Новости. Омск

Драматургия и гинекология

Девяностопятилетний драматург Эдвард Олби - большой чудак и выдумщик. В пику обывательской публике он сочинил такую пьесу, что вянут уши.

Начать с того, что Вирджиния Вулф, британская писательница и литературный критик, никакого прямого отношения к пьесе «Кто боится Вирджинии Вульф?» не имеет. Олби просто взял в название слова бытующей в то время песенки о ней. Сама же писательница сошла с ума и утопилась, наполнив карманы пальто камнями.

В постановке «Пятого театра» супружеская бездетная пара – Джордж (Сергей Шоколов), бакалавр, магистр и доктор философии, и Марта (Александра Урдуханова), преподаватель и дочь ректора университета, – в третьем часу ночи приглашают в гости молодых, также бездетных супругов биолога Ника (Артем Ильин) и Хани (Кристина Лапшина). И ­начинается невообразимое: Хани удаляется в ванную и привычно совершает там (за сценой) аборт втайне от Ника, а следом за ней в этой же ванне (на сцене) ее муж Ник, 28 лет, совершает секс наподобие французского с 52-летней хозяйкой Мартой. Заметим, ученые пары познакомились только что на вечеринке.

Джордж ничего принципиально не имеет против обмена половыми партнерами. Все четверо пьянствуют до утра. Джордж и Марта, оскорбляя и унижая друг друга (сволочь, мерзавец, сукин сын, сукина дочь, грязная пьянчужка и пр.), злобно выясняют свои отношения, втягивая в перманентный двадцатилетний конфликт молодую пару. Война идет не на шутку, и вот уже трое сцепляются в драке. Глупенькая, но зажигательно танцующая Хани в это время приплясывает от восторга – она обожает драки.

Сохраняя почти весь текст пьесы, постановщики существенно меняют направленность спектакля. Важное место в пьесе уделяется тому, что обе пары бездетны. Хани не желает иметь детей потому, что боится родов. Она научилась почти ­безболезненно ­избавляться от биологического материала, а Джордж и Марта бездетны по неизвестным причинам. Им так хотелось сына, что они придумали легенду о его существовании, что ему уже 18 лет и что он где-то учится в другом городе.

В контексте отсутствия детей у персонажей и отсутствия опыта собственных подлинно сыновних отношений Олби касается новой в шестидесятых годах темы искусственного воспроизводства детей в пробирках, о пользе и вреде намерений генетиков. Режиссер Галина Полищук спустя полвека настолько увлеклась сомнительными перспективами науки, что сделала эту теорию основной. Она даже ввела в спектакль дополнительных персонажей – лаборантов кафедры генетики и целую лабораторию со столом, на котором – микроскоп и множество стеклянных колб и пробирок. Лаборанты молчаливо и настойчиво стараются сделать детей, еще бы – совершается таинство. Они занимаются этим уже до начала спектакля, когда зрители усаживаются в кресла, а затем появляются неоднократно. Ник же у них начальник. Не понимая, почему у Хани нет детей, он, вероятно, хочет решить таким образом и свои проблемы бездетности. В финале спектакля в лучах света лаборанты торжественно демонстрируют зрителям готовое дитя, сидящее в колбе.

Очевидно, проблемы отношений между супругами режиссер Галина Полищук видит не в гармонизации отношений между мужчинами и женщинами, пусть они продолжают пьянствовать и развратничать, детей им будут поставлять лаборанты. Она настолько увлечена по каким-то, возможно, личным причинам своей идеей фикс, что пытается дополнить драматурга Олби, улучшив его пьесу данными из гинекологии, ветеринарии, зоотехники, фармакологии и опытом разведения животных!

В программе спектакля указана удивительная информация: «Театр выражает благодарность за профессиональную консультацию акушеру-гинекологу I категории Елене Николаевне Полонской; психологу Омского центра репродуктивной медицины Галине Николаевне Широкорад; декану факультета ветеринарной медицины кандидату ветеринарных наук, доценту Владимиру Николаевичу Теленкову; кандидату сельскохозяйственных наук, доценту кафедры разведения животных и частной зоотехники Елене Николаевне Юрченко; кандидату ветеринарных наук, доценту кафедры диагностики внутренних незаразных болезней, фармакологии, хирургии и акушерства Татьяне Владимировне Бойко».

Господь Бог навеки установил женам после согрешения праматери Евы: «Умножая скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей» (Бытие, 3:16). Ай да артисты, обошли самого Господа Бога, как бы говорят словами безбожного советского поэта Владимира Маяковского:

«Довольно жить законом,
Данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.

Левой! Левой! Левой!» – ложный и опасный путь. Не для этой ли клячи, кстати, потребовались ветеринары и зоотехники.

