Кто готов решать вопрос об экстрадиции Яна Лебедова, подозреваемого в стрельбе у клуба «Ангар», из Киргизии? Есть ли у омских следователей реальные правовые возможности стать ближе к истине в раскрытии дела об убийстве боксера Ивана Климова? На эти вопросы для БК55 ответил Евгений Черноусов, адвокат семьи Климовых.
- В апреле 2014 года я находился в Омске и контактировал со следователем СУ СК России по Омской области и оперативными сотрудниками уголовного розыска УМВД России по Омской области. В тот момент у меня сложилось мнение, что они проводят все необходимые следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию убийства боксера Ивана Климова, совершенного 23 ноября 2013 года. Однако важнейший вопрос об экстрадиции Яна Лебедова из Киргизии в Россию до сих пор остается нерешенным.
Омские правоохранители могут ссылаться на трудности в раскрытии убийства, но им необходимо напомнить, что преступление было совершено в дневное время в жилом районе, где проживают тысячи граждан. Убийца без всякой маскировки подошел к боксеру и нанес ему два удара ножом, а затем пешком удалился с места преступления. Преступник не был «человеком-невидимкой», однако ему все-таки удалось скрыться, и его местонахождение не известно до настоящего времени.
К сожалению, с каждым днем уменьшаются шансы на то, что преступление будет раскрыто, а виновные привлечены к уголовной ответственности. В этой связи важно продолжать работу по установлению свидетелей и тщательно отрабатывать имеющиеся в распоряжении членов следственно-оперативной группы информацию, касающуюся обстоятельств убийства.
Следственно-судебная практика свидетельствует, что, если нет конфликта, то нет и преступления. Применительно к убийству Ивана Климова это значит, что должна быть в полном объеме проверена версия, согласно которой убийство могло быть совершено на почве возникших в марте 2013 года неприязненных отношений между спортсменом и Яном Лебедовым. Тогда Климов получил тяжелое пулевое ранение. Из-за нерасторопности омских полицейских и отсутствия у них практических навыков по раскрытию преступлений «по горячим следам» стрелявший Ян Лебедов не был задержан и скрылся с места происшествия на автомашине. Лишь через несколько дней он был объявлен в международный розыск.
Необходимо учитывать при проверке данной версии следующий важный момент. У Лебедова, находившегося в международном розыске, была возможность сдаться правоохранительным органам, выдать огнестрельное оружие, раскаяться в содеянном и своими активными действиями способствовать всестороннему и полному расследованию преступления, что явилось бы смягчающим вину обстоятельством. Также он имел возможность представить следственным органам доказательства своей непричастности к совершенному в ноябре убийству Климова. Однако Лебедов продолжал скрываться по поддельному паспорту в Бишкеке до момента его задержания в декабре прошлого года киргизскими милиционерами.
Возникает вопрос: «Сколько еще месяцев нужно следственным органам для того, чтобы получить ответы на указанные вопросы от самого Яна Лебедова?»
Родственников, друзей и коллег-боксеров погибшего Ивана возмущает тот факт, что Ян Лебедов поныне не доступен омским следователям и оперативникам. С его участием не проведены допросы, очные ставки, проверка показаний на месте и другие следственные действия. Иными словами на сегодня не в полной мере закреплены доказательства его виновности в причинении огнестрельного ранении Ивану Климову. Столь очевидные факты вызывают тревогу у родителей и друзей Ивана, которые при таком пассивном расследовании сомневаются, что Лебедов в ближайшее время предстанет перед российским судом.
Омские правоохранители объясняют трудности экстрадиции тем, что в Киргизии проводилось предварительное следствие в отношении Яна Лебедова и других членов преступной группы, обвиняемых в изготовлении, приобретении и использовании поддельного паспорта. В интервью омским СМИ один из руководителей СУ СК по Омской области высказал мнение, что в настоящее время выдача Лебедова в Россию затруднена, поскольку сначала он должен отбыть наказание в Киргизии.
С такой позицией мать и отец погибшего боксера не только не согласны, они крайне возмущены продолжающейся более шести месяцев волокитой. Они также недовольны необоснованным затягиванием расследования уголовного дела по факту убийства их сына. Я полностью солидарен с претензиями со стороны родителей Ивана в адрес членов следственно-оперативной группы, занимающихся раскрытием убийства и расследованием уголовного дела. Очевидно, со временем утрачиваются доказательства, уменьшается вероятность задержания, как заказчиков, так и исполнителей убийства. Полагаю, что в такой ситуации главное - не допустить приостановления уголовного дела за неустановлением лиц, совершивших убийство Ивана Климова. Такое, к сожалению, бывает в жизни и находит подтверждение в известном крылатом выражении: «Следствие закончено: забудьте».
