По просьбе БК55 политтехнолог Сергей Старовойтов высказал свое мнение о главном политическом событии в Омской области за последнее время: выборах губернатора.
- Сергей, Ваша оценка результатов выборов?
- Мой прогноз, который за неделю до дня голосования я предложил вашему изданию, был практически точным за исключением одного момента: мало кто ожидал, что результат кандидата от ЛДПР Яна Зелинского будет чуть выше статистической погрешности. Он, к сожалению, оказался не способен мобилизовать даже свой базовый партийный электорат. Приходится констатировать, что либо в Омской области нет такой партии как ЛДПР, либо нет такого политика как Зелинский.
Что же касается основных участников кампании: Виктора Назарова и Олега Денисенко, то несмотря на известный скандал с регистрацией и последующее восстановление Денисенко решением Верховного суда, выборная кампания прошла классически, продемонстрировав традиционное соотношение между сторонниками и противниками власти в пропорциях 60 на 40. При этом Олег Денисенко никаких прорывов не совершил, много скандалил, но в итоге смог взять лишь базовый электорат коммунистов, хотя при этом мы с вами должны понимать, что КПРФ сегодня в ряде регионов переживает электоральный ренессанс, естественно, в первую очередь я имею в виду Иркутск, где кандидат от КПРФ вышел во второй тур. В Омской области «красного рассвета» не случилось.
А вот если оценивать результаты вновь избранного губернатора, то стоит отметить, что Виктор Назаров существенным образом усилил свои политические позиции. Во-первых, теперь с точки зрения федеральной власти он легитимно избранный губернатор, который прошел «тест на доверие народа», обладает бесспорным электоральным ресурсом и управленческими компетенциями. А для Кремля в преддверии выборов депутатов Госдумы и президента страны это крайне важно.
Во-вторых, он укрепил позиции внутри региона, во внутриэлитном балансе. Ведь с позиций общественного договора, избранный губернатор Назаров имеет больше моральных прав, чем губернатор назначенный, в полном соответствии с архетипическими представлениями о сакральности власти и убеждением, что «глас народа есть воля Божья». Так что действующий губернатор победил не только «по очкам», но и в качественном выражении, обозначив себя в качестве полноценной самостоятельной политической фигуры.
- Ну, с тем, что Виктор Иванович является самостоятельной фигурой, многие наши читатели, наверняка, захотят поспорить, а злые комментаторы на нашем сайте, вероятно, вспомнят, что Старовойтов работал в эту кампанию на Назарова.
- То, что ваши читатели спорят, это замечательно, значит они и мыслят и, следовательно, существуют… Естественно, с моими оценками можно не соглашаться, но уверяю вас, они объективны. Считаете, что губернатор Назаров одержал неубедительную победу? - Сравните с другими регионами: Марий Эл, Амурская область, Иркутск, вот где действительно у власти проблемы. А в Омске все стабильно, ведь даже те, кто не пришел на выборы, скорее согласны, чем не согласны с действующим порядком.
- Крайне спорное утверждение. Насколько нам известно, многие не ходили на эти выборы потому, что им не нравился ни один из кандидатов.
- Ну, скажем так, не согласны не настолько, чтобы выражать активно свою позицию. Ну а по омским выборам я бы, резюмируя, подвел такой итог: губернатор Назаров усилил свои позиции, коммунисты дали свой традиционный процент, но расширить свою электоральную базу не смогли, Зелинский потерпел политическое крушение и сейчас кажется моловероятным, что он возглавит список ЛДПР на выборах в Госдуму - на сегодня он так себе «паровоз». В политическом плане приграничная Омская область - стабильный регион с управляемой политической ситуацией. Явка на выборы в 30% - вполне стандартная для всей России.
- А если вернуться к Денисенко, Вы считаете, что он лично не внес никакого вклада в эту кампанию?
- Я считаю, что его штаб не смог реализовать установку по привлечению дополнительных избирателей и оказался заперт внутри коммунистической электоральной ниши. В своем недавнем интервью Александр Кравец фактически это подтвердил. Кроме того, Олег Денисенко совершил еще ряд грубых идеологических и технологических просчетов, которые стоили ему если не победы, то хотя бы дополнительных 10-15 процентов. Я имею ввиду и отсутствие внятной идеологии, и проблемы с коммуникацией с избирателями: в позиционировании его мотало от образа «ревизора из Москвы» до сторонника буржуйского НЭПа, в коммуникациях он сосредоточился на элитах, да и сам слоган его «Губернатор принципа» звучал не по-русски и казался переводом иностранного слогана. Типа, «Жилетт - лучше для мужчины нет». Потому что по-русски говорят просто: «принципиальный губернатор».
Но об этом сейчас говорить бессмысленно, потому что выборы, как известно - это не Олимпийские игры и почетных вторых мест здесь не бывает. Именно поэтому, победителей не судят, а проигравших предпочитают особо не обсуждать, им и так сейчас непросто.
Наталья Николаева
Олег Ледянский