Даже в США на Бродвее первую постановку «Вирджинии Вульф» критики признали оскорбляющей нравственность: «Больная пьеса о больных людях». Однако мало-помалу пьесу начали принимать и даже восхищаться ею: мол, Олби бичует страшную картину отчуждения и распада личности, показывает пустоту и абсурдность современного мира, разрушает стереотипы. Похоже, это так, но что дальше? Зачем нам в России бичевание американцами самих себя, исконно лишенных высших идеалов? Янки были такими со времен Колумба, когда уничтожили около ста миллионов индейцев, бросали атомные бомбы на японцев, совершают подлости во многих странах мира сегодня.

Артисты играют увлеченно, почти в равной степени талантливо, но это можно только отметить, но не радоваться тому, т.к. играют они людей сугубо аморальных, озлобленных, полубезумных, что не может не отразиться, конечно, на них самих, их психике и разуме. Жаль их, доплачивали бы им за вредность в таких спектаклях или выдавали молоко, как это было в советское время на вредных производствах.
Показывая отбросы американского общества, театр вносит свою лепту в тотальное оболванивание, развращение и унижение человека, отдаляя его от образа Божия и превращая в животное. Оговоримся, персонажи пьесы весьма образованны и в социальном смысле не являются отбросами, но в духовном точно. Таким видит Олби ученый мир США, и не нам спорить с ним.

