Это стало редким свидетельством того, что разногласия могут возникать даже внутри Кремля, а также демонстрацией того, как можно быстро заглушить голоса недовольных.
В своем интервью местной газете Максим Ксензов, заместитель руководителя правительственного надзорного органа в области телекоммуникаций – Роскомнадзора, назвал Твиттер «политическим» инструментом, который подрывает авторитет властей. «Мы можем в течение нескольких минут заблокировать Твиттер или Фейсбук в России, – сказал он. – Мы не видим в этом больших рисков».
По словам Ксензова, правительство оценит «последствия от выключения социальных сетей» в сравнении с «тем вредом, который причиняет российскому обществу» публикуемая в них информация, и решит, нужно ли блокировать эти сайты.
В мае Президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому популярные блогеры обязаны регистрировать свои сайты в Роскомнадзоре, что стало следующим шагом в наступлении на свободу слова. Закон вступит в силу 1 августа.
Комментарии Ксензова, которые он дал в пятницу, 16 мая, стали ответом на вопрос о том, имеет ли Россия техническую возможность блокировать доступ к Твиттеру, как это сделал премьер-министр Турции Тайип Эрдоган в апреле.
Намекнув на то, что Твиттер, возможно, контролируется американским правительством, Ксензов сказал, что блокирование доступа к этой социальной сети «практически неизбежно».
Однако негативная реакция со стороны пользователей интернета, а также высокопоставленных правительственных чиновников, заставила представителей Роскомнадзора публично опровергнуть сделанные ранее заявления.
Ксензов, который неоднократно жаловался на отказы руководства Twitter удалить контент, рассматриваемый Кремлем как «экстремистский», объяснил в беседе с репортерами агентства «Интерфакс», что его слова были неверно интерпретированы и что на самом деле это было, скорее, предупреждение в адрес руководства этой социальной сети.
«Никто не говорил о закрытии доступа к популярным соцсетям в России», – сказал он.
Ранее Ксензов, который опубликовал в этой социальной сети более 2200 «твитов» и имеет в ней более 900 подписчиков – в пятницу их число начало расти – после своего интервью обратился к Твиттеру, чтобы ответить на огромное множество саркастичных комментариев о все более запретительной политике российского государства.
Некоторые в шутку советовали Ксензову не пользоваться Твиттером, потому что эта социальная сеть передает американской разведке его личные данные.
Однако комментарии поступали также и со стороны Кремля, что лишний раз подчеркнуло существующие внутри него разногласия по вопросу о том, как лучше приводить в исполнение новый закон о блогерах, а также вероятность того, что Ксензова просто использовали, чтобы прощупать почву в связи с возможным введением новых потенциально непопулярных мер. Премьер-министр Дмитрий Медведев, который сам называет себя активным пользователем социальных сетей, написал на своей страничке в Фейсбуке, что некоторым чиновникам «надо иногда включать мозги и не давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей».
В беседе с репортерами проправительственного издания «Известия» представитель Путина Дмитрий Песков сказал, что надзорные органы должны избегать использования пробелов в законодательстве с целью преследования СМИ и социальных сетей, но при этом социальные сети также «должны проявлять максимум ответственности на предмет соблюдения законодательства».
За последние несколько месяцев Путин предпринял целую серию шагов для того, чтобы заглушить голоса недовольных, в особенности в интернете. Ранее в этом году власти уже заблокировали несколько оппозиционных и информационных сайтов.
«Твиттер и Фейсбук сегодня являются главным источником альтернативной информации, – говорит Олег Козырев, популярный российский блогер и эксперт в области СМИ. – Именно поэтому доступ к ним хотят заблокировать, чтобы люди не получали альтернативную информацию».
В настоящий момент Кремль прикладывает массу усилий к тому, чтобы контролировать информацию о событиях, которые происходят на востоке Украины. Украинское временное правительство обвинило Россию в поддержке сепаратистских ополченцев и попытке дестабилизировать ситуацию в стране.
Обе стороны обвиняют друг друга в распространении лжи при помощи социальных сетей.
Попытки Москвы заставить замолчать оппозицию внутри страны совпали с моментом, когда напряженность в отношениях России с США и Европой, а также кризисы на Украине и в Сирии достигли высочайшей точки с момента окончания холодной войны.
Между тем, в России события на Украине вызвали новую волну национализма.
В настоящий момент рейтинг одобрения Путина достиг своего максимума за последние шесть лет, согласно данным опросов, проведенных государственными и независимыми организациями. В четверг, 15 мая, проправительственный Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал данные исследования, согласно которым 86% опрошенных россиян поддерживают Путина.
Эта статистика, скорее всего, является преувеличенной, однако, по данным аналитики, уровень популярности Путина растет, что в свою очередь предоставляет ему хорошую возможность усилить цензуру в отношении критиков.
«Он сумел расколоть общество, – считает Козырев. – Люди, которые прежде просто поддерживали его, теперь поддерживают его более агрессивно».
Абигэйл Хауслонер