вокруг него будут селиться люди.

Поэтому мы спасаем не только храм, но и территорию вокруг него.

— Данный проект существует исключительно силами энтузиастов?

— В основном наш проект реализуется студентами. Это очень здорово. Они уже три-четыре года выезжают на восстановление этих храмов. Каждый выезд собираются 15-20 человек, а это уже кое-что. Конечно, они не могут что-то серьезное строить, сносить стены, сделать фундамент, они могут красить заборы, что-то ремонтировать. Но к нам с недавнего времени присоединились архитекторы, в том числе такие известные, как Владимир Коновалов, Татьяна Малиновская, Павел Самосудов.

— Есть ли у вас спонсоры?

— Да, к нам начали с недавнего времени поступать пожертвования от предпринимателей.

— Могли бы назвать имена?

— Знаете, один батюшка, когда к нему приходят работать, любит задавать такой вопрос: «Ты где хочешь получить — там или здесь?». Поэтому многие предприниматели предпочитают не называться, потому что хотят «там».

— Понимаю.

— Они есть, спасибо им, тем, кто уже есть. Но нам все еще требуется дополнительная помощь.

Ева Сорокоумова

ОТ РЕДАКЦИИ.

У Вас, уважаемые читатели, есть возможность помочь Проекту Восстановления храмов на севере Омской области.

Реквизиты для пожертвований:

  • Наименование     Религиозная организация «Архиерейское подворье иконы Божией Матери «Троеручица» Тарской Епархии Православной Церкви (Московский Патриархат)»
  • Адрес                   Россия 646400 Омская обл., р. п. Саргатское, ул. Октябрьская, д. 19
  • ИНН                      5532008289
  • ОГРН                    1197700008637
  • р/с                       40703810145000001361
  • БИК                      045209673
  • к/с                       30101810900000000673
  • Банк                    ПАО Сбербанк
  • Руководитель    Настоятель Максимов Сергей Владимирович, действующий на основании устава
  • Представитель  Дебус Людмила Викторовна, действующая на основании доверенности от 24.10.2019, удостоверенной Бенюхом С. Б. нотариусом нотариального округа Саргатского района Омской области и зарегистрированной в реестре за № 55/69-н/55-2019-1-1178.
  • Телефон           +7 983 622-19-18
  • Электронная почта troeruchica@mail.ru
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

Зарегистрироваться вы можете здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

32
3
патриот19.10.2021 08:23:32
Букв много, рассуждений тоже. Как то не тронуло. Про Гагарина не нашел, жалко.
42
0
Валентин П.19.10.2021 11:21:52
Гагарин действительно был в Троице-Сергиевской лавре. Но не до полета, а после - в 1964г., на свое 30-летие. И нет ничего странного в посещении лавры советским офицером и членом КПСС с 1960г. (сначала в партию, а потом в космос) - в то время лавра, как и все остальные немногие оставшиеся в живых сооружения религиозного культа рассматривались как музеи, и потому пользовались немалой популярностью.
40
2
кит-интерьер19.10.2021 12:24:41
Переставить надо телегу и лошадь. Сколько угодно брошенных разрушенных храмов именно потому, что из села ушла жизнь. Верните в село производство, животноводство, хоть кирпичный завод - и народ сам потянется тут работать и жить, и храм понадобится. Храм нужен не Богу, а людям.
Да, первыми в городах строили храмы, но только по инициативе князей. Князь строил в первую очередь город, в центре которого церковь. Дальнейшие церкви строили бояре или община. А сейчас... ну восстановят энтузиасты деревянную церковь в малом селе, ну и что, порадует она 100 человек, но содержать ее надо, а на что. Снова впадение в убожество.
22
7
Нина19.10.2021 13:47:17
Гагарин посещал ее величество Елизавету 2. Боже храни королеву.
33
6
как-то так19.10.2021 14:12:34
Когда человек перестает верить в себя, он начинает верить в бога.
10
10
12419.10.2021 14:44:33
Гагарин, коммунист, посещал Лавру?? Даже как турист вряд ли.
4
10
Омич20.10.2021 09:16:15
патриот, может не созрел потому и не тронуло
10
1
Пенсионер20.10.2021 13:18:26
Юра, прости
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2021 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru