Новости. Омск

Вахитов и Норышев рассказали в суде, как создавались «Любочка» и «Степаныч»

Кому именно принадлежат авторские права на их использование, сейчас выясняет суд. (ИЗ ЗАЛА СУДА)

Сегодня, 14 февраля, в Арбитражном суде Омской области прошло очередное заседание по делу об авторских правах на скульптуры Любочки и Степаныча. Напомним, предприниматель Роман Рудаков потребовал с ООО «Омский ракурс» 7 миллионов 800 тысяч рублей за использование снимков омских скульптур для альбома «Омские маршруты к 300-летию города».

Как уже писал БК55, сегодня сумма иска была значительно снижена и составила 23 тысячи рублей. Однако, как подчеркивал Рудаков, он стремится не заработать, а доказать свою правоту.

На заседании выступили Сергей Норышев и Игорь Вахитов, которые и создали самые известные омские скульптуры. Они рассказали о том, как Любочка и Степаныч появились в Омске, и объяснили, почему считают, что авторские права принадлежат именно им.

Первым долгое повествование начал скульптор Сергей Норышев. Он рассказал, что заказ на создание фигуры сантехника, которого впоследствии назвали Степаном, поступил от тогдашнего мэра Омска Валерия Рощупкина. В Братиславе он увидел памятник Чумилу и, приняв его за сантехника, решил, что нашему городу нужен похожий. Однако, как рассказал Норышев, словацкая скульптура является никаким не рабочим, слесарем или водопроводчиком, а смотрящим, и связана с историей Второй мировой войны. Рощупкин показал Норышеву снятую в Братиславе видеозапись, на основе которой тот и должен был создать омскую скульптуру.

«Я ни у кого ничего не крал, другие композиции не видел: интернета тогда не было. То, что я сделал, я придумал сам, – подчеркнул Сергей Норышев. – Наша скульптура стала лучшей, стала образцом для всех скульптур подобного рода в России, а уже потом от нее пошли клоны и в Сочи, и в Питере, и в Москве, и в Перми, и в Екатеринбурге, и в Тюмени – их очень много».

Первую модель будущей скульптуры Норышев вылепил из воска, и этот эскиз до сих пор хранится у него в мастерской. Однако она мэру не понравилась, и скульптор создал еще один эскиз, который и стал прототипом Степана. Рощупкин вместе с комиссией действительно вносил в создание будущего памятника свои коррективы: ему, например, не понравилось, что лицом сантехник больше походит на профессора, а должен выглядеть как представитель рабочего класса. Затем началась работа по созданию фигуры из гипса, потом ее сделали в воске и увезли на завод им. Баранова, где скульптуру отлили и сварили все ее элементы. Процесс при этом контролировал сам Норышев, периодически дорабатывая сантехника.

Архитектор Игорь Вахитов также подчеркнул, что скульптура Степана не является плагиатом, поскольку не копирует никакие другие статуи и памятники. Общее у Степана и Чумила лишь композиционное решение, но конные статуи или бюсты не считаются плагиатом друг друга, этот принцип работает и здесь. Вахитов выбрал место для памятника сантехнику, при этом рассматривались и возможности разместить Степана у Музыкального театра или на остановке «Магазин «Яблонька», но наиболее удачным вариантом признали именно Любинский проспект.

Идею создания памятника Любови Гасфорд Сергею Норышеву предложил Вахитов. Как признался архитектор, скульптуру создали именно благодаря названию Любинского проспекта и улицы Гасфордовской. По словам Вахитова, Люба символизирует нереализованные человеком добрые намерения, а то, что она обращена лицом к Степану свидетельствует о диалоге современного человека с человеком из прошлого.

«Все композиционные, архитектурные и проектные решения были придуманы мной как автором и были обнародованы в департаменте недвижимости. Поручений мне никто не давал и не мог дать», – заявил Игорь Вахитов.

Он подчеркнул, что созданием Любочки, будучи уже тогда чиновником городской администрации, занимался в свободное от работы время. В его должностные обязанности входил лишь контроль и организация мероприятий ко Дню города, к которому и приурочили появление памятника, но никак не проектирование скульптуры.

Сергей Норышев подтвердил, что с идеей создания скульптуры Любочки к нему пришел Вахитов. А вот воплотил он ее по собственным эскизам, при этом позировала Норышеву его дочь. Скульптура также претерпела множество изменений, которые вносились комиссией. Так, по замыслу Норышева, Любочка была в чепчике, а платье ее было закрытым, с воротником жабо, но после было решено одеть ее в более открытое платье. Кроме того, предъявлялись претензии по поводу слишком маленького размера груди Любочки, которые позже все же были сняты. Отлили скульптуру и скамейку также на заводе им. Баранова, а позже под покровом ночи установили.

Как подчеркнул Норышев, Люба и Степан любимы горожанами и стали уже брендом Омска. При этом скульптор явно негодовал из-за того, что, несмотря на то, что он создал скульптуру, авторские права ему якобы не принадлежат.

«Да, деньги давала Администрация, но их она брала из бюджета. Бюджет из чего складывается? Из казны. Казна из чего складывается? Из налогов. Налоги кто платит? Население! Значит, все это принадлежит жителям города Омска. Скульптуры, подчеркиваю, делались ко Дню города», – стал доказывать свою точку зрения Сергей Норышев.

«Автор – тот, кто делал проект, эскиз, скульптуру. Администрация – только плательщик, она не может быть автором по определению», – резюмировал скульптор.

Юрист Иван Голошубин, представляющий интересы «Омского ракурса», задал Норышеву и Вахитову ряд вопросов примерно с одинаковым посылом.

«А Вам не стыдно, что, когда создавались скульптуры, заказчиком выступала администрация – а сейчас Вы передаете права и получаете за это гонорар?» – спросил он у Игоря Вахитова.

«Нет, мне не стыдно за свою деятельность, – отозвался архитектор. – Я – автор, и я имею на это право».

У Сергея Норышева Голошубин также уточнил размер вознаграждения за создание скульптур Степана и Любочки. Выяснилось, что в первом случае Норышев получил 9 тысяч рублей, а во втором – в районе 28-38 тысяч рублей. Адвокат напирал на то, что скульптуры были созданы по заказу администрации и вознаграждение за них выплачивала также администрация, поэтому и права на Любу и Степана принадлежат именно ей.

Это был призван подтвердить свидетель ответчика Павел Журавлев, который в те годы занимал должность начальника отдела рекламы департамента недвижимости. Как заявил Журавлев, авторами обеих скульптур являются не только Норышев и Вахитов, поскольку все решения тогда принимались коллективно, под каждым изменением в проекте должна была стоять подпись начальника управления.

«При создании скульптур не было единоличного мнения, все решения были коллегиальными», -– рассказал Журавлев.

Журавлев заявил, что всех людей, которые принимали участие в создании и обсуждении внешнего вида скульптур, а также идей каждой из них, следует считать авторами Любочки и Степаныча. К ним Журавлев причислил и себя. По его мнению, памятники, безусловно, принадлежат Администрации города.

«Вы полагаете, если Михалкову заказали гимн, и он его сделал, то он не является автором, а им является тот, кто заказал? Или, например, Александра Пахмутова не является автором?» – справедливо вопросила судья Л.А. Крещановская.

«Я считаю, что авторов может быть несколько. Михалков придумал гимн, но заказчиком выступает Российская Федерация», – ответил Журавлев.

«Но автором она ведь не является от того, что является заказчиком?» – уточнила судья.

«Для меня сложно ответить на этот вопрос», – признался Павел Журавлев.

Под занавес заседания выступил представитель Администрации Омска, который еще раз подчеркнул, что, раз заказ на выполнение скульптур поступил от Администрации, то она и является собственником.

«Администрация данные объекты рассматривает как элементы городской среды. Намерения коммерческого использования у Администрации города никогда не возникало, – подчеркнул он. – Мы считаем, что сам факт заказа свидетельствует о наличии определенных правоотношений».

«Но влечет ли договор на изготовление скульптур приобретение авторских прав?» – спросила судья Л.А. Крещановская.

«С учетом данного договора мы подтверждаем факт возмездности создания объектов городской среды», – отозвался представитель Администрации.

«Но что порождает этот договор подряда? Какие права приобретает Администрация по этому договору?»

«Администрация выступает заказчиком и приобретает права на материальный объект. Авторские права есть из-за того, что есть авторский заказ. Появилась не просто скульптура, а совокупность идеи, места, самого объекта – все это в совокупности образует то, что с самого момента появления использовалось Администрацией, было в открытом доступе и стало городской достопримечательностью».

«Но какое отношение это имеет к авторскому праву?» – не могла понять из речи представителя Администрации судья.

Как отметила Крещановская, участники процесса запутались в терминологии, не видя разницы между авторским правом и правом собственности, автором, заказчиком и исполнителем. В связи с этим дальнейшее рассмотрение дела отложили еще на неделю, до 21 февраля.

Возможно, что на следующей неделе в суд вызовут Владимира Кудринского, который и стал автором снимков, попавших в альбом, а также Владимира Кияна, одного из учредителей «Омского ракурса». Последний, правда, может заседание пропустить по состоянию здоровья, предупредил Иван Голошубин.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Мила14.02.2017 20:21:36
ЕкатеринаII решила поставить памятник ПетруI. О чем и сообщает краткая надпись, которую должен знать всякий образованный человек. Но автор памятника, все почести и пр.пр. возносятся веками г-ну Фальконе!!!! Как автору Медного всадника, ставшего символом и примером великой мысли воятеля!
4
1
простотак15.02.2017 00:07:19
О чём базар? Две скульптуры - собственность Города. А два(на мой взгляд - простоватых) автора уступили Рудакову право изготавливать и ставить где попало полные копии, разноразмерные реплики и из чего попало сделанные сувениры (но при условии указания точного месторасположения, не совпадающего с первопрообразами. Ну, где-то так.
5
0
простотак15.02.2017 00:15:15
Милая Мила! Фальконе просто не могло прийти в голову, что он может переуступить свои права третьему лицу! У него были честь и достоинство, тем более, что гонорар он взял. И никто не бегает по Питеру с мифическими правами на образ Петра I. Ну, где-то так!
2
0
iop15.02.2017 07:34:49
Общее у Степана и Чумила лишь композиционное решение, но конные статуи или бюсты не считаются плагиатом друг друга, этот принцип работает и здесь

Источник: http://bk55.ru/news/article/94215/

Вот в этом месте поподробнее. Конные статуи и бюсты могут иметь миллиарды вариаций и не считаются плагиатом ТОЛЬКО ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ОПРЕДЕЛЁННЫХ условий. Прототипы у объектов были и какова "авторская" составляющая - очень интересный вопрос, раз уж речь зашла о плагиате.
5
0
простотак15.02.2017 11:07:48
Господа и дамы! Право авторства не оспаривается! Никто не утверждает, что авторы _ Норышев и Вахитов! Для народа не понятно с какого бока-припёка здесь Рудаков?! Этот "обиженный" чел захотел лёгкой "капусты", а получил большие проблемы, да ещё потянул за собой двух "неразумных"! Бурлит вся Сибирь, да и Россия. Издатели в панике, книготорговцы - в ступоре, юстиция в "..." А сказать открыто: " Ну, т дураки же вы все.." никто не осмеливается... Мелкотравчатые
2
0
Тубусович15.02.2017 12:40:56
Норышеву нужно как в анекдоте: "или крестик снять или трусы надеть". Если по его мнению права на скульптуры принадлежат всем налогоплательщикам - как же лично он их переуступил Рудакову?!

Рудаков тоже молодца - это он типа "заработать не стремится". Первоначальные 7 лямов видимо тоже из любви к истине он выставлял...

Заканчивать этот фарс нужно. Почему вдруг предметом рассмотрения стали права администрации? Краеугольный вопрос - с какого боку здесь Рудаков, который число из любви к истине приобрел права у Норышева и Вахитова. Интересно, кстати, почем?

Дык вот, в плане "справедливости, полагаю, самым справедливым будет всех троих перечисленных парней каких-либо прав лишить и, как внезапно, видимо, для себя, предложил сам Норышев - признать Степаныча и Любочку достоянием всех омичей!!!
0
0
Мила15.02.2017 13:40:02
Послушайте, а можно без оскорблений? Два серьезных, профессиональных автора, которые не нуждаются в оценочных характеристиках пишущих здесь, поставили две скульптуры. Их авторство неоспоримо. Закон в 21 веке предписал им закрепить авторские права. Как поступил бы Фальконе в 18? Если бы была возможность, спросила бы у него. Администрация Омска и горожане ни в чем не ущемлены. Дело касается ТОЛЬКО сувенирной и прочей продукции, которая выходит в свет в коммерческих целях.
0
0
простотак15.02.2017 22:39:45
Милая Мила! Прошу прощения, если был не правильно Вами понят. Никто не посягает на авторское право Вахитова и Норышева. Просто нужно быть более граждански ответственными, когда, даже полушутя - полу-всерьез, подписываешь документы. И ты не получишь трудной ситуации. Заказчики смотрят на тебя с подозрением.
А по вине нынешнего скандала, ваш покорный слуга столкнулся с проблемой реализации фото-альбома, где на 2-х фото УГАДЫВАЮТСЯ места расположения "Любочки" и "городового". 99,9% площади снимка занимают здания, скульптуры прикрыты фигурами людей, а торговля боится необоснованных финансовых претензий.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru