Новости. Омск

«Ненавижу и люблю»

Фото: Андрей Кудрявцев

19 июня на сцене Омского государственного академического тетра драмы состоится очередной спектакль «Не боюсь Вирджинии Вульф» (16+). Рецензию на постановку дает студентка 1 курса Театроведческого факультета ГИТИСа Александра Михайлова.

Спектакль «Не боюсь Вирджинии Вульф» Омского академического театра драмы предлагает нам разгадать чувственные парадоксы человеческой души и ответить на вопрос: существует ли истинная гармония в отношениях, или они предопределены душевной борьбой? Любовь и ненависть, переплетаясь, создают не только сложные эмоциональные дилеммы и межличностные конфликты, но и определяют вопросы о самопознании. Когда мы принимаем любовь и ненависть, то встаем на путь к глубокому пониманию себя.

В сценическом прочтении пьесы Эдварда Олби «Не боюсь Вирджинии Вульф» ведущую роль занимают одновременно две семейные пары: Марта (Анна Ходюн) и Джордж (Александр Гончарук), и представляющие собой их зеркальное отражение молодые влюбленные — Хани (Мария Макушева) и Ник (Егор Уланов). Такая параллель неслучайна: Хани и Ник знакомы 22 года, а Джордж и Марта — 23. Этих героев сближает одна проблема — отсутствие детей. Режиссер Константин Соя и художественный руководитель постановки Роман Габриа выходят за рамки семейно-бытового конфликта, обрисовывая характеры главных персонажей, обращая внимание на их духовную составляющую.

Более 20-ти лет Марту и Джорджа связывают отношения «любовь-ненависть», находящиеся между жестокостью и нежностью, диким одиночеством вдвоем и мучительной зависимостью друг от друга. Возможно, такие душевные противоречия выражают внутренние конфликты. Анна Ходюн и Александр Гончарук точно передают состояние душевной неустойчивости и дуальность характеров своих героев. Уже в начале спектакля Джордж, погруженный в полумрак, находится наедине со своими мыслями. Он всегда будет уходить в себя после вспышек гнева, вызванных на почве ссоры с Мартой: то пронзительно заиграет одинокое соло на саксофоне, то процитирует стихотворение О. Мандельштама «В самом себе, как змей таясь…», в котором зазвучит тема самопознания, утраты и стремления к более высокому состоянию души. В такой отстраненности Джорджа скрывается не только одиночество и чувство трагизма, но и любовь к своей жене. Его глубинное воспоминание-вспышка вызовет образ Марты. Перед ним предстанет Она — идеал жены и красоты в огненно-красном платье. Ария будет сопровождать ее короткий, но такой запоминающийся выход. Безмолвная и нежная Марта — это тот образ, который несмотря ни на что не дает погибнуть их любви. Но правда их реальной жизни иная: Марта изначально кажется той самой женой, унижающей, отпускающей язвительные остроты в те минуты, когда отрывается от бокала. Но за этой маской скрывается несчастная женщина. Именно одиночество порождает это душевное противоречие «ненавижу и люблю» Марты и Джорджа.

Название спектакля связано с именем британской писательницы Вирджинии Вульф и её характерным творческим почерком «поток сознания». У Эдварда Олби этот приём становится способом самопознания для главных героев — Джорджа и Марты. Чутко улавливая психологию действующих лиц, режиссер спектакля делает акцент на болезненном одиночестве пары. В холодных, монументальных стенах декораций, в их построениях и линиях звучит та же тема. Сценография создана таким образом, что герои оказываются в пространстве, напоминающем пещеру, окруженную книгами и предметами искусства, заполняющими пустоту. Отношения Марты и Джорджа, будучи сложными и противоречивыми, отражают внутренний душевный диалог каждого из них. Иллюзорное, вымышленное пространство игры, которое создают герои, становится единственной попыткой выхода из состояния одиночества. Это будет жестокая игра, в которой нет победителя или проигравшего. Тон игры задает Джордж, тасуя в руках голоду карт Таро — психологический инструмент, который используется для прорицания будущего. С помощью вытянутой карты ими определяется очередная тема игры: «растим ребенка». По ходу спектакля герои неоднократно сыграют в различные игры: «хамим хозяину», «жизнь без иллюзий», «хочу хозяйку» и т. п. Марта и Джордж — два интеллектуала, чьи игры должны быть изысканными, но их желание «поиграть», чтобы «почувствовать», превращается в психологическое испытание высшей пробы. Они оскорбляют и словесно нападают друг на друга. В их душевном наказании может быть и сквозит любовь, однако большую часть времени они стремятся унизить и причинить боль.

В игре Анны Ходюн сквозь нервную разорванность движений и вздрагивающие интонации голоса чувствуются боль и страх Марты, которые она пытается подавить. Джордж, в исполнении Александра Гончарука, стремится к «простой человеческой связи, к тихому присутствию, нежному прикосновению». Он старается терпеливо сносить истерические приступы и издевательства жены, отвечая ей: «хорошо, Марта», «как скажешь, Марта», «согласен, Марта». Но по условиям игры каждый проверяет другого на прочность, наступая на самые болезненные точки их брака. Поэтому Джордж в какие-то моменты начинает действовать по этим условиям. Играя, они будут высказывать то потаенное и сокровенное, что есть у них на душе. Поток сознания будет переходить в исповедь, а попытка убежать от себя окажется нереальной.

Одна бессонная ночь, которая начинается светским раутом, к концу обнажает правду прошлого, обрушивает иллюзии и меняет каждого героя. Приглашенные в гости Ник и Хани становятся невольными участниками «психологических игр», которые задумали Марта с Джорджем. Их диалоги постепенно начинают приобретать острый, резкий характер, как звучание джаза, который сопровождает все сцены. Четыре актера, как четыре музыкальных инструмента в джазе — каждый солирует, проигрывает свою партию, вплетая её в общий ритм спектакля. У каждой пары свои собственные чувства, воспоминания и представления о своих детях, не появившихся на свет. Проблема отсутствия детей, объединяющая две семьи, не возведена в абсолют, но именно она дает понять, что происходит у них на душе. Это боль, от которой стараются убежать. Марта и Джордж решили спрятаться от правды жизни путем ухода в свои фантазии: они выдумали игру «растим ребенка», компенсирующую отсутствие сына, и сохранили это втайне. Воображаемый ребёнок раскрывает глубокую близость между этой парой. На завораживающем контрасте раскрывается история Хани — она боится иметь ребенка и предпринимает все возможное, чтобы он не появился. Мария Макушева создаёт образ девушки, неспособной осмыслить, что ее жизнь — это саморазрушение. И только фигура молодого ученого, в исполнении Егора Уланова, выделяется на фоне чудовищных игр, обмана и представлений. Пьеса в этой постановке приобрела новые смысловые акценты, и главным отличием стал образ Ника. У Эдварда Олби он — скользкий карьерист, готовый на всё, чтобы добиться повышения и возглавить кафедру. В игре Уланова прослеживается отчаянное внутреннее напряжение: погружаясь в беспрестанный и беспощадный самоанализ, Ник ведет диалог с самим собой. На мой взгляд, это достаточно глубокий герой, который увидел свое будущее в зеркальном отражении Джорджа и покинул этот дом с чувством презрения. Неслучайно жизнь свела вместе этих людей, доведенных до отчаяния, чтобы высветить их нелегкое прошлое и помочь открыть путь к будущему.
Ведь: «Отчаяние Бог посылает нам не затем, чтобы убить нас, а чтобы пробудить в нас новую жизнь».

Все фото: Андрей Кудрявцев

Взаимоотношения героев, терзаемых неразрешёнными вопросами, обнажают проблему человеческой двуликости: добро и зло, свет и тьма. После огромного количества упрёков и оскорблений зазвучал, как откровение, монолог Марты. Это был монолог матери, всегда страстно мечтавшей только об одном — об их с Джорджем ребёнке, которого бы они бесконечно любили. И мы понимаем, что это уже не игра. И хотя это всё ещё иллюзия, но иллюзия, очищающая и соединяющая души героев. И эта женщина нужна своему мужу. Самое прекрасное в их истории — это не обретённая иллюзия счастья, а его предвкушение.
Пьеса Эдварда Олби завершается фразой «…я боюсь Вирджинии Вульф…».

Режиссёр Константин Соя и художественный руководитель спектакля Роман Габриа главной темой выбирают любовь, и спектакль имеет название «Не боюсь Вирджинии Вульф». А это значит: не боюсь боли одиночества, которое есть во мне, не боюсь себя самого. В этой истории нет места равнодушию. «Ненавижу и люблю» — вот формула, по которой режиссёр и актёры выстраивают взаимоотношения героев.

Александра Михайлова

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Теги: рецензия
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2025 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Грязнов Георгий Игоревич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru