Не мои слова, но я с ними согласна. На днях закончился благотворительный марафон, организованный Андреем Макаревичем вместе со Светланой Сургановой в поддержку фонда доктора Лизы «Справедливая помощь». Собрали почти полтора миллиона, на которые фонд будет вывозить тяжелобольных и раненых детей из Донецка.
Но общественное мнение опять недовольно. Устало оно уже про предательство, потому просто начало материться в соцсетях и на сайтах. Не свои отдал! А что песни сочинял да пел – так ведь не мешки ворочал!
Понятно, что общественное мнение – не трава. Само не растет. Его создают, над ним работают. Поработали, на мой взгляд, неважно. 18 августа в Москве вынесли приговор четырем фигурантам уголовного дела о столкновении демонстрантов с полицией на Болотной площади («Марш миллионов»). В тот же день некий депутат Е.Федоров, теперь знаменитый тем, что жил в одно время с Макаревичем, обозвал его фашистом, предложив лишить наград. Правильный ход, чтобы никто не заметил, какие сроки получили «болотники» за участие в «массовых беспорядках», которых, по мнению Владимира Лукина, уполномоченного по правам человека в России, не было. И личность выбрана точно – недовольный политикой государства поэт, кумир перестроечного поколения. Только ощущение, что спохватились в последний момент - вообще-то Макаревич выступал перед детьми из лагеря для беженцев еще 12-го, не делая из этого ни пиара, ни протеста.
Даже без конца пишущий «за царя и Отчество» Александр Проханов, которому везде мерещится кровь, спохватился только через неделю: не те дети были. Да и Эдик Лимонов мог бы действовать пошустрее – статейку-то сляпал из прежних, он давно поливает и Макаревича, и Гребенщикова, и «Битлз» уж заодно. Разве что про андропаузу добавил. Чтоб, значит, нам понятно было, что все эти «битлы перестройки» и их почитатели устарели вместе со своими методами – митингами и забастовками. Сам «Эдичка» в них-то не участвовал, занимаясь в это время тем, что ему предложил Макаревич, с немытыми неграми в Америке. Это он потом переквалифицировался на мытых 16-летних русских девочек. О чем, кстати, знаменитый, собственно, только этим, писатель подробно и написал в своих книгах, что, конечно, не мешает ему зваться патриотом. Только кто ж их читал?
Пропагандисты и агитаторы сделали ставку на неграмотность нашей читающей страны, и не прогадали. Думаю, и нашу ментальность, так сказать, они учли. Нам же по барабану, где ложь, где правда - нас же хлебом не корми, а дай полить дерьмом человека, который хотя бы чуть-чуть больше масштабами. И дело ведь даже не в том, что он шагает не в ногу – таких, даже по официальным данным, 16 процентов. Дело в том, что плюнул на большого человека, и вроде бы сам стал выше. Прав он или неправ – покажет история. Но нам-то все равно, мы ее и изучать-то не станем! Мы же сидим в пивной луже тихо, никому не мешаем, телевизор смотрим. И ты не квакай! Кто ты такой? Мы и сами петь умеем, да под рюмочку-то!
Рассуждений каких-то малолетних политологов, невнятных журналистов, посвященных неумению Макаревича петь, Акунина и Улицкой - писать, Троицкого - говорить, потрясающе много. Причем в сильно знакомом стиле: «Сам не слушаю, не читаю, но осуждаю». Что за зуд-то графоманский, честное слово? Не заставили же их, в самом деле? А уж анонимно комментируют все, кому не лень. Выяснилось, что размазать можно любого, и совершенно неважно, за что. Тем более – инакомыслящего, который мешает жить, вынуждая своей инакостью и других напрягать извилины. Чуть-чуть, но с непривычки тяжело – 90 процентов населения, как сказал мне один весьма авторитетный ученый, по его наблюдениям, головным мозгом не пользуется. А умные… Умные молчат. Потому что намек про свою наступающую «андропаузу» поняли. И стало страшно. По-моему, такого эффекта пропагандисты и агитаторы не ожидали. Они ведь хотели добиться «единодушия», согласно письмам обоих великих русских писателей. А оно вон что оказалось!
Большинство населения - сама не считала, но оно почти в каждом комментарии так себя называло – ненавидит олигархов, просто тех, кто побогаче, а также интеллигентов и вообще тех, кто чего-то там себе думает. Общественное мнение, которым Макаревич не хочет быть так, что даже песню про него написал, оказывается, обвиняет в своих бедах украинцев, евреев и до кучи уже – казахов. Я уж не говорю про американцев – это как раз понятно, внешний враг – лучше друга: на него можно списать любые просчеты, ошибки и огрехи. Но выяснилось, что мы и внутри-то – далеко не друзья! Страшно, что нет у нас никакой единой души. И ведь попытался – после письма президенту, сильно намекающего на сталинизм, но никак не на «прогиб» - придворный и гениальный режиссер объяснить, что петь детям не там, где надо – вовсе даже не предательство, а только лишь пошлость. Поздно, батенька! Закидаем камнями любого, кто голову высунет. Потому что хочется и ничего за это не будет.
Наталья Яковлева