Новости. Омск

Борис Кассал: «Сейчас охота - удел власть имущих, не от голода, а от легкости и циничной безнаказанности»

Один из авторов Красной книги Омской области эколог Борис Кассал рассказывает БК55, почему новое издание почти никому не удастся подержать в руках.

- Борис Юрьевич, вы в коллективе соавторов закончили работу над Красной книгой Омской области, которая должна переиздаваться раз в десять лет. Что изменилось за это время?
- Изменилось информационное наполнение видовых очерков, их списочный состав. Для некоторых животных удаление из списка охраняемых означает, что их вымирание безвозвратно, например, кулана казахстанского подвида, или речного бобра западносибирского подвида. Европейская норка не встречается на территории области несколько десятков лет, алтайский крот окончательно исчез после тотальной распашки земель в период поднятия целины. Зато список расширился тремя десятками видов птиц, за счет полученной нами информации за прошедшие десять лет наблюдений. Конечно, если бы уровень хозяйственной нагрузки на природную среду сохранялся таким же, как на излете советских времен, у степных птиц и сегодня не было бы возможности поселяться на месте бывших пашен, пастбищ и покосов. Природа восстанавливается, и не только за счет желанных видов: в последнее десятилетие в озерах области распространился ротан-головешка, для рыбоводов крайне нежеланный»; заселилась енотовидная собака, переносчик вируса бешенства, и одну из них в этом году обнаружили даже в центре города.

- Температура на Земле за последние 10 лет поднялась в среднем на 0,8 градуса, чем это грозит?
- Для флоры и фауны Западной Сибири это хорошо - характерный для нас резко континентальный климат смягчается увеличивающимся количеством осадков, глубокими снегами, следствием чего улучшилась выживаемость растений и животных, больше стало воды в болотах, которые отдают ее в реки. Приостанавливается процесс остепнения территории. На фоне этого происходят другие процессы, например, восстановление популяций речного бобра и дикого кабана, белки, куницы, соболя.

- Занесли ли их в Красную книгу области?
- Нет, это промысловые звери, так же, как и маралы. Маралы жили в Прииртышье до начала 18 века, местные тюркские князьки устраивали на них охоту и быстро выбили. В 1980-х годах маралов завезли с Алтая, неудачно попытавшись наладить пантовое хозяйство и производство пантокрина. Не получилось, но за 32 года численность маралов в области увеличилась с 40 особей до 120, при том что олениха телится ежегодно, а их не менее половины поголовья, даже без выбраковки самцов, возникает вопрос: это кто же за 30 лет сожрал приплод из 500-800 оленей?

- Как у Вячеслава Шишкова в «Угрюм-реке»: «Прошка, волки съели нашего лося?»
- Нет, конечно, но пример о лосях здесь очень уместен. В течение года копытные совершают сезонные переходы одними и теми же путям. В 30-градусные морозы они стараются меньше двигаться. Скудную энергию получают из растительных кормов, из веточного корма, которого нужно много. Лось, например, зимой заходит в подрост и съедает его вокруг, переступая с ноги на ногу. Если его спугнуть в это время, он кинется бежать, а резкий расход энергии восполнит потом, только долго кормясь и отлеживаясь. А если нет, то его и стрелять не надо, он становится беспомощным и легко замерзает. В дополнение к лицензированным охотникам местные браконьеры убивают лосей и косуль самым жестоким образом – ставят петли из металлического троса на местах постоянных переходов, догоняют на снегоходах. Недавно омский браконьер убил двух косуль просто ножом, догнав их на лыжах. Биотехнические мероприятия – подкормка, например, практически сошли на нет, это не позволяет популяциям животным достигнуть максимальной численности, а злостное браконьерство может вообще погубить. И одним запретом охоты на лосей и косуль не спасти, нужна программа грамотного ведения охотничьего хозяйства и дичеразведения, ее реализация в течение ряда лет, пока не будут получены действенные результаты. Но такая программа не по плечу омскому министерству экологии, где есть юристы, экономисты, педагоги, но нет зооэкологов и охотоведов.

В течение последних десяти лет получаемая нами информация о встречах с редкими видами уток и гусей, охраняемых республиканской и местными Красными книгами, в большинстве случаев заканчивается установлением факта их убийства.

