Учредитель и гендиректор СК «Вега» Владимир Лайнвебер готовит заявление в Следственный комитет РФ, считая, что его компанию, вложившую в строительство нового корпуса ОмГУ 90 миллионов рублей из своих средств, мошенническим путем оттеснили от проекта (по его данным, ради «Мостовика») и оставили без денег.
Строительство нового главного корпуса Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского у метромоста довело компанию «Вега» практически до банкротства – пришлось уволить 85% персонала (около 300 человек). Желая компенсировать потери, фирма попыталась отсудить у ОмГУ около 90 миллионов рублей, вложенных из своего кармана, но в первой инстанции уже проиграла.
Причины краха гендиректор и учредитель «Веги» почетный строитель России Владимир Лайнвебер раскрыл в интервью еженедельнику «Деловой Омск». Выяснилось, что в кризисном 2008 году, когда федералы временно прерывали финансирование, «Вега» по настоятельной просьбе тогдашнего ректора ОмГУ Геннадия Геринга семь месяцев продолжала строить за свои деньги, потратив в итоге порядка 90 миллионов из собственных средств. Когда собственные резервы кончились, фирма все же заморозила стройку. А затем, после некорректной проверки Контрольно-ревизионным управлением (ее выводы были позже опровергнуты экспертизой МВД) на предприятие вдруг «повесили» неизвестно откуда взявшуюся недоимку тоже примерно на 90 миллионов рублей (вариант – чтобы не компенсировать «Веге» её затраты?) и возбудили уголовное дело.
После следственной экспертизы, показавшей, что это не фирма должна, а ей должны (причем даже больше, чем компания пыталась отсудить у университета), дело прекратили за отсутствием события преступления. Но к тому времени «Вегу» уже оттеснили от достройки здания. Сначала был кулуарно проведен конкурс, который, по словам Лайнвебера, якобы выиграло НПО «Мостовик», но его результаты обжаловал другой участник – компания из Новосибирска. На второй конкурс «Мостовик», столкнувшийся с проблемами по срокам на олимпийских стройках в Сочи, заявляться уже не стал и выяснилось, что строить теперь по сути некому. Как и откуда появилась столичная фирмочка «МосОблСпортСтрой» – без персонала и мощностей (по выражению главы «Веги», только «устав, телефон, директор и бухгалтер») – еще предстоит выяснить. Возможно, в рамках уголовного дела, возбуждения которого намерен добиваться Лайнвебер.
А пока известно то, что, во-первых, «МосОблСпортСтрой» выиграл тендер на 430 миллионов, тогда как «Веге» на момент остановки строительства, уже вышедшего на финишную прямую, оставалось освоить по контракту всего 270 миллионов, во-вторых, представители московской компании фактически записали на себя работы, проведенные «Вегой», на многие миллионы рублей, ну и в-третьих, те работы, что действительно требовалось доделать, выполняют омские субподрядчики, нанятые еще Лайнвебером.
Однако представители команды экс-ректора ОмГУ Владимира Струнина в арбитраже упорно доказывали, что спорные работы провели москвичи, и суд, проигнорировав доказательства «Веги» (сделанные до 2008 года включительно фото, многочисленные акты и разрешения) встал на сторону вуза, не желающего компенсировать компании Лайнвебера понесенные затраты. Заслуженный строитель Омской области готовит материалы для апелляции и параллельно заявление в СКР о факте мошенничества.
Олег Ледянский