Два независимых друг от друга источника «БК» во власти и бизнесе сообщили об активизации окружения бывшего губернатора Леонида Полежаева.
Согласно их данным, определенный центр влияния складывается вокруг фигуры гендиректора радиозавода имени Попова Ивана Полякова, хорошо известного своими экстравагантными политическими перформансами. Еще пять лет назад Полякова с Полежаевым в одной упряжке невозможно было себе представить, однако, как утверждают собеседники «БК», в политике нет друзей, есть временные союзники. А тот факт, что бывшего губернатора Леонида Полежаева не устраивает собственное положение в современном политическом пространстве, едва ли стоит подвергать сомнению. Еще вчера влияющий на все более-менее заметные решения в регионе, сегодня он влачит незавидное существование в роли председателя клуба отставных пенсионеров. Неужели выпуск книги к 200-летнему юбилею Кадетского корпуса – потолок его сегодняшних амбиций? Один из источников, близкий к Заксобранию, еще полгода назад рассказывал, что г-н Полежаев весь в делах, занимается бизнесом, носится по городу на «БМВ», прижимая к ушам по два телефона. Впрочем, стоит ли говорить, что самый интересный бизнес для человека с таким опытом – это политика.
По крайней мере, ситуацию с внезапным вниманием Ивана Полякова к «Омскэлектро» в пику интересам Сергея Калинина и Андрея Голушко источники трактуют как первую акцию нового альянса двух «П».
Между тем информатор «БК», близкий к Ивану Полякову, категорически опроверг какие-либо контакты завода с бывшим руководителем региона. А интерес к «Омскэлектро» объяснил исключительно соображениями бизнеса. «У завода огромные потребности в электричестве, и нам необходимо понимать, кто сидит на кнопке. Как взаимодействовать с мэрией, ясно, а как работать с Голушко, не совсем», – объяснил он.
Новая надежда
После ухода из офиса на Красном Пути Леонид Полежаев отдохнул, налился румянцем и, похоже, готов вернуться в большую игру, от которой был практически отодвинут новой правящей командой. Даже умасливающие реплики, которые неожиданно делал в последние месяцы новый глава региона Виктор Назаров, кажется, не способны охладить пыл бывшего великого кормчего.
Говорят, если раньше за решением вопросов кадровой селекции ходили к тогдашнему руководителю аппарата губернатора Владимиру Радулу, то теперь люди идут к г-ну Полякову, намекая на то, что если времена вдруг изменятся, пусть имеет в виду. А атмосфера меж тем действительно способствует переменам. Версия о досрочном сложении полномочий губернатором Виктором Назаровым, в которую еще несколько месяцев назад невозможно было поверить, теперь обрела теоретическую почву. Досрочный уход мэра Москвы Сергея Собянина с последующим участием в выборах фактически обострил ситуацию. Следуя логике (если, конечно, не принимать всерьез версию об отречении Собянина ради отвлечения внимания общественности от развода Владимира Путина с супругой Людмилой), в случае успешности эксперимента данную схему Кремль будет транслировать и на другие регионы, особенно те, где губернаторы были назначены фактически в период обсуждения закона об их выборности. Таким образом, активизация различных политических сил и рождение альянсов выглядят вполне объяснимо.
Скандал в благородном семействе
Атмосфера тревожного нагнетания усугубляется и удивительными хитросплетениями внутри самого правительства Омской области, где сюжетная линия по концентрации интриг, пожалуй, не уступает культовому сериалу «Игра престолов». После ухода в отставку первого заместителя губернатора Александра Бутакова курс на единение команды продолжен регентом молодого правительства Юрием Гамбургом. Единение понимается, естественно, как соответствие мыслям самого г-на Гамбурга. На прошлой неделе в этот шаблон не вписался министр экономики Александр Триппель. Об этом чиновнике можно услышать самые противоречивые отзывы: от «ничего не понимающего» до «конкретного, делового мужика», а слухи о том, что Гамбург хочет заменить его на некоего «москвича», ходят давно. Однако методы, которыми его сливают из команды, можно сказать, проходят на грани фола.
И при Полежаеве было так, чтобы члена команды (Александра Артемова) критиковали через прессу, однако она (пресса) была государственная («Деловая среда»), и все знали, что это позиция первого лица. Здесь же не без помощи начальника ГУ по печати Андрея Ткачука на дружественном, но тем не менее коммерческом сайте фактически предлагается альтернатива министру. Причем проходит это без ведома губернатора. По сути, межуровневые (город-деревня) войны в Омске сменились аппаратными.
Свою игру ведет и журнал «7». По некоторым данным, идейным руководителем его был вице-губернатор Юрий Гамбург, реализует проект Сергей Старовойтов, а финансируют бизнесмены Иван Меняйлов ( «Безопасный город») и Евгений Реддих («Электротехнический комплекс»).
Силовые страсти
Нельзя назвать безоблачными и отношения правительства с силовиками. По рассказам очевидцев, при Полежаеве существовал постоянный формат общения – собирались руководители УВД, прокуратуры, ФСБ, облсуда и устраивали что-то вроде ежемесячных летучек. При Викторе Назарове подобная практика коммуникации фактически прервалась. А ситуация с «налетом» на министра строительства Станислава Гребенщикова, спокойно отдыхавшего посреди рабочего дня на охоте, обыски в доме министра имущественных отношений Вадима Меренкова, допрос Юрия Гамбурга, уголовное дело на брата министра сельского хозяйства Виталия Эрлиха явно не способствуют потеплению отношений. По мнению источников, виной тому стала излишняя суета, которую проявили члены правительства в попытках поставить на ключевые посты силовых ведомств своих людей, что стало известно нынешним главам управлений (по слухам, в качестве альтернативы Юрию Томчаку окружение губернатора рассматривало бывшего замначальника омского УМВД Игоря Митрофанова, а на место Анастаса Спиридонова – то ли нынешнего Западно-Сибирского транспортного прокурора Сергея Феоктистова, то ли «варяга» Николая Рябова).
В любом случае, даже если отдельные версии окажутся в итоге не более, чем бытовой конспирологией, атмосфера вокруг главы региона Виктора Назарова складывается пока не самая благоприятная.