- Браконьерство - серьезная проблема?
- Истинный уровень браконьерства мы не знаем. То, что удается пресечь – только вершина айсберга. Я отслеживал ситуацию по бобру и по кабану и выяснил, что официальная добыча составляет лишь незначительную часть от общей! В 1990-е годы охота была еще частично оправдана тем, что людям надо было как-то кормиться. Сейчас это большей частью удел власть имущих. Это происходит не от голода, а от легкости и циничной безнаказанности. Состояние популяции маралов в области показательно. Как показательна ситуация с водоплавающей дичью. Я не раз выступал против весенней охоты на водоплавающих птиц, которая основана на полном незнании их биологии. В сроки весенней охоты у уток формируются пары, утки садятся на гнезда, а селезни охраняют территорию, куда выходит самка для кормежки и спаривания со своим селезнем, который улетает на линьку, только когда завершена яйцекладка. Но при весенней охоте разрешается охота на селезней. Для меня это то же самое, как если бы киллер засел напротив Дворца бракосочетаний и отстреливал в парах только женихов. В случаях с гусями еще хуже – они формируют пары на всю жизнь, и новую пару могут образовать далеко не сразу.

- Мы нерационально используем природные ресурсы?
- Если не умеешь организовать армию охотников и пресечь браконьерство, значит, нельзя проводить охоты, а надо нанимать людей, которые смогли бы обеспечить кормами животных, поднять их плодовитость. А у нас количество егерей сокращено до минимума, экологическое воспитание населения ограничивается усилиями отдельных энтузиастов. Человек в процессе развития вошел в конфликт с крупными хищниками и стал еще страшнее, взяв на себя их роль природного регулятора. Ведь хищники выбирают жертву послабее, а человек стремится убить лучших. Нужен государственный подход к обеспечению рационального природопользования, такие программы, какие созданы по сохранению амурского тигра, дальневосточного леопарда, восстановления зубра и лошади Пржевальского, сурков разных видов. Это редкие исчезающие виды, но зачем ждать, пока лоси, косули, бурые медведи тоже станут исчезающими? Омская область не обладает значительными полезными ископаемыми, все, что есть - глина для производства кирпича, торф, циркониевые пески, нерентабельные для переработки. Развиваться можно только за счет рационального природопользования, в том числе и ресурсов животного мира, и за счет развития туристского бизнеса.

- Что же мешает?
- Как обычно - отсутствие профессионалов. В области есть значимые министерства - экономики, сельского хозяйства и продовольствия, имущественных отношений, другие, от которых напрямую зависит материальное благосостояние области. Но есть и менее значимые для материального состояния области министерства - культуры, молодежной политики, экологии. В недавнем времени в министерстве культуры осторожно начали заниматься развитием местного туризма, привлекая омских специалистов-ученых, это тоже хотя бы в малой степени определяет материальное благополучие области. А в министерстве экологии нет установки на работу в интересах омичей, и вместо реализации проектов с реальным экономическим эффектом лишь имитируется работа: министерские сотрудники раздают саженцы, убирают в мешки мусор, пытаются завести поросят в Птичьей гавани. При отсутствии собственной компетенции к сотрудничеству не приглашают ученых, совершенно по-детски закрываются от критики. В частности, меня теперь не приглашают на обсуждение вопросов по Красной книге Омской области, думаю, как раз по этой причине. Хотя около 200 видовых очерков в Красную книгу нового издания написаны либо мной, либо с моим участием. Но на последнем заседании комиссии, уже без меня и непонятно почему, из списка охраняемых видов убрали некоторых из них, в том числе встречаемых в области черного грифа и черную казарку, охраняемых на территории всей России. Очевидно, таким образом хотели нагадить лично мне?

- Новое издание Красной книги Омской области скоро появится в печати?
- В 2005 году Красная Книга Омской области вышла на хорошей бумаге, хотя и ограниченным тиражом. Была признана одной из лучших в России. Она попала в ведомства, школы, вузы. Второе издание 2015 года, более объемное и полное, останется, вероятно, лишь в электронном виде, и лишь несколько экземпляров напечатают для губернатора и его приближенных: им они нужнее всех. Денег в бюджете области для тиражирования Красной книги нет. И ранее ее изучали со школьниками и студентами только отдельные энтузиасты, а взрослых людей, охотников, например, вообще никто не просвещал. Наши предложения создать на ее основе региональные учебные пособия не нашли поддержки в министерстве экологии Омской области. А ведь нынешнее поколение - школьники и студенты - не знают мира, в котором живут, интереса к живой природе у них мало. Так же мало, как и у чиновников министерства экологии.

- Чем нам грозит такое отношение к природе?
- Есть такое понятие - сохранение биологического многообразия. Экологические системы, утрачивая целостность и многокомпонентность, неизбежно упрощаются и разрушаются. Человек, убив всех вокруг себя, может остаться в обществе тех, кто приспосабливается к чему угодно - серых крыс, рыжих тараканов, сизых голубей и ворон. Вот тогда министерство экологии и Красная книга уже точно будут не нужны.

Наталья Яковлева

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Армен Геликян01.03.2015 13:27:44
Кому этот бред нужен? нам от этой грязи четырёхлапой не жарко не холодно
0
0
Армен Геликян01.03.2015 13:29:27
Охота только для тех у кого деньги есть
Нищие как скулили так и скулить как шавки будут на охотников
Что позволено Юпитеру не позволено остальным
0
0
8 марта01.03.2015 13:32:03
У нас почти все областное правительство браконьеры со стажем
0
0
Игорь01.03.2015 13:38:54
Армян, ты в СИБИРИ непрошеный гость, охоться на своём Кавказе.
0
0
Геликяну01.03.2015 13:48:38
Ты что не укололся еще ?
Глаза протри - возле тебя остались только серые крысы и тараканы - всех убил ,а этих убить невозможно никому
Жили до и будут после тебя
0
0
Капитан Овечкин01.03.2015 13:51:38
Эт что вы на Армена наехали? Очень гостеприимный хороший народ. Мы все одна страна СССР!) Про охоту и богатство - это бред полный. Пройти мед комиссию копейки, лицензия - символическая сумма, а ружьё не обязательно "Тикка", можно и подержанное, они в магазине по 5 тыс. стоят. Так что если писать, то нужно быть в теме, а не просто бла бла бла...
0
0
Мангут01.03.2015 13:56:37
К нам даже сенаторы да федералы, да всякие с поля чудес, да опаленные солнцем прилетают поохотится. А местные им ружьишко заряжают и подносят стопочку! вот и деньжонок подбросят типа к 300 летию!Весь Мангут на них держиться!
0
0
Капитану Овечкину01.03.2015 14:08:08
Желаю вам стать фигурантом хроники УМВД из серии "Несчастные случаи на охоте".
0
0
duc01.03.2015 14:08:33
Второе издание 2015 года, более объемное и полное, останется, вероятно, лишь в электронном виде, и лишь несколько экземпляров напечатают для губернатора и его приближенных: им они нужнее всех. Денег в бюджете области для тиражирования Красной книги нет.

