Омск без скандалов — как новогодний стол без оливье. 2023 год не исключение. БК55 собрал самые значимые из них.
1. Омский Минздрав в 2023-м году: «Нужно больше скандалов!»
2023-й год ознаменовался для Министерства здравоохранения Омской области целой чередой громких скандалов, на подавляющее большинство вопросов омичи так и не получили ответы.
Весной текущего года БК55 стало известно о таинственном исчезновении из поликлиники № 2 ГКБ № 1 имени Кабанова, с горем пополам построенной, целого отделения реабилитации. На момент открытия отделение было, причем было полностью оборудовано новейшим оборудованием, а затем самым «таинственным» образом пропало. Как оказалось в дальнейшем — его не стали открывать «за нерентабельностью», при том, что получить своевременную реабилитацию для жителей стремительно расширяющегося Левого берега — большая проблема.
Помимо реабилитационного отделения в неизвестности растворились центральное стерилизационное отделение и прачечная.
Кроме того, как оказалось позже, подобная участь постигла еще и антирабическое отделение все той же больницы. По официальным документам Роспотребнадзора оно есть, деньги на него были выделены, но по факту — отделения нет. Судя по всему, по той же причине «нерентабельности». Куда делись выделенные на отделение средства — большой вопрос.
И даже работа уже имеющейся поликлиники № 1 оказалась под угрозой просто потому, что были сорваны сроки проводимого, опять же, по нацпроекту капитального ремонта. После разрыва контракта с подрядчиком про поликлинику и вовсе забыли до конца ноября. А когда «внезапно» похолодало, оказалось, что часть принимающих пациентов кабинетов живет без отопления, и что выделенные государством деньги к концу года нужно освоить «кровь из носу» и, хочешь не хочешь, за них отчитаться.
И это не говоря о других многочисленных нарушениях в стенах больницы.
Сложно поверить, что главный врач больницы Малюк, а также главный экономист, которая по долгу службы и принимает решения о распределении средств больницы, были не в курсе происходящего.
Еще одной вехой окутавших Кабановскую больницу скандалов стала информация о том, что экономист Шавардак получает 300 тысяч в месяц, экономя на здоровье омичей и медперсонала. Это на фоне того, что целый ряд отделений, которые были предусмотрены нацпроектом и на которые выделялись деньги налогоплательщиков, не функционируют, медицинскому персоналу не хватает расходных материалов, зарплата медсестер составляет около 30 тысяч рублей в хорошие месяцы, а рядовых врачей — около 50. Кроме того, зарплаты, сопоставимые с зарплатами врачей, получали «мертвые души», являющиеся родственниками госпожи Шавардак.
Несмотря на «титанические» усилия главного экономиста Шавардак, к концу года больница пришла с пустым зарплатным фондом, урезаниями зарплат до голого МРОТа, лишением стимулирующих выплат и сокращением персонала.
На все эти вопросы ни Минздрав, ни прокуратура так и не дали ответа, предпочитая загадочно отмалчиваться. Но стоило СМИ написать, что за повторные срывы плановых сроков поставки и ввода в эксплуатацию высокотехнологичного медицинского оборудования глава Минздрава Мураховский был оштрафован на жалкие 12 тысяч рублей, как реакция последовала незамедлительно, и официальные комментарии, даже без запроса на них, были предоставлены буквально в течение часа.
Косвенный, но при этом весьма издевательский, ответ омским минздравом был дан. В середине июня, в преддверии дня медиков, к немалому удивлению омичей министр Мураховский торжественно вручил награды ряду особо заслуженных и отличившихся медиков, в число которых вошли глава больницы им. Кабанова Малюк и главный экономист все той же больницы госпожа Шавардак.
Осталась без ответа от Минздрава и еще одна скандальная история — в сентябре омичку, выполнявшую штукатурные работы в БСМП-2 по улице Лизы Чайкиной, 7, ударило сильнейшим разрядом тока, после чего, по некоторой информации, она получила серьезный ожог руки. Однако главврач больницы Олег Попов вместо того, чтобы озаботиться скорейшим оказанием необходимой помощи работнице, запер её в отдельной палате и распорядился никого туда не впускать. На звонки в справочную терапевтического отделения БСМП сотрудники отвечали, что такого пациента не существует. Ситуация «неожиданно» обернулась в пользу потерпевшей после публикации заметки БК55. По информации нашего источника, женщину в тот же вечер официально оформили как пациента и перевели в ожоговый центр БСМП-1 на Перелета, 9.
Еще один скандал случился в сентябре 2023 г.: Мураховский посоветовал фельдшеру, пожаловавшемуся на отсутствие элементарных удобств в сельском ФАПе, ходить в туалет к соседям. Предпринимать какие-то реальные меры по вариантам решения проблемы в этом случае начали только после поднявшейся в обществе, в том числе и на федеральном уровне, волны возмущения. До этого, очевидно, предполагалось, что подобного рода комментария достаточно. Как бы там ни было, в итоге в означенном селе пообещали построить в 2024-м году модульный дом для фельдшера со всеми удобствами. Только, вот незадача, сам фельдшер, вполне предсказуемо не вынеся подобных условий работы, сразу уволился.
Стоит отметить, что осень вообще выдалась щедрой на урожай скандалов с участием господина Мураховского. Так, в октябре стало известно об увольнении (за подписью непосредственно Мураховского) Людмилы Маслаковой, врача, возглавлявшего детскую городскую больницу № 4 с 1986 года, имеющего высшую квалификационную категорию, а в 2010-м году получившего звание «Заслуженный работник здравоохранения РФ». «Вина» врача состояла в том, что она отказалась подписать акт приемки медицинской рухляди за 12 млн бюджетных денег. Деньги по итогу пришлось вернуть обратно в бюджет, что кому-то, очевидно, очень не понравилось.
Еще одним громким скандальным эпизодом в копилке омского Минздрава стала история с «совершенно неожиданно» открывшимися приписками. Тогда, напомним, омская журналистка Наталья Граф заказала через Госуслуги справку об оказанных услугах по полису ОМС и с удивлением обнаружила ряд услуг, которые по факту не получала. На фоне ее сообщения аналогичную справку заказали и другие омичи, и некоторые из них обнаружили аналогичную картину.
В Территориальном фонде обязательного медицинского страхования предположили, что дело, скорее всего, в технических ошибках или человеческом факторе. Однако источники из медицинских кругов, пожелавших остаться анонимными, как БК55, так и других СМИ, сообщили, что чаще всего несуществующие услуги оформляются для выполнения «плана», который со своей стороны ставит Минздрав, и за невыполнение которого могут урезать финансирование больницы, а также сильно уменьшить размер заработной платы (даже с учетом приписок у врачей он составляет около 50 тысяч).
Как ранее писал БК55 на примере все той же больницы им Кабанова, планы в подавляющем большинстве случаев нереальные как в контексте цифр, так и в контексте элементарной логики — не ходить же врачам по улицам и не отлавливать пациентов. Впрочем, это не отменяет того, что приписки, как ни крути, это экономическое преступление.
Это был едва ли не единственный случай, когда омский минздрав решил дать хоть сколько-то осмысленный комментарий. Причем именно Минздрав, а не министр Мураховский лично.
Как итог, по жалобам омичей была инициирована комплексная проверка и, как сообщал Минздрав, в отношении лиц, причастных к установленным нарушениям, предприняты дисциплинарные меры.
И в самом деле, карать нижнее звено здравоохранения куда проще, чем объясняться за пропавшие отделения.
2. Конная статуя основателя Омской крепости Бухольца: ошибки и ляпы.
4 августа 2023-го года в Омске на набережной возле магазина «Океан» был открыт долгожданный, можно сказать выстраданный памятник основателю первой омской крепости Ивану Бухгольцу. Так завершилась десятилетняя история попыток установить памятник основателю Омска.
Напомним, впервые об установке памятника Бухгольцу заговорили в 2012-м году, на это даже деньги выделялись. Памятник хотели установить к 2016-му году, к 300-летию Омска, а его автором должен был стать скульптор Сергей Норышев, известный такими своими работами, как сантехник Степаныч, Любочка, Городовой, памятники чернобыльцам, труженикам тыла, Петру и Февронии. Однако что-то пошло не так и проект отложили на неопределенный срок.
В начале 2020-х о проекте снова вспомнили, начали обсуждать, но почти сразу разразился первый скандал — памятник предполагалось установить на месте шара «Держава» на площади Бухгольца, а сам шар перенести в парк имени 300-летия Омска. Это крайне возмутило омичей, требовавших оставить шар в покое, и вместо этого отреставрировать его. Была даже создана петиция в защиту шара, которую подписали 921 человек.
Неизвестно, насколько сильно именно этот документ повлиял на итоговое решение городских властей, но в качестве места установки была выбрана другая площадка.
Так, в 2023-м году, в преддверии Дня города прошло торжественное, в присутствии первых лиц города и области, открытие долгожданного памятника. Авторами монумента стали братья Минины, а меценатом проекта — группа компаний «Титан».
Однако установленная спустя 10 лет перипитий и обсуждений статуя сразу вызвала много вопросов и очень неоднозначную реакцию общественности, причем как обывателей, так и специалистов.
Простых омичей в первую очередь заинтересовало, почему памятник основателю города стоит практически как в сказке — к городу задом, а к Иртышу передом. Этот момент взялся объяснить мэр Омска Сергей Шелест и, как стало известно, на это есть две причины:
«Первый обосновали историки и скульпторы: всадник олицетворяет заслуги и подвиги конкретной личности перед государством, а статуя коня — государственную силу и мощь. Скульптура коня смотрит на Иртыш, а фигура государственного деятеля повернута в сторону устья Оми. В правой руке всадник держит план крепости, а левая просторно раскинута в сторону левого берега реки Омь, где и была построена первая крепость нашего города. По такому же принципу направлены конные памятники в Санкт-Петербурге, Владимире и других российских городах. Второй момент связан с пешеходным трафиком, который проходит как раз «под наблюдением» монумента. Также отмечу, что скульптура одинаково хорошо просматривается и с дороги, и с Ленинградского моста».
Тем не менее, у специалистов, историков и краеведов вопросы возникли куда более конкретные и серьезные — к многочисленным неточностям, а местами так и вопиющим ляпам, причем как к историческим, так и в плане элементарных формулировок.
В первую очередь стоит упомянуть о самой, пожалуй, бросающейся в глаза надписи — «И. Д. Бухгольцу и основателям города Омска».
— Получается, что исходя из правил русского языка, Бухгольц не входит в число основателей Омска. Тогда памятник посвящён основателям Омска и какому-то Бухгольцу, который непонятно кто. А может это, что называется, «ошибка по Фрейду», потому что для меня роль Бухгольца неоднозначна. Не хочу повторяться, я уже писал об этом. Что уж говорить о его роли, если мы до сих пор не можем даже определиться с написанием его фамилии, — комментировал этот вопрос, в частности, историк Игорь Коновалов.
Вопиющей исторической ошибкой, именно ошибкой, а не случайной неточностью, является элемент сюжета в Тобольске, в котором «Бухгольц со своими «приспешниками» набирает рекрутов при помощи графа Гагарина и Ремезова и готовится к экспедиции», в которой потомственного князя, представителя древнего дворянского рода из Рюриковичей, внезапно понизили до графа. Как отметил тот же Коновалов:
«Это та ложка дёгтя, которая сводит на нет всю ценность памятника».
И это только наиболее крупные ляпы в памятнике.
Так, в частности, в элементе сюжета встречи Петра Первого и Бухгольца в Петербурге на заднем плане изображен Петропавловский собор, на момент событий еще не достроенный. Да и сама встреча царя с Бухгольцем проходила в другом месте и при других обстоятельствах. Кроме того, Пётр на барельефе указывает на запад, а Бухгольц по факту отправлялся на восток.
Впрочем, стоит отметить, что некоторые исторические ошибки усилиями историков были обнаружены и исправлены еще на стадии производства статуи.
— На груди у офицеров знаки отличия — горжеты. Вне зависимости от того, кто является вторым офицером, полковник Матигоров или поручик Каландар, события этого сюжета могли происходить только во второй половине 1716 года, когда Бухольц был подполковником гарнизонных войск, Каландар — командиром артиллерийского отряда, а Матигоров командовал драгунским полком в Сибирском гарнизоне. Ни в гарнизонных, ни в драгунских полках носить горжет офицерам положено не было. Скульптор, с учётом замечаний, указал на рамке фамилии персонажей — «Бухгольц» и «Каландер», убрал с груди Каландера армейский горжет, а на груди Бухольца — поменял армейский горжет на гвардейский, — рассказал БК55 исследователь биографии Ивана Бухольца краевед Степан Иванович Викулов.
Тем не менее, как отмечается, многие заранее озвученные ляпы не были исправлены, а частью образовались новые — которых на макетах не было.
И это только малая часть ошибок, подробнее о которых можно прочитать в материале БК55:
Зачем тратить десятилетия и деньги на памятник сомнительной исторической ценности и качества?
3. «Разброд и шатания» в судьбе старого кадетского корпуса
СПРАВКА
Омский кадетский военный корпус, до 1925 года назывался «1-й Сибирский императора Александра I кадетский корпус, — был основан в 1813 году как Омское войсковое казачье училище по инициативе начальника Сибирской пограничной линии и командира Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенанта Григория Глазенапа. Лепнину для нового здания делал первый омский лепщик Зарубин, чей автограф был обнаружен на капители портика при реставрации. В 1826 году училище было переименовано в Омское училище Сибирского линейного казачьего войска. В ноябре 1845 года его вновь переименовали в Сибирский кадетский корпус. Знаменитыми выпускниками корпуса были географ Григорий Потанин, основатель народно-социалистической партии Николай Анненский, сын казахского султана Ч. Валиханов и историк Г. Катанаев.
1866 по 1882 преобразован в Сибирскую военную гимназию, а с воцарением Александра III военные гимназии в июле 1882 года переименовываются в кадетские корпуса. В июле 1861 «кадетку» посетил наследник престола Николай Александрович, а в октябре 1900 года — начальник главного управления военно-учебных заведений великий князь Константин Константинович. После открытия кадетских корпусов в Хабаровске и Иркутске нашу «кадетку» в 1907 году переименовали в Омский кадетский корпус. А 1 мая 1913 года в связи со 100-летним юбилеем было присвоено имя императора Александра I.
С 1925 по 1999 годы после установления советской власти корпус был расформирован, но в оставленных кадетами зданиях продолжали готовить офицеров для нужд Красной армии. Тогда это были пехотые школы и военный училища. В 1974 году Совет Министров РСФСР присвоил кадетскому корпусу статус памятника архитектуры федерального значения.
Только в 1999 году по инициативе губернатора Леонида Полежаева на базе упраздненного общевойскового училища был возрожден Омский кадетский корпус, который в 2009 году был признан лучшей «кадеткой» страны.
Итак, в пандемийном 2020 году в Омском кадетском корпусе на Ленина, 26 отменили набор курсантов. Детям объяснили, что пришёл приказ о ремонте в ротах и строительстве ледового катка. Однако позже выяснилось, что здание (главный корпус) признали аварийным.
В сентябре того же года в центре города прошли пикеты в защиту зданий «кадетки», даже сами ученики не верили в «аварийность», но власти решили переселить курсантов в новое здание, которое наспех было построено по улице Суворова между территорией аэропорта и парком Победы без согласования с Росавиацией.
1 сентября 2021 года корпуса на Суворова приняли в свои стены учеников, а старый, исторический корпус остался пустовать, и в феврале 2022 года Минобороны РФ решило передать его в собственность города, что и было сделано уже в июне. Общая площадь учебных, спальных и вспомогательных корпусов, передаваемых муниципалитету, составила 24,6 тыс. кв. м, площадь земельного участка — 35,5 тыс. кв. м.
Однако мэрия принимать на баланс «дорогой подарок» не спешила, и раз в полгода в СМИ появлялись комментарии чиновников о разрушающемся здании и несомненной аварийности. Омский депимущества всё-таки вступил в права собственника лишь в начале сентября 2022-го и тут же объявил о проведении технической экспертизы восьми принятых объектов спортзала, казармы, инвентаризационного штаба, двух помещений столовой, тира, КПП и главного корпуса. Результаты проверки так и не были обнародованы.
Тем не менее, охранный статус памятника «кадетки» и здания лазарета как объекта культурного наследия регионального значения законодательно запрещает снос комплекса.
После возведения в непосредственном соседстве с территорией старого Кадетского корпуса элитной жилой многоэтажки на Иртышской набережной, 9/1 с видом на реку и кадетский плац, мэрия снова заговорила об удручающем состоянии (что не удивительно после 2-летнего запустения и забивания свай под жилищный новодел) охраняемых объектов.
«В связи с дефицитом бюджета города ассигнования на содержание, оплату коммунальных услуг, ремонт имущественного комплекса отсутствуют. Прорабатывается вопрос о передаче имущественного комплекса и земельного участка под ним в собственность Омской области», — заявляли сотрудники депимущества в июне 2023 года.
И депутатам Омского горсовета предложили рассмотреть вопрос о передаче комплекса на баланс области. В июле инициативу воплотили в жизнь.
Пока омские активисты и общественники из регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников били тревогу и требовали повторной экспертизы состояния царских построек, в городе пронеслись слухи о передаче территории «кадетки» под застройку жилыми домами уральской компании «Брусника». Под угрозой уничтожения оказались больше 20 построек исторического комплекса: учебный корпус (1882), казарма (1873), учебные классы (1826), спорткомплекс, лазарет (1913), КПП, столовая и жилой дом на Чкалова, 1.
ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ:
В начале августа экс-начальник Омского кадетского корпуса, Герой Советского Союза Николай Кравченко в интервью рассказал о своем видении ситуации вокруг старой «кадетки» и опроверг утверждения горадминистрации об аварийности объекта. А позднее была отозвана «для доработки» историко-культурная экспертиза, сокращающая охранную зону комплекса по заказу областного минкульта. Не приняли и застроечный проект «Брусники», — ВООПИК и омский депархитектуры обнаружили в нём множество нарушений. Поступали предложения «поселить» на территории старого кадетского корпуса исторический парк, музей казачества, казачье училище или классы дополнительного образования школьников.
ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ:
В конце сентября выяснилось, что Кадетский корпус так и не был передан на баланс области, и его судьбой по-прежнему распоряжается мэрия в лице депимущества. А затем город потряс новый скандал: общественники из ВООПИК вскрыли факт кражи из главного корпуса чугунных плит лестничных проемов, радиаторов и металлической напольной плитки царских времен, — деталей памятника архитектуры, охраняемого законом. Городские власти сначала пытались «найти крайнего» в военных, которые вывозили имущество в момент «переезда» курсантов. Однако после заявили, что чугунные плиты были использованы для ремонта других пролётов, не подтвердив свои «отмазки» ни документами, ни фотографиями. Расследование расхищения статусного объекта так и не было инициировано. Силовые структуры проигнорировали информацию, а заявление в правоохранительные органы никто не подавал.
В ноябре историки, культурные деятели и военные региона собрались за круглым столом, чтобы заявить о протесте против застройки территории «кадетки» и намерении защищать «священные стены» старейшего воинского училища. После этого организаторов встречи пригласили в полицию и пытались составить на них протокол о незаконном митинге, нарушении общественного порядка, а то и вовсе об экстремизме.
На первом заседании архитектурно-экспертного совета при омском градоначальнике разговоры о судьбе старого Кадетского корпуса велись коротко. Мэр Сергей Шелест лишь упомянул, что главное здание сносить не планируют. А инициативная группа по защите комплекса, созданная решением Круглого стола, пытается добиться встречи с губернатором Хоценко для получения гарантий отказа от планов застройки территории Кадетского корпуса элитным жильем и сохранности всех объектов. Тем не менее, глава региона на контакт с общественниками пока выходить отказывается.
17 января 2024 г. губернатор Омской области Виталий Хоценко побывал в старом комплексе Омского кадетского корпуса. И лично убедился в бедственном положении одной из главных исторических святынь нашего города.
«Поручил администрации Омска и областному Министерству строительства при участии регионального Минкульта подготовить все необходимые документы для начала обследования здания», — написал глава региона в своем телеграм-канале.
4. Закулисье года Анастасии Старцевой. Ремонт театра и труппы, или что творится с Омским ТЮЗом?
Театральный скандал уходящего года — история с местным театром юного зрителя. Уже в декабре стало известно, что сроки сдачи после ремонта его здания сорваны. Причины, обнародованные областным Минкультом, не убеждают.
«Пациент скорее жив, чем мертв. Или напротив», — почему-то глядя на нынешнее состоянии местного театра для детей и молодежи вспоминается именно эта фраза из знаменитой сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Там лечили сразу трое. Как известно, деревянный мальчик выжил.
Но с молодежным театром не все так просто. Учреждение это в силу специфики, заключенной в названии, нуждается в определенном притоке новых актерских кадров. Репертуар соответствующий. Его играют, в основном, на детскую и молодежную аудитории.
Долгие годы театром руководила Валентина Соколова, и этот период можно охарактеризовать одним словом — «стабильность».
Валентина Соколова, многолетний директор Омского ТЮЗа
Она же на 80-летии родного театра в 2017 году
При ней были налажены связи с учебными заведениями разного уровня. Работал в театре даже педагогический отдел.
Но последние годы руководства Соколовой, скорее, можно считать медленной смертью театра. Здание ветшало, денег на ремонт не было. Обновить необходимо было и труппу. Яркие артисты-премьеры, вроде Александра Гончарука и Сергея Оленберга, труппу покинули ради драматических театров для взрослых.
Сергей Оленберг, ныне звезда Омского академического театра драмы. После ухода из омского ТЮЗа успел даже побывать в роли главного режиссера «Студии» Л. Ермолаевой».
Александр Гончарук тоже блистает в Омской драме
Молодые звездочки, чуть заявив о себе в Омске, тут же «сваливали» в столицы. Были и те, кто ТАМ не потерялся.
И вот на смену Соколовой пришел уже художественным руководителем Владимир Золотарь. Модный режиссер сначала стал главрежем, а затем и полновластным властителем учреждения.
Владимир Золотарь, последний художественный руководитель Омского ТЮЗа. В данный момент эта должность упразднена.
Спектакль, сделавший ему имя, он поставил в театре небольшого областного центра, поэтому крупный театр в миллионнике для него был неким карьерным ростом. К тому же ему дали карт-бланш в виде симбиоза должности главного режиссера и директора.
В конечном итоге это привело к определенным творческим удачам, о театре вновь заговорили. Правда не всё, что говорили, было в положительном ключе. Золотарь ушел со скандалом.
Возможно, именно его демарш позволил творческому деятелю избежать участи другого, тоже бывшего худрука омского театра, Никиты Гриншпуна. Тому, как известно, «впаяли» немалый срок за финнарушения. О таковых поговаривали и в бытность тюзовским боссом Золотаря.
В этот период коллектив постарался отказаться от культпоходов — основного источника наполнения зала в ТЮЗах. Золотарь гордо считал, что на хорошие спектакли и так пойдут. Но полных залов не наблюдалось.
К чему такая длинная преамбула? Чтобы было понятно, что проблемы в ТЮЗе возникли не сегодня. В 2017-м директорствовать туда пришел молодой Михаил Мальцев.
Михаил Мальцев, нынешний директор Омского ТЮЗа
По сути ничего нового в работу не внесший. Ну, не является он руководителем нового формата, как, допустим, Кирилл Крок в столичном театре Вахтангова.
Карьерная копилка у Мальцева состояла из должности заместителя при опытнейшей руководительнице Тарского театра. Ну, а затем он сменил в кресле директора, как поговаривают, своего родственника уже в Омском ДК Сибзавода (ныне областной центр культуры «Сибиряк»).
А тот, по слухам, и замолвил за него словечко в областном Минкульте при назначении сменщика Золотаря. Почему назначали «своего» Мальцева понятно. Театру «грозил» ремонт, об этом давно говорили, и в кресле руководителя должен сидеть человек, за которого поручились.
Собственно, так и произошло — через 4 года в театре начался ремонт: в феврале 2021-го труппа съехала в Омский Дом актера. К молодому, не обладающему коммуникационным обаянием директору, в пару взяли опытного режиссера из Новосибирска Евгения Рогулькина. Тот строил работу с труппой неспешно, выдавая премьеры дотошные, но какие-то не очень жизнеспособные.
Евгений Рогулькин (на фото с тортом)
Иногда складывалось впечатление, что не Рогулькин руководит артистами, а они им. По карме должна была «прилететь ответочка». И она возникла в лице режиссера амбициозного, да еще и омички.
Анастасия Старцева официально села в кресло главрежа тюзовцев в январе 2022-го и почти сразу начала наводить новый порядок.
Анастасия Старцева, нынешний главный режиссер Омского ТЮЗа
Свой первый сезон она завершила непродлением контрактов с восемью ведущими актерами. Такой исход предвидел лишь один из них, уже при назначении Старцевой принявшийся искать новое место.
Остальные остались не у дел в тот период, когда прослушивания в других театрах уже завершились. Творческий лидер и директор завуалировали их уход под борьбу за дисциплину. Дескать, опаздывали, получали замечания в письменном виде.
На данный момент труппу 42-летнего Михаила Мальцева и 37-летней Анастасии Старцевой покинули полтора десятка актеров. Среди них есть и те, кто уже пришел при новом главреже, но решил, что атмосфера в театре нетворческая. Заметим, что обновление труппы происходит регулярно за счет актеров-новичков выпускников театральных училищ.
Были и те, кого в театр взяли уже сложившимся артистом. Главное «но» — к заметным творческим удачам обновление коллектива не привело.
Впрочем, у майской премьеры «Островский. Игра в куклы» есть и поклонники. Наш ресурс опять же не отрицает наличие творческого образования у г-жи Старцевой и подозревает, что технологией постановки спектаклей она владеет. Речь, скорее, идет о том, уместен ли стиль ее спектаклей театру для детей и молодежи.
По-прежнему, как свидетельствуют источники, реализация билетов (не имеются в виду новогодние «елки») происходит за счет обладателей «Пушкинской карты». А так ли уж необходимо молодым лицезреть главную героиню одного из последних спектаклей главрежа, занимающуюся на сцене чуть не «самоудовлетворением»? Хочется верить, что эту сцену убрали позднее, но на премьере-то она была.
Резюме: семилетняя карьера директора Мальцева закончилась, мягко выражаясь, фиаско. Ремонт, на который выделено свыше полумиллиарда рублей, в сроки сделать не удалось.
Что касается «ремонта» труппы, то и у главного режиссера Старцевой успехов не наблюдается. Диплом нового «фаворита» актерского состава учреждения Мельпомены на местечковом фестивале в соседнем городе вряд ли можно таковым считать. Мелковато.
Фото БК55
5. «Аллея олимпийских чемпионов» разделила город на промолчавших и тех, кто считает ее уродством
О том, что общественное пространство в самом центре города преобразится в место памяти о наших великих спортсменах, стало известно еще в середине прошлого года. Меценат Сергей Козубенко, сопровождаемый свитой из накаченных мужчин, «подарил» тогда Омску памятник Петру великому.
Исторически считается, что именно первый русский император приложил руку к появлению крепости на Иртыше. Поэтому и изваяние Петра I презентовали в Омской крепости. Большое количество спортсменов на, казалось бы, культурном событии, несколько удивляло, но, зная биографию Козубенко, это было несложно предугадать.
Олимпийский чемпион по боксу Алесей Тищенко пришел на презентацию Петра I с супругой. Она на фоне изваяния скульптора Полегаева.
Меценат Сергей Козубенко на презентации памятника Петру I
Он же рядом с памятником, мэром Шелестом и директором Омской крепости Мининым
Друзей молодости он никогда не забывал. В этом ключе естественным выглядит его желание увековечить память о прославленных спортсменах родного для него города.
Вот только воплощение идеи вызвало много вопросов. Обращались они не столько даже к скульптору Сергею Полегаеву, члену союза художников России, который и выполнил «идолов» в якобы греческом стиле, сколько к Омской мэрии, позволившей всему этому сомнительно украсить центр города.
Фото со страницы ВК Алексея Пантелеева
Скульптор Сергей Полегаев — автор памятника Петру I в Омской крепости и Аллеи олимпийцев
Отметим, что речь об установке «Аллеи олимпийских чемпионов» сразу шла в рамках создания так называемого общественного пространства. Общественными называют территории открытые и доступные для широкой публики. Дороги (включая тротуары), площади, парки и пляжи обычно считаются таковыми.
Напомним, место для установки Аллеи чемпионов уже ранее облагораживалось и обустраивалось. Выглядело оно вполне прилично и ухожено. В городе достаточно общественных территорий, которые нуждаются в обновлении. Но то ли меценату принципиально было увековечить себя возле памятника вождю мирового пролетариата, то ли у омской мэрии не хватило фантазии убедить его согласиться на иное место, но поставили именно там.
«Главный архитектор Омска Роман Воробьев сказал, что предлагал два-три варианта, где может разместиться аллея, но его мнение никто не стал принимать в расчет. Недовольны архитекторы остались и видом самих скульптур. Их они называют «головы на палочках», — написал 12 августа накануне открытия пространства СМИ.
При этом прибрежная часть реки Омь теперь выглядит в одном ключе, площадь Ленина в совершенно другом, а между ними нечто в греческом стиле.
«В греческом зале, в греческом зале… Мышь белая!» — говорил в известном монологе советский юморист Аркадий Райкин.
Аллея олимпийцев. Фото ТАСС.
Вот и смотрится аллея эдаким белым пятном на архитектурном лице городе. Хочется верить, конечно, что это самое лицо у нас есть. Но, похоже, ее — веры, все меньше и меньше. В Омске царит эклектика и безвкусица.
Классические вопросы «кто виноват?» и «что делать?» в данном случае задавать излишне. Почему? Да просто у нас ни к кому из профи не прислушиваются.
Хороший комментарий дал по поводу «Аллеи олимпийских чемпионов» Никита Шалмин, председатель омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
«Не касаясь вопроса художественности скульптур, можно отметить, что в нашем случае габариты обломов колонн явно гипертрофированы, они смотрятся как руинированные остатки портика греческого храма и абсолютно не соразмерны скульптурной части композиции. К тому же наши Олимпийцы — современные, в т. ч. и молодые люди, и изображать их в виде римских патрициев (греки своих олимпийцев изображали совершенно по-другому) вряд ли целесообразно.
Эта территория была благоустроена на федеральные деньги в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» по проекту архитектора Андрея Седачёва. В той части, где установлены олимпийцы, была другая плитка, более качественная, и освещение, гораздо более высокого уровня. Какой смысл был всё это заменять?» — таково вкратце мнение г-на Шалмина.
Не согласиться с ним нельзя. Но разве это интересно омской мэрии?
«Если мы не будем давать профессиональную оценку, высказывать свое мнение, это так и поплывет», — сказал архитектор Андрей Седачев.
Как резюме: в данный момент городские власти зачастую рассматривают территорию Омска не как пространство, где они должны приложить свои хозяйственные и организационные таланты — решить проблемы с отоплением, с городским транспортом, с уборкой города после очередного снегопада, украшением мегаполиса к Новому году — а как территорию, где они могли бы «увековечить» свое пребывание у власти. То в центре внезапно появляется аляповатое граффити, одобренное городским культурным департаментом, то вот такой «ужастик» в виде идолов с венками на голове, открываемый знаменитыми спортсменами и первыми лицами области.
Безусловно, Омск должен преображаться, но делать это необходимо с привлечением профессионалов от архитектуры, а не только тех, кто готов за это выложить какую-то сумму. Это радостно, что люди желают потратить деньги на родной город, однако делать все, отдавая на откуп вкусу меценатов — это значит превратить мегаполис в китайский квартал, состоящий из самостроев.
Фото БК55
6. Неоднозначный героизм: как самолет Сочи-Омск сел в поле под Новосибирском
Одним из самых скандальных событий года для Омской области, а также и для ближайших ее соседей, стала посадка самолета Уральских авиалиний, следовавшего из Сочи в Омск и приземлившегося в чистом поле в Новосибирской области.
Примечательно, что начиналась история как нечто вдохновляюще героическое, а закончилась расследованиями и уголовным делом.
Напомним, в середине сентября текущего года самолет «Уральских авиалиний» Сочи-Омск совершил аварийную посадку в Новосибирской области, в районе поселка Восход Убинского района, из-за проблем с гидросистемой. На борту самолета находилось 170 человек, из них 23 ребенка. К счастью, все обошлось благополучно, без пострадавших.
Тем не менее, как только радость и воодушевление от благополучно завершившегося инцидента стихла, у Росавиации возникло много вопросов к обоснованности действий пилотов. Было проведено расследование и резюмировано, что экипаж самолета допустил ошибку при определении фактического положения шасси и створок после отказа «зеленой» гидросистемы, а также в расчете необходимого количества топлива, приняв решение лететь в Новосибирск. Тем не менее, как сообщал телеграм-канал «Baza», когда ситуацию уже нельзя было изменить, пилоты смогли правильно подобрать площадку.
Тем не менее, отчет Росавиацию не устроил — в нем было обнаружено 15 ошибок и противоречий, в частности:
- нарушения в расчетах;
- наличие данных, не подтвержденных записью переговоров команды экипажа;
- обман командира самолета об индикации убранного положения шасси;
- не подтвердилась информация о том, что пилоты перед решением об уходе на запасной аэродром провели расчет необходимого количества топлива для полета до Новосибирска;
- аргументы командира ВС о потенциальной опасности посадки в Омске признаны комиссией обоснованными, что противоречит состоянию систем самолета, погоде, состоянию и длине полосы;
- рекомендации комиссии абсолютно некорректны и недостаточны для предотвращения подобных событий в будущем;
- «недопустимо низкий уровень» подготовки пилотов, позволивших «безрассудные действия» в условиях ненормальной эксплуатации лайнера.
По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело.
Пилотам же, проводившим посадку на поле, предложили уволиться, о чем телеграм-каналу Mash Siberia рассказали крайне возмущенные родственники пилотов.
Что же касается самого самолета, его судьбу не могли решить на протяжении четырех месяцев, и он все это время находился на поле под охраной, подготовленный к зиме, с обмотанными теплоизоляционными материалами двигателями и шасси.
Тем не менее, как стало известно, поднятие самолета в воздух в итоге сочли нецелесообразным, и было принято решение разобрать его на металлолом. После детального изучения специалисты пришли к выводу, что восстановление лайнера потребует слишком много сил и средств, а потому его распилят на части, достанут техническое оснащение и вывезут. Когда именно это случится — пока не сообщается.