Омский общественный городской Совет начал сбор подписей за отставку председателя Омского областного суда Владимира Яркового и председателя Центрального суда Омска Натальи Муратовой. Игорь Басов, председатель Совета, считает, что судьи нарушают главный закон страны – Конституцию России.
- Игорь Геннадьевич, чем Владимир Ярковой и Наталья Муратова заслужили такую немилость?
- В статье 43 Конституции РФ сказано, что право на образование, в том числе и дошкольное, имеет каждый. Матери Омска вынуждены добиваться своего конституционного права через суд. В начале 2011 года омичка Айнаш Эрешова совершила «революцию», первой обратившись в суд с требованием от администрации города предоставить место в детском саду для ее сына. Ей удалось добиться положительного решения, после чего обрушился вал исков от матерей. Почти 700 из них были удовлетворены – дети пошли в детский сад. До ноября 2012 года в судах по искам родителей в защиту права ребенка на дошкольное образование судьи признавали нарушение права. А с ноября 2012 года нескончаемая очередь вместо конституционного права судами Омска стала признаваться законной. Только в январе 2013-го стало понятно, почему. Директор департамента образования (теперь уже бывший) Илья Дубин рассказал на заседании Городского совета, что с председателями судов была проведена работа, после которой судебную практику удалось изменить.
- Насколько я помню, Дубин получил дисциплинарное взыскание от мэра города за «домысливание и неосторожное обращение с прессой»…
- Да, мэр города Вячеслав Двораковский объявил выговор директору департамента образования, но в отношении законности действий судей, председателя Областного суда проверку никто не проводил. У детей публично отобрали право на образование, и миллионный город молчит! Суды теперь выносят решения, в которых пишется, что конституционное право ребенка не нарушено, раз он стоит в очереди. Владимира Яркового и Наталью Муратову в очередь за зарплатой поставить на годы и объяснить, что их права при этом не нарушаются! И мы так живем! Наши судьи, видимо, зависимы от департамента образования. Дело в том, что по федеральному закону о статусе судей, их дети имеют внеочередное право на устройство в дошкольные учреждения.
- Это ведь федеральный закон, при чем тут областной суд?
- Внеочередного права на то, что по Конституции гарантируется каждому, быть не может, так же, как второй свежести. Ну и что с того, что детям судей, прокуроров, сотрудников СК его предоставили федеральные законы? Если нормы закона противоречат основному закону страны, их не надо применять! Ущемление прав других людей, не имеющих определенного социального статуса, - это дискриминация. «Внеочередное право» приводит к тому, что живем мы не по законам, а по понятиям. Из пустующих 50 групповых помещений в действующих детсадах укомплектовано 29. В 4 детсадах сдавались групповые помещения в аренду, и город зарабатывал деньги, нарушая права детей, если бы не мы, это бы продолжалось. Вот понимают в департаменте, что детям судей путевку в детсад предоставить выгоднее, чем детям матерей-одиночек и других родителей, по «Закону об образовании» тоже право имеющим, а они годами стоят в очереди.
- Прямо годами?
- В очереди - мамы с пяти-шестилетними детьми… Встать на очередь надо до 7-9 дней со дня рождения ребенка, иначе будет поздно. В приказе департамента образования Омска от 19.02.2013 года так и написано: «Основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на очередь, тем выше его место в очереди. Реестр очередности детей выстраивается в соответствии с данным критерием». Это основание – местное «нововведение», нарушающее Конституцию РФ, ведь право на образование, в том числе и дошкольное, имеет каждый. В основном законе страны нет указания на то, что это право предоставляется в порядке очереди и при наличии свободных мест. В преамбуле письма Минобразования РФ от 30.07.2007 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования…» разъясняется, что «место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад».
- Будет ли решена проблема очередности в детские сады в 2015 году, как утверждает губернатор области Виктор Назаров в бюджетном послании?
- Нет. Чиновники в общении с народом предпочитают рассказывать, что детсадов становится больше, оперируя при этом не количеством нуждающихся малышей, а числом очередников от трех до семи лет. На брифинге, состоявшемся в начале октября, представители городского департамента образования сообщили, что таковых сейчас насчитывается от 8 до 10 тысяч, и подсчитать точнее не представляется возможным, поскольку «дети все время меняют возрастную категорию». То есть рождаются и растут. В официальных ответах специалистов образования судам по поводу исков молодых мам содержатся другие данные. Например: «на 1 марта 2013 года в единой Книге учета будущих воспитанников бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования, зарегистрировано 47 344 ребенка». А на 12 июля того же года «в дошкольные образовательные учреждения не определен 51 551 ребенок». Выходит, очередь не убывает, а растет – примерно на тысячу человек в месяц. Если учесть, что, по данным департамента образования, в 2013 году было создано 3156 дополнительных мест, а в 2014-м - 1000, запланировано еще 2500, непонятно, куда же исчезают в речах «лишние» дети?
- План 2014 года будет выполнен и перевыполнен, судя по обещаниям власти.
- Посмотрите отчет об исполнении бюджета Омска за первый квартал в пункте «дошкольное образование» - запланировано строительство 5 детских садов, на которые выделено в сумме более 250 миллионов рублей .А в строке «исполнение бюджета» - всего-то 7,7 миллионов рублей. Сады только закладывают, и то не все. Их построят в 2014, как вы думаете? Майские указы выполнены не будут, даже если бы выполнили все, что обещано. Посчитайте – при средней проектной мощности в 300 человек этого не хватит даже, чтобы обеспечить местами всех малышей от 3 до 7 лет, стоящих в очереди сейчас. А рождаемость растет! При этом майские указы не учитывают интересы других детей, тоже имеющих право на места в детских садах.
- В майских указах Президент России Владимир Путин потребовал обеспечить дошкольным образованием к 2016 году детей от 3 до 7 лет.
- Но майские указы – не Конституция. Возраст приема детей в ДОУ, определенный федеральным законодательством, - от двух месяцев до семи лет. До сих пор не выполнено решение Центрального суда Омска от 1 декабря 2011 года, возлагающее на департамент образования обязанность предоставить бесплатное дошкольное образование всем нуждающимся в срок до 1 января 2015 года. Потому что по подсчетам специалистов того же департамента, озвученным в 2012 году на совещании в администрации города, для полной удовлетворенности местами детей дошкольного возраста, кроме всевозможных реорганизаций и перепрофилирований, необходимо дополнительное строительство 40 детских садов с проектной мощностью 330 мест. Построено с 2013 года…3, до этого ничего не строилось, здания продавались и передавались под использование их в целях, не связанных с дошкольным образованием. При этом сообщения типа «строятся, создаются» появляется в прессе почти ежедневно – создается иллюзия действий.
- Что же делать?
- В письме Минобразования РФ от 8.08.2013 года рекомендуется «в случае, если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов». Что мешает развивать негосударственные образовательные учреждения, семейные дошкольные группы, группы кратковременного пребывания? Содержание одного ребенка в детском саду обходится бюджету, как озвучивал губернатор, от 12 до 14 тысяч рублей в месяц. Частный «стоит» 14-15 тысяч. Компенсационные выплаты за непредоставление места в детском саду введены уже во многих регионах России. Омский общественный городской Совет сейчас ведет также сбор подписей за введение ежемесячных компенсационных выплат на ребенка, не допущенного в муниципальный детский сад с 1.01.2015 года. Деньги на дошкольную подготовку должны идти адресно за ребенком. Не платить 12 тысяч каждому, кто не может устроиться в детсад, - конечно, для бюджета экономия серьезная. Но и растрата тоже. Ажиотаж с очередностью привел к тому, что при нехватке садиков заполнены они, по данным департамента образования, всего на 70 процентов. Мамы и папы получают путевку, но приводят малыша раз в 75 дней. По закону, в таком случае место за ним сохраняется. И ведь оно финансируется, а куда уходят деньги?
- Мамы виноваты?
- Да нет, конечно. Может, маленький пока ребенок, чтобы отдавать в садик, может, не готов еще к общению. А место добыто с таким трудом, второй шанс не предоставится. Матери с малышами - вообще самая незащищенная категория граждан. Как им отстаивать свои права, как ездить в суды? Немногие решаются подать в суд.
- Добиваются?
- Доходим и до Верховного суда. Но самое странное, что одни и те же судьи могут признать очередь, в которой стоит ребенок, законной и вполне достаточной для обеспечения конституционного права, а могут и обязать департамент предоставить место в детском саду. Но в областном и Центральном судах по настоящее время не признаются факты нарушения права детей на получение дошкольного образования, гарантированного Конституцией России! Это и есть жизнь по понятиям, а не по закону: сегодня судья захотел и решил так, завтра передумал и решил по-другому.
- Частные сады – панацея?
- Конечно, нет. Тут тоже надо порядок навести. По данным областного Роспотребнадзора, сейчас в Омске только около двух десятков частных садиков, имеющих лицензии на образовательную деятельность. Еще около пятидесяти дошкольных учреждений имеют статус центров развития ребенка, выполняя при этом те же функции. А статус имеет значение для родителей, поскольку уход и присмотр – услуга платная, а образование должно быть бесплатным.
Наталья Яковлева