Для того чтобы исправить ошибки, допущенные на первоначальной стадии раскрытия и расследования двух преступлений, сотрудники уголовного розыска и другие полицейские, как говорят в народе, «должны рыть землю носом». Чтобы не потерять свой авторитет, они обязаны приложить максимум усилий и доказать свою профессиональную пригодность, раскрыв преступление. Между тем, по мнению родителей погибшего боксера, в рядах правоохранителей невооруженным глазом видна инертность, граничащая с обреченностью.
Несмотря на возникший негативный общественный резонанс по поводу случившейся трагедии с омским боксером, неоправданно затянувшимся расследованием уголовного дела и возникшими трудностями по экстрадиции Яна Лебедова из Киргизии в Россию, почему-то нет соответствующей реакции на происходящее со стороны руководителей Следственного комитета и МВД России.
Омским правоохранителям не следует дожидаться экстрадиции после отбытия уголовного наказании Лебедовым в Киргизии. Нужно требовать его выдачи уже сейчас в соответствии с нормами международных Конвенций и межгосударственных договоров. В этой связи в Договоре о правовой помощи по гражданским, семейными уголовным делам от 14 сентября 1992 года, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, говорится, что, если лицо, в отношении которого направлена просьба о выдаче, привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории другого государства, может быть введена отсрочка до окончания уголовного преследования или отбытия наказания. Однако если отсрочка по выдаче серьезно затруднит расследование преступления, то это лицо может быть выдано для проведения следственных действий вызывающей стороне на три месяца.
Таким образом, руководителю СУ СК России по Омской области необходимо ходатайствовать перед Генеральным прокурором России, чтобы он в свою очередь обратился к Генеральному прокурору Республики Кыргызстан с просьбой выдать на три месяца обвиняемого Яна Лебедова в Россию для проведения с ним следственных действий по закреплению доказательств его виновности в причинении огнестрельного ранения Ивану Климову.
Наконец, еще об одной теме, которая была поднята в последнюю неделю. Мне известно, что по результатам проведенного обыска в квартире, в которой перед смертью проживал Иван Климов, по факту обнаружения наркотиков не было возбуждено административных или уголовных дел, связанных с незаконным хранением наркотических средств. Отсюда следует вывод, при отсутствии административного или уголовного дела по факту изъятия каких-либо наркотических средств, недопустимо кому-либо, в том числе сотрудникам СУ СК по Омской области, давать некорректную информацию, что якобы в квартире Климова обнаружены курительные наркотики, которые каким-то образом имеют отношение к погибшему. Во-первых, в федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» отсутствует такое понятие, как «курительный наркотик», о котором упоминалось в омских СМИ. Во-вторых, не соответствует действительности указанное в одном из СМИ утверждение, из которого следует, что «по версии следователей, боксер хранил наркотики для личного пользования». Хотелось бы подчеркнуть, что в ходе проверки версий по уголовному делу по факту умышленного убийства Ивана Климова не получено каких-либо сведений о его причастности к незаконному обороту наркотиков.
В этой связи хотелось бы предупредить, что дальнейшие публичные высказывания на эту тему, от кого бы они ни исходили, будут расцениваться стороной защиты как клевета на честное имя и достоинство известного омского боксера Ивана Климова, что дает повод предпринять меры уголовного преследования.
Во время своей поездки в Омск в апреле текущего года мной было заявлено, что омским правоохранительным органам нужно проявить максимальную активность в решении вопроса по экстрадиции Яна Лебедова из Киргизии в Россию. Также было сказано, что в решении данной проблемы необходима помощь на федеральном уровне. В связи с чем мной были приложены усилия, чтобы на телеканале «Россия 1» в ток-шоу «Прямой эфир» была поднята тема затянувшегося расследования уголовного дела и проблемы по выдаче в Россию для проведения следственных действий в отношении находящегося в Киргизии обвиняемого Яна Лебедова.
Также в целях ускорения экстрадиции мною были инициированы, а затем подготовлены и направлены коллективные обращения жителей Омской области Президенту России Владимиру Путину и председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину.
Кроме того, аналогичные обращения направлены президентом Омской региональной общественной организации «Федерация бокса Омской области» Кириллом Подольским депутату Государственной Думы Российской Федерации, члену комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Николаю Валуеву, а от жителей Омской области - депутату Государственной Думы Российской Федерации, заместителю председателя комитета по конституционному и государственному строительству Вадиму Соловьеву с просьбой оказать содействие по выдаче из Киргизии в Россию обвиняемого Яна Лебедова.
Помимо проведенных указанных конкретных действий в настоящее время принимаются меры, чтобы родители погибшего Ивана Климова смогли попасть на личный прием к председателю Следственного комитета России Александру Ивановичу Бастрыкину и высказали свое мнение по поводу того, как идет расследование уголовного дела по факту убийства их сына.