Лев Степаненко

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

0
0
11105.10.2013 10:17:20
ничего шокирующего - это обычная дегенерация ))
0
0
Шнапс-тринке05.10.2013 10:41:54
И чО?
0
0
ворон черный05.10.2013 11:18:21
Странно, что в колумнистике на статью отдельные комментарии, а здесь ... Статья то ведь одна!
0
0
Бася05.10.2013 12:09:31
Юркову за такие спектакли отправить на отдых насовсем заниматься внучкой и пирожками! Достала уже своим жёстким порно на сцене!
0
0
Анна05.10.2013 12:35:23
С оценкой этого \"шедевра\" полностью согласна, но вызывает недоумение, в чем автор увидел талант актеров? Шоколов и Долганева играют отвратительно, перетаскивая из спектакля в спектакль одни и те же шаблоны и дешевые актерские приемы. Знать текст это еще не значит сыграть образ. Простите но в сельской самоделке, наверное, сыграли бы лучше. Гнать надо из профессионального театра за такой \"ширпотреб\"!
0
0
Ирина05.10.2013 18:43:49
Оскорблять актеров - последнее дело. Отвратительно, Анна.
0
0
Ольга05.10.2013 18:46:26
Спектакль очень хороший, я бы не стала его так размазывать. Все актерские работы достойны похвалы. Я видела не Долганеву, а Урдуханову - мне просто советовали посмотреть именно её. Очень хорошая работа. Шоколов вообще очень тонкий мастер.
0
0
Антон05.10.2013 18:58:57
Каждый раз одно и то же! Комментаторы! Уже давно все поняли, что если в спектакле не заняты Казакова, Остапов и Зубенко, то спектакль г..но. Посмотрел я эту "Старомодную комедию" с этими звездами, вот где сельская самоделка. Зато думать не надо.
0
0
Кэт05.10.2013 19:01:54
дорогой наш Лев Пантелемонович, не рвите свое старенькое сердце, ходите в музтеатр и читайте Сумарокова да Тредиаковского..
0
0
stepa06.10.2013 09:31:26
Я небольшой поклонник творчества Льва Степаненко, но иногда я благодарен ему за то, что он затрагивает действительно очень важные и жизненные вопросы. Посмотрел фотографии со спектакля и не увидел ни одного актера того замечательного ПЯТОГО театра,которого я знал, в котором знал почти всех артистов в лицо.А названных самодеятельностью артистов-Казакову, Остапова,Зубенко, могу добавить Канунникову(светлая ей память),Гольштейн,Черноскутова,Косицина- любил и люблю,как артистов, потому-что они для меня и сегодня являются лицом ПЯТОГО театра.Я не видел этого спектакля, но и смотреть уже не пойду.За последний год я видел две премьеры-\"КАРМЕН\", ГДЕ АРТИСТЫ хорошо танцуют и ...других добрых слов про этот спектакль я сказать не могу, а так же \"СТАРЫЙ КВАРТАЛ\" с которого я хотел уйти после первых минут,но досидел до конца и видел, как из зала выходили люди в гневе и растерянности от того, что их так НЕУВАЖАЮТ.Что бы ни писали про спектакль-центральная сцена в нём,сыгранная с огромной любовью и выдумкой- сцена совращения гомосексуалистом мальчика.Не дьяволиада ли это?Хочется спросить у артиста Шоколова, есть ли у него своя человеческая и профессиональная позиция или ему всё-равно ЧТО ИГРАТЬ И ПРО ЧТО???Насколько я помню, ещё недавно этот актер с большим скандалом ушел из Галерки?А за последний сезон(только что просмотрел все програмки премьер прошедшего сезона)он занят был во всех премьерах ПЯТОГО,но мало занятости увидел у артистов старой труппы ПЯТОГО??? Неужели верно то, что говорят, будто театр намеренно разрушают. Жаль, если это произойдет.
0
0
Анна06.10.2013 10:59:27
Где тонкий,- там и рвется... Может для Галерки он и "тонкий". А вообще-то, извините за банальность, эта "тонкость" ему идет "как Соеву пенсне".
0
0
Омичка06.10.2013 11:00:07
Я -просто зритель,не знаю про театральные интриги в Пятом и не хочу знать.Имею свое мнение.Смотрела этот спектакль с Долганевой,Ваньковой.Шоколов -молодец,актер способный,старается что-то сыграть,изобразить, прочувствовать.Долганева,при всех ее регалиях - везде одинаковая.Что так орать,когда муж ей говорит о смерти сына?Зал разбудить,очевидно.Везде переигрывает и пережимает.Бездарь,на мой взгляд.Но фигура хорошая.2 актрисы в спектакле - почти ровесницы визуально,а по пьесе -лет 25 разницы.Ванькова- прелесть,за ней наблюдать -интересно,она органичная актриса.Посмотрела я запись этого спектакля - театр Современник,92 год-Гафт,Волчек,Неелова.Вот где игра и точность прочтения,бог ты мой,никаких воплей и дурновкусия,как в омском театре, никаких пробирок и ,,суперглубокого" прочтения Олби(слишком глубоко иногда видят шизофреники).Фильм с прекрасной Элизабет Тейлор 66 года - это тоже нечто великолепное.Вот как это должно быть сыграно-тонко,умно,точно.Ей дали Оскара за эту роль.Долганева,похоже, не смотрела эти записи принципиально-чтоб всех переплюнуть.Или режиссер не советовала?Как ни схожу в Пятый последний год - все денег жалко за это безобразие.(Хотя нет-сп.,,Ромео и Джульетта"понравился)Лучше бы я на эти 620 р за 2 билета бездомным собакам еще корма купила,право слово.Все лучше бы.Все режиссеры в этом театре так лезут из кожи выразить именно СЕБЯ ,что совершенно не умеют выразить автора ЧЕРЕЗ себя.
0
0
Анна06.10.2013 12:02:50
Ирине. Я согласна, что оскорблять актеров - последнее дело. "Не стреляйте в пианиста - он играет, как умеет". Но поощрять бездарность, прививать зрителю дурновкусие, еще хуже - ведь здесь как у классика - они ответственны за тех, кого приручили. Актер, он тот же доктор,- а Вы, Ирина, ходите к плохому врачу?
0
0
Ольга06.10.2013 13:16:41
Ирина права, оскорблять, оценивать - кто нам дал право? Комментарии - это просто болтовня, но, увы, публичная. Здесь повсюду рассеяно семя вражды. Вот и Вы, Анна, никак не уйметесь.
0
0
ворон черный06.10.2013 13:53:24
Ольга! А кто кому тут враг?И почему вы комментарии называете болтавней??? Вы ведь никого не хотите оскорбить, верно? А спектакли некоторые носят откровенно оскорбительное начало. Вот придет моя дочь в театр и услышит со сцены мат... Мне даже думать об этом противно.У нас в семье это дурной тон. Нееет! Комментарии-это не болтовня.Это пожелания, крики души,как хотите назовите ЭТО, но... не БОЛТОВНЯ.
0
0
Анна06.10.2013 16:35:07
А почему, скажите на милость, я должна "униматься", когда вижу, как пошлость и откровенную профанацию своей профессии пытаются нам подать под видом шедевра? Когда пустышку нам представляют "тонким мастером"? Извините, но в этот театр и мои дети ходят, и Слава Богу, талантливую игру от "фантика" они различить умеют.
0
0
Антон06.10.2013 18:05:55
А потому, Анна, что вы не в состоянии доказать, что увиденное вами на сцене есть пошлость, профанация и пустышка. У вас, очевидно, нет инструментария для этого. В таком случае следует прислушиваться к мнению профессиональных театроведов. А если вы сейчас заведете старую пластинку про то, что все театроведы тут купленные, так позвольте вам заметить, что нигде и никем ещё не доказано, что и вы сами не купленная и не распространяете гадости про театр в публичном пространстве намеренно.
0
0
ворон черный06.10.2013 19:55:28
Эх,Антон! Понятно, что вы тесно связаны с театром(или я ошибаюсь?) и вам обидно, что вас неоценили должным образом. Но Анна вам негрубила, а вы откровенно хамите. Да,я человек нетеатральный и воспитан в старые советские времена,но бывая в командировках частенько хожу в театры м отличить плохое от хорошего ещё способен. И написал здесь не для того, чтобы обидеть кого-то, а сказать,что огорчен происходящими в этом театре в данный момент событиями. И если театр назовет меня обывателем и скажет, что ему наплеват на моё мнение, то я больше ни ногой в этот театр и своим друзьям и близким отсоветую его посещать.Недавно ещё я считал этот театр "своим другом" и с женой частенько посещали премьеры,но теперь это делаем гораздо реже. Жалко терять друзей, а вот вы АНТОН, простите, какой-то чужой человечек. Вы отстаиваете свои интересы.
0
0
Анна06.10.2013 20:07:26
А я-то, дурочка, всю жизнь думала, что театр для зрителя. Оказывается он для "профессиональных театроведов"... Спасибо, Антон, я поражена Вашей эрудицией. Позвольте Вам заметить, что то, что Вы пытаетесь изобразить на театральных подмостках последний год, является куда большей гадостью. Я же просто делюсь впечатлениями от увиденного. Да, согласна, резковато может быть. Но если Вы заметили, я не одинока в своих суждениях, это очевидно. А Вам-то самому никогда не приходило в голову взглянуть на свою работу об"ективно, или Вы не приемлете критику в свой адрес априори?
0
0
Анна08.10.2013 11:48:01
Антону-по поводу "Старомодной комедии". Скажите, а где Вы научились так гадить на коллег по цеху? Чувствуется Галерка... поздравляю, хорошая школа. Зависть и желчь в одном флаконе. Чтож,за неимением других талантов сойдет и этот.
0
0
!!!!08.10.2013 12:45:37
\"галёрка\" для Анны!!! Девушка, оставьте артистов \"Галёрки\" в покое!!! Прежде чем обвинять и сопостовлять Антона с \"галёркой\" включите мозги и посмотрите во сколько Антон писал про \"Старомодную комедию\". 05 окт. 18.58. в это время все артисты \"Галёрки\" были на сцене и играли спектакль \"От красной крысы....\" Не стыдно, Наталья Маратовна?????
0
0
Марина08.10.2013 13:12:03
А может это всё сама Анна и пишет? Такое ощущение, что дама на что-то обижена и старется столкнуть лбами актёров друг с другом. Так обычно поступают люди у которых в жизни проблемы, и по женской части тоже... Может \"Галёрка\" ей в чём-то отказала.....?
0
0
****08.10.2013 13:14:06
!!!!!!!!Молодец Марина!!!
0
0
Анна08.10.2013 13:24:00
Да, задела за живое. Спасибо за комментарии, как за подтверждение вышесказанному. Кстати, спасибо за трепетную заботу, - гинекологией начали, ей и закончили, впрочем на будущее, если будут проблемы, - учту.
0
0
Анна08.10.2013 14:27:20
!!!! Вы поосторожнее со знаками препинания, их в компьютере, к сожалению, количество ограничено.
0
0
ворон черный08.10.2013 14:37:20
Ой-ой-ой! Моя попытка признаться театру в любви(тому, который я знал), и высказать свое огорчение и опасение к тому театру, каким стал "ПЯТЫЙ" сейчас оказались никому не нужными.Я понимаю, почему Анна так разгневалась- она пишет об одном, а её отвечают- ты распространяешь гадости ПРО ТЕАТР публично. Антон! Вы же сами спровоцировали скандал. И если вы действительно тот, о ком тут многие думают- мне вас жаль. УХОДИТЕ!!! А женщинам из "Галерки" желаю не злиться. Зло непродуктивно!!! Я желаю всем вам и всему вашему театру здравствовать. И пусть выходят добрые и хорошие спектакли, а мы зрители будем вас любить. Любите и вы нас, "ПЯТЫЙ"!!!
0
0
Полина13.10.2013 03:10:58
В пятом последнее время одна порнография. И режиссер не виноват, виноват во всем директор. Только она дает или не дает ход спектаклям. и если репертуар слабый, виноват директор. Какой бы ни был режиссер самодур, виновата голова. Вот и надо гнать директоров, у которых зрители уходят со спектаклей.
0
0
Ева14.10.2013 14:02:57
За происходящее в Пятом отвечают не только директор, но и начальник отдела профессионального искусства в министерстве культуры, ну и сам министр. Но и Лапухин, и Мамонтова - прозападно ориентированные люди. Национального самосознания - ноль.
0
0
Ольга16.10.2013 23:04:43
Ой, граждане Омичи и Омички, замечаете, сколько вокруг этого театра негатива...к чему бы это?
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru