Эксперты крупнейшего российского рекрутингового портала hh.ru подсчитали: 85% отечественных компаний работают в условиях кадрового голода. hh-индекс за последний месяц показывает в целом ряде профобластей «дефицит соискателей» и «острый дефицит соискателей». О том же говорит и опрос «ОПОРЫ РОССИИ»: проблему с кадрами имеют 80% опрошенных предприятий.
Как они её решают? Приведем самые популярные ответы:
• Сами растим кадры внутри компании — 57,3%.
• Применяем не денежную мотивацию (ДМС, оплата обучения, спорт, праздники) — 43,7%.
• Привлекаем студентов и менее квалифицированный персонал — 41,7%.
• Повышаем зарплаты — 40,8%.
• Автоматизируем процессы — 36,9%.
• Развиваем внутренние системы обучения и наставничества — 36,9%.
Заметьте — повышение зарплат тут только на четвертом месте, но на прямой вопрос «Планируете ли в этом году повышать зарплату своим сотрудникам?» положительно ответили в сумме почти 80% руководителей.
Эксперты, представлявшие «ОПОРУ РОССИИ» на недавнем совещании по кадровой теме в Омском отделении ЦБ, в частности, гендиректор компании «ТРИЭС-Персонал» Екатерина Пономарева, предупреждают — без повышения производительности труда эта мера приведет в тупик, точнее — заставит ходить по кругу: повышают 80% — почти все, включая и компании, с которыми вы конкурируете за кадры, значит шансы удержать своего специалиста или переманить чужого почти не меняются → деньги на доплаты предприятия планируют получать от повышения цен на свою продукцию, что вместе с самим массовым повышением подгоняет инфляцию, обесценивая эти добавки.
Именно повышение производительности труда считают ключевым для решения проблемы на долгосрочную перспективу фактором и наши эксперты, и эксперты ЦБ, включая и его руководителя Эльвиру Набиуллину. Все меры, предпринимаемые в этом направлении, можно условно разделить на две большие группы — обучение (включая переобучение, повышение квалификации, наставничество) и организация труда. Под последней сейчас чаще всего довольно узко понимают автоматизацию/цифровизацию + системы из западных учебников по менеджменту типа «бережливого производства». Между тем, напоминает Екатерина Пономарева, у нашей страны есть колоссальный багаж и собственных оригинальных наработок.
— Вспомним, например, систему управления Александра Суворова (её принципы можно найти в его книге «Наука побеждать»), которая как раз славилась чёткой организацией и очень мощной системы наставничества. Или труды Алексея Гастева, который в 20-х годах создал и возглавил Центральный институт труда (ЦИТ) — с него в СССР начиналась научная организация труда. Именно по схемам Гастева в 1941-м эвакуировали военные заводы из европейской части страны и с нуля запускали производство за Уралом, буквально в чистом поле.
Эта система шире по охвату чем, например, те же заимствованные за рубежом инструменты бережливого производства. Говорю об этом уверенно, поскольку знаю, имею уже большой опыт внедрения инструментов эффективной организации на предприятиях для повышения производительности труда. У меня даже есть уже отработанные программы, в том числе и аккредитованные Министерством экономического развития РФ, которые готова транслировать сейчас хоть по всей стране и надеюсь на помощь государства в этом деле.
С результатами опроса «ОПОРЫ РОССИИ» омских предпринимателей можно ознакомиться по ссылке → здесь