Поликлиника № 2 как зеркало проблем системы здравоохранения.
Так получилось, что в последние пару месяцев БК55 много пишет об омском министерстве здравоохранения в целом и поликлинике № 2 (филиал больницы имени Кабанова), в частности. Начавшееся с жалобы простого омича выяснение вопроса постепенно начало обрастать все большим и большим количеством деталей, местами обескураживающих, а местами откровенно нарушающих и закон, и здравый смысл.
На данный момент в поликлинике продолжается, насколько нам известно, прокурорская проверка относительно тайны пропавшего оборудования целого отделения реабилитации, а также, по всей видимости, оборудования Центрального стерилизационного отделения (ЦСО) и прачечной. Стоит надеяться, что прокуратура прольет свет, в том числе, и на загадку зарплат экономистов, в шесть (!) раз превышающих заработок квалифицированного врача, а также тайны «мертвых душ», «получающих» больше, чем медсестры.
И возможно, ответит на вопрос: зачем омскому Минздраву гигантский штат экономистов в больницах, где не просто не хватает врачей… Там на врачах и их пациентах жестко экономят, чтобы получить премию!
Обо всем этом подробнее можно прочитать в материалах:
- Тайны омского Минздрава, или Куда исчезло целое отделение реабилитации вместе с новым оборудованием?
- Пропавшее медоборудование из новой омской поликлиники украли? Увы, Минздрав хранит молчание
- Для главы Минздрава Мураховского здоровье омичей — это лишь вопрос рентабельности. В чей карман?
Отметим, что, не смотря на упорное молчание непосредственно Минздрава Омской области, среди медицинского сообщества эти публикации вызвали немалое оживление. Причем — достаточно специфичное.
«Ну, так-то мы вообще не удивлены. Думаете, у нас сильно лучше?» — комментировали медики.
К сожалению, что именно «не лучше» в деталях выяснить удается далеко не всегда, разговаривают медики со СМИ не то чтобы очень охотно, опасаясь, и вполне закономерно, неблагоприятных последствий со стороны вышестоящего руководства.
Общаются неохотно, впрочем, не только со СМИ.
«Это знаете, как у нас бывало, — рассказала медработник, большую часть своей жизни проработавшая в больнице имени Кабанова. — Вот намечается к нам плановая прокурорская проверка, естественно начинается беготня, журналы, документы всякие подбивают. И нас собирают всех и говорят, мол, рты не раскрываем, лишнего не говорим. Хотя вот знаете, наверное, стоило…»
Тем не менее, догадаться о существовании этого самого «не лучше» может и простой обыватель — по косвенным признакам. В одной ли поликлинике № 2 не предоставляют пациентам бахилы, которые предоставлять обязаны? В одной ли поликлинике № 2 откровенно не хватает персонала, а пациенты не могут получить необходимых процедур?
Конечно, нет.
В частности, как один из наиболее красноречивых примеров, к тому же подтвержденных множеством свидетельств, имеют место быть истории пандемийного периода. К тому времени в лечебных учреждениях доэкономились до такой степени, что когда грянул ковид персоналу раздавали советские марлевые повязки (которые с ватной прослойкой и дышать в которых невозможно), потому что обычные быстро кончились, а сами врачи, в силу крайней необходимости, начали использовать обычные одноразовые маски, вместо фильтра прикрепляя к ним гигиенические прокладки.
Экономист, очевидно, поставлен в больницу для того, чтобы средства экономить. Начинание, безусловно, не лишенное здравого смысла. Тут как в любой семье — разумная экономия никогда не помешает. Только вот речь в данном случае не о семье, а о государственной больнице, главная функция которой — лечить больных, а не экономить на всем, чем только можно. Тем более что, как мы видим на примере поликлиники № 2, ни о какой «разумной» экономии, речи не идет.
А главное, зачем сажать на высокие зарплаты экономистов в каждую больницу? Где тут логика?
Подведя итоги на примере отдельно взятого лечебного учреждения — в чем же заключается экономия:
- Не запускаются целые отделения, потому что это «не рентабельно».
- Медикам ставятся совершенно нереалистичные, взявшиеся исключительно по неким умозаключениям экономистов планы, за невыполнение которых медиков, естественно, лишают премий.
- Содержание персонала меньшей численностью, чем указано в штатном расписании.
- Урезание количества расходных материалов (маски, бахилы, пеленки, даже чистящие средства).
- Использование устаревших методов и средств лечения.
- Взимание с пациентов денег за услуги и материалы, которые в государственных больницах должны предоставляться бесплатно.
Путем всего вышеперечисленного складывается «экономия средств», которая, очевидно, характеризует качество работы экономистов и на основании которой они получают свои итоговые, весьма впечатляющего размера, зарплаты.
Отдельное внимание пресловутым «планам», выставляемым медикам. Начнем с истоков.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 02.06.2015 N 290Н, на прием одного пациента предписаны следующие нормы времени:
- врача-педиатра участкового — 15 минут;
- врача-терапевта участкового — 15 минут;
- врача общей практики (семейного врача) — 18 минут;
- врача-невролога — 22 минуты;
- врача-оториноларинголога — 16 минут;
- врача-офтальмолога — 14 минут;
- врача-акушера-гинеколога — 22 минуты.
На повторный прием чуть меньше, примерно 70-80% этого времени. Но, для простоты расчета, возьмем как усредненное время 15 минут. Применяем нехитрый подсчеты и получаем, что за 8-часовую смену, если не вставать, не отходить и не обедать, врач успеет принять 32 пациента.
Примечательно, что если в целом по городу эти инструкции, с натяжкой, соблюдаются, то с больницами Левобережья, опять же, все несколько сложнее — район стремительно разрастается, больниц мало, поток пациентов большой. Растет поток пациентов и по неотложной помощи, и по плановой, и получается так, что плановые пациенты не могут месяцами получить талоны к узкоспециализированным специалистам.
Так что количество пациентов выходит далеко за 32.
И при этом медики «не выполняют», естественно, да и не могут выполнить планы, поставленные экономистами, за что их лишают премий.
Тут стоит проследить еще одну несложную логическую цепочку. Выставленный «план» предписывает медикам принимать как можно больше пациентов — чем больше пациентов на одну единицу времени, тем меньше этого самого времени каждому отдельно взятому пациенту достанется. И о каком адекватном лечении и оказании помощи в данном контексте может идти речь?
Но даже в контексте тех больниц, где поток пациентов поспокойнее, сама концепция «планов» выглядит весьма неоднозначно. План — цифры на бумажке — экономистами выставлен, а пациентов нет: где и каким образом медикам их добывать? Ловить на улице? Уговаривать заглянуть?
Стоит также отметить, что проблема законодательного регламента времени на пациента обсуждается регулярно и обсуждалась в Госдуме, в частности, еще в 2022-м году.
Тогда же было отмечено, что такого рода практика устраивает всего 2,3% медиков.
«Экономия средств на медицине оборачивается экономией времени на пациентах. Ни самих пациентов, ни врачей это не устраивает. Временные ограничения, которые Минздрав внедряет с 2012 года, — симптом хронических болезней нашего здравоохранения, — прокомментировал тогда депутат Госдумы Сергей Миронов. — С одной стороны, тотального недофинансирования, с другой — порочной системы ОМС. Когда финансирование зависит от числа пациентов, и медучреждению нужно принять как можно больше, чтобы получить больше денег. Врачи вынуждены работать в потогонной системе, которая к тому же прикрывает нехватку медиков, особенно узких специалистов».
Отдельно хотелось бы отметить, что существует мнение, преимущественно среди самих экономистов (не будем обобщать, наверняка среди них есть честные, чуткие, ответственные и здравомыслящие), что все эти 280-300 тысяч ежемесячной зарплаты — есть итог «честно выполненной» работы. Только почему-то эти итоги ставят под угрозу жизни пациентов омичей. А врачи, которых в эти условия поставили, и которые зарабатывают в лучшем случае по 50 тысяч, в контексте такой логики, очевидно, свою работу выполняют недостаточно хорошо.
За всеми этими цифрами «плановой экономии» стоят омичи — пациенты, на которых и зарабатывают свой «честные» деньги омские экономисты.
Быть может было бы разумнее централизовать работу экономической службы, сосредоточив ее непосредственно в омском Минздраве, что позволит и деньги на экономистах сэкономить, и врачам, наконец, заняться тем, чему они учились.
Быть может тогда и молодые специалисты бы шли в профессию охотнее, и не сбегали, разочаровавшись, куда угодно, только подальше от медицины.