Будут ли они последними, кому не удалось найти истинного виновника?
Коллегия Омского областного суда по гражданским делам оставила без изменений решение о взыскании с кикшеринговой компании «ВУШ» компенсации морального вреда. Ситуация связана с произошедшим в прошлом году инцидентом.
11 июня прошлого года в сквере Алтуфьева неизвестный сбил на арендованном электросамокате пятилетнюю девочку. Мать пострадавшего ребёнка обратилась в суд с требованием выплатить ей компенсацию за понесённый дочкой ущерб, который впоследствии оценили как тяжкий. Здоровье своего ребёнка женщина оценила ни много, ни мало в 500 тыс. рублей.
Суд первой инстанции посчитал такие цифры завышенными, однако позицию матери попавшего под электросамокат ребёнка посчитал достаточной для того, чтобы иск удовлетворить. Компания «ВУШ» с таким решением суда не согласилась и подала в облсуд апелляцию, которую в итоге проиграла, по сообщению прокуратуры.
Отметим, что подобные судебные процессы на федеральном уровне уже были. Вероятно, существующими решениями омские служители Фемиды и руководствовались, поскольку ранее прецедентов взыскания денег с кикшеринга вместо виновника происшествия в Омске не было.
Теперь самое интересное. При условии, что «ВУШ» располагает персональными данными виновника происшествия, юристы компании могут подать в суд на него и, возможно, добиться даже поворота исполнения судебного решения по выплате компенсации — переложить ответственность с себя на реального виновника. Однако не всё так просто.
БК55 хочет напомнить, что с 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в ПДД, включившие туда новую категорию транспортных средств, названных «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Сюда отнесли всё, что не похоже на велосипед или автомобиль, и оснащено электродвигателем — сигвеи, моноколёса, гироскутеры, электроскейты, электросамокаты и им подобные.
Статус СИМ до сих пор вызывает множество вопросов — они не регистрируются, не требуют прав и обязательной страховки.
И, в отличие от водителя, самокатчик не обязан оставаться на месте ДТП.
Это из-за того, что он не имеет статуса водителя. В случае ДТП с автомобилем самокатчик вообще будет приравнен к пешеходу, а при нарушениях заплатит максимум 1,500 рублей. В описываемой ситуации найти виновника по регистрационным данным и телеметрии и привлечь к ответственности может сама компания — в случае с личным электросамокатом максимум, на что можно рассчитывать — возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица. И больших гарантий его обнаружения нет.
Существующей правовой базы всё ещё недостаточно для того, чтобы полноценно регулировать перемещения электросамокатчиков и разбираться в создаваемых ими проблемах. Однако, в этой ситуации можем предположить, что теперь «ВУШ» ужесточит контроль за своими электросамокатами — по одному только этому разбирательству компенсация составляет 350 тысяч. И если оно первое, то вряд ли станет последним.