Простите, а зачем вам эта книга \"на хорошей бумаге\"? Выложите ее в электронном виде, сейчас у каждого школьника смартфон есть. Сделайте по мотивам игру. Это намного быстрее распространит знания.
0
0
&&&01.03.2015 14:35:46
Ха, так этот армян не только людей не любит - он еще и зверюшек ненавидит.
Видимо, в детстве, кроме жестокости и насилия над собой, ничего не видел.
Надо же быть таким неадекватом. Он даже не осознает, что от его высказываний прёт фашизмом.
:((
0
0
Янтарная леди01.03.2015 15:30:41
Армену Геликяну. Охота - развлечение маргиналов. Мужички с "ружжом" - вне зависимости от места их временного обитания - на вершине власти иль под забором - это НИЗЫ. Алкоголизированы, бескльтурны, трусливы и психопатичны. Ума невеликого, духовности нулевой. Атавизмы, лишенные будущего. И когда приходит расплата, их трясущиеся от ужаса слюнявые губёшки шепчут: "За что?". А вопрос здесь, как говорится, риторический. Ибо по делам им и воздастся.
0
0
Армен Геликян01.03.2015 16:12:43
Леди, голос воинствующей феминистки? Токма не хватает финального умозаключения - женщина - венец мироздания.
0
0
Янтарная леди01.03.2015 16:29:18
Армен Геликян - И что за винегрет в мозгу этого охотника. К феминизму отношусь как к течению, уродующему женскую природу. Но мужской принцип, как явление природы, веками сублимировался в соответствии с развитием цивилизации. А вот Армен Гелякян и некоторые подобные ему в соответствии с низким уровнем развития предпочитают жизнь неандертальца. По Сеньке и колпак. Жаль только, что осознание к подобным приходит поздно. Не считайте себя правым.
0
0
Армен Геликян01.03.2015 17:52:01
Я предпочитаю ту жизнь, которую могу сам себе обеспечить. И не моя вина в том, что не пропитан гуманизмом и состраданием. Моя тема - бизнес, прибыль, прибыль трачу на своё усмотрение. И если у вас последний пункт вызывает негодование, то рекомендую идти на... в Крым.
0
0
Янтарная леди01.03.2015 18:41:34
Армен Геликян - мало кто сострадателен от природы.Этот дар дан немногим. Остальных жизнь мутузит, но в итоге всё же приведет либо к милосердию, либо к вещам не столь приятным, которые уже не исправить. Ибо понятий "что такое хорошо и что такое плохо" никто не отменял, как не отменял и причинно-следственной связи.
0
0
Александр01.03.2015 20:37:29
Янтарная леди глубоко не удовлетворена. Простите её...
0
0
Янтарная леди01.03.2015 20:56:01
Александр, оставьте свои фантазии при себе. Ни до вас, ни до арменов геликянов мне нет никакого дела. Разве что в контексте обсуждаемой темы. Благо, что есть мужчины, которые удовлетворяются не только убийством зверушек и птичек.
0
0
Ипполит01.03.2015 21:35:42
Янтарная леди рассуждает о том, в чем ничего не понимает. Очень показательно для комментатора БК55
0
0
Янтарная леди01.03.2015 21:42:44
Ипполит, а Вы комментатор БК55?
0
0
ден02.03.2015 01:25:36
Янтарная леди,твои умозаключения достойны не леди, а базарной бабы,плюс * феминистки!А может ты еще и травоядная плюс ко всему и беззаветно веришь в то, что колбаса на деревьях растет!? Откуда в тебе столько ненависти и желчи к людям, мыслящим и живущим не по тем шаблонам, по которым живешь ты, охотники что, в детстве твоего хомячка или кошечку убили с особой жестокостью!?Не захлебнись собственной желчь и дерьмом, которое из тебя излевается!
0
0
Янтарная леди02.03.2015 07:55:13
Ден, а что за слово "излЕвается"? Оно от слова "лев"?
0
0
Омич02.03.2015 11:06:48
Янтарная леди - они и двух слов правильно написать не могут , в школе - троечниками были , да и сейчас изо всех сил хотят показатся - охотниками - такие же по сути , как марьяновский стрелок - охотник тоже - все они одного поля ягоды
0
0
Ипполит02.03.2015 12:50:15
Янтарная леди01.03.2015 21:42:44
Ипполит, а Вы комментатор БК55?
_____________________

Нет, я местный врач-психиатр. Здесь много моих потенциальных (и не только) пациентов.
0
0
ден02.03.2015 17:05:43
ОМИЧ, ты тоже что ли * травоядный!? В основном они охотников ненавидят и с чего ты взял,что я охотник..,я рыбак и природу люблю не меньше вашего, но под одни грабли всех не чешу! А такое слово,как "опечатка",вам травоядным отличникам известно, или вы совершенны!?
0
0
Сергей02.03.2015 19:56:24
Откройте " Осенние развлечения 1,2,3,4,5 питерхант" и не ругайтесь.
0
0
Янтарная леди02.03.2015 21:37:21
Ипполит, работа всегда накладывает свой отпечаток на человека. Вы даже не считаете себя комментатором БК, хотя комментируете. Интересная самоиндефикация.
0
0
Янтарная леди02.03.2015 21:38:53
Омич, приятно, что и среди мусора растут цветы. :)
0
0
Ипполит02.03.2015 22:24:25
Янтарная леди 02.03.2015 21:38:53

Не важно какой позиции я придерживаюсь по этому вопросу и кем я себя считаю. Ваши комментарии явно демонстрируют отсутствие какой-либо попытки осмыслить разные точки зрения. Мне не интересны такие оппоненты или сторонники. В моем представлении это пустые люди, не способные думать. Их образ мысли - набор клеше, сформированный под влиянием внешних факторов. Поэтому оставайтесь в компании Армена, Вам есть о чем с ним поговорить.
0
0
Ипполиту02.03.2015 22:32:35
У вас зашкаливает ЧСВ, причем совершенно безосновательно ("Вы" с заглавной буквы напишу не раньше, чем вы выучите правильное написание тех умных слов, которыми пытаетесь козырять).
0
0
дену02.03.2015 22:36:05
Опечатка - это когда человек промазал по клавише, а "е" и "и" на клавиатуре не рядом, так что это не опечатка, а отмазка.
0
0
Да...02.03.2015 23:11:34
Да... клЕше... излЕвается. Один грамотей.
0
0
Пинкертон03.03.2015 00:25:27
Янтарная леди ,простите этих недостойных членов с мужскими именами ,они не ведают что творят. Вам бы чудо -богатыри на Донбасс ,там звери обратку выдают .Что в Омске за охота ?Ни какого тебе адреналина , так истребление малочисленной и перепуганной дичи ,да пьянка в большинстве с непотребными сценами и кучами мусора оставленного на природе. Мое мнение современная охота (если она не обусловленна необходимостью выживания)это реализация комплекса неполноценности за счёт истребления.Когда начинается сезон охоты ,развлекательные заведения города переполнены голодными женщинами.Удачной охоты.:)
0
0
igor03.03.2015 11:48:31
Янтарная леди!Вы абсолютно правы!Комменты охотников тому подтверждение!Добавить нечего,переубедить невозможно.А Геликян,думаю не армянин,а троль.
0
0
Мангут03.03.2015 19:10:59
Любопытно, что проведение «Движения» проходит буквально внахлест с датами открытия сезонов охоты. В этот раз также не обошлось без совпадения - с 25 апреля по 4 мая в омском регионе открывается весенний сезон охоты на селезня уток, белолобого гуся, токующих самцов тетерева из укрытия, глухаря и вальдшнепа.

Источник: http://bk55.ru/mc2/news/article/5918
0
0
Мангут конкретный03.03.2015 19:35:39
Борис! Тут московские опять у нас хотят замутить охоту под видом типа культурного мероприятия для Омичей ! Может приедешь с студентами к нам понаблюдаешь,как красную книгу истребляют!!

Бюджетное учреждение культуры Омской области «Киновидеоцентр» намерен потратить почти 3 млн руб. на проживание с питанием в гостинице участников Национального кинофестиваля дебютов «Движение». Аукцион был объявлен вчера.
0
0
Сибирский Охотник03.03.2015 20:43:10
- Ледям ! Янтарным и прочим - Странная позиция,хотя и не новая.охотников приравнивать к неандертальцам,причём заочно, видимо вы себя считаете верхом человеческого совершенства.))) Ну-ну.А совершенство ваше только виртуальное или физическое тоже ?..Сможете 15 км по целине на лыжах ?..))Хотя думаю вопрос риторический...Так чтоне судите,и ......дальше знаете..
0
0
Сибирский Охотник03.03.2015 22:33:24
Да,и Борис,почему ,,сейчас,, охота удел власть имущих..)) Насколько я знаю,пока был Лёня при власти ,столько это и продолжолась! мало того ,что он и иже с ним подмяли все земли более и ли менее богатые дичью,так и запретов столько для простых смертных наложили, что собственно и заниматься охотой им стало негде! Многие мои знакомые давно ездят в Новосибирскую и прочие области,где гораздо проще и доступнее приобрести все необходимые лицензии!Да,и кого считать браконьером ?! Мужика местного,который завалил козла или лося для прокорма собственной семьи или продажи мяса,так другой работы нет или она копеечная, или толстопузого дядьку приехавшего ОДИН раз на джипе с прицепом и снегоходом и убивающего 3-5 коз на одну лицензию!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru