Новости. Омск

Ровно 30 лет назад в Омске заживо сгорело 163 человека

Рано утром 11 октября 1984 года в Омске произошла крупнейшая по числу жертв авиакатастрофа в истории РСФСР/России. На полосе столкнулись самолет и автомобили аэродромной службы, заживо сгорели 163 человека, еще 16 довезли до больницы, где умерли 15 из них. Еще спаслись летчики в кабине; они вылезли через ветровое стекло.

Самой страшной авиакатастрофе на российской и омской земле исполнилось 30 лет. 11 октября 1984 года Ту-154 летел из Краснодара в Новосибирск с посадкой в Омске. Экипаж – 9 человек во главе с опытным командиром (КВС) Борисом Степановым. В кабине пилота – 4 человека: КВС, 2-й пилот, штурман и бортинженер. В салоне – 5 стюардесс и  170 пассажиров, из них 24 ребенка.

Люди летели с юга домой. В Омске заходили на посадку в 5.40 утра. Погода была плохая: дождь, 10-балльная облачность на высоте 100 метров, дымка, температура +3 градуса. Тем не менее КВС мог сесть в этих условиях, диспетчеры аэропорта также дали добро на снижение и посадку. А на земле в тот момент череда чудовищных халатностей наземных служб и диспетчеров готовила людям могилу. 

Руководитель полетов (РП) Ишалов опоздал на инструктаж своей смены. Диспетчер старта Бородаенко то ли спал, то ли отвлекся на общение с женщиной. Мастер аэродромной службы Прохоров без разрешения РП вывел технику на просушку взлетной полосы (ВПП) от воды. Техника не была оборудована рациями эфира и проблесковыми маячками.

В ведении Прохорова были «ветродуи» - самодельные машины на базе КрАЗа и «Урала», оборудованные списанными реактивными двигателями и заправляемые керосином. Топливо горит и сушит ВПП. Маячки на «ветродуи» не ставили, уж очень болят от них ночью глаза. Маячок был только на УАЗике Прохорова, где была аппаратура контроля коэффициента сцепления. Этот маячок использовался, увы, только как сигнал начала и окончания работ.

Прохоров должен был доложить о выходе машин на ВПП Ишалову, но того не оказалось на месте в момент звонка. Тогда Прохоров доложил Бородаенко, тот выход машин на ВПП разрешил, не спросив, для чего выходят машины, табло «ВПП занята» не включил и Ишалову также ничего не сообщил. Диспетчер посадки Огородников, не получив четкого подтверждения от Бородаенко, что ВПП свободна, в условиях цейтнота времени (самолет уже садился) посадку разрешил, хотя должен был отправить ТУ-154 на второй круг до выяснения. 

В итоге самолет сел на взлетку, поехал по ней, почти тут же столкнулся с «ветродуями», разломился и перевернулся. Водители машин погибли сразу. Вспыхнуло топливо как самого самолета, так и 20 тонн керосина, что было в аэродромных машинах. Остатки Ту-154 раздавили и УАЗик Прохорова, который погиб вместе с водителем, и все это мгновенно взорвалось и превратилось в один полыхающий пожар. Повезло только летчикам - кабина уцелела и оказалась вне зона огня.

А у пассажиров не было шансов уцелеть; они не могли выбраться из горящего перевернутого салона, хотя летчики пытались их спасти, открыв дверь кабины пилота, но не смогли этого сделать, однако спаслись сами. Об их состоянии говорят показания, что якобы КВС Степанов держал в руках табельное оружие и на полном серьезе угрожал застрелить диспетчеров. Итог катастрофы – погибли 169 пассажиров, 5 стюардесс и 4 человека на земле. НТВ снимало передачу об этой истории 2 года назад.




Виновные получили очень суровые приговоры: Ишалову и Бородаенко омский суд дал по 15 лет, Огородникову – 13, а начальнику погибшего Прохорова (непонятно за что)  – 12 лет лишения свободы. Все они, однако, освободились раньше. Родные погибших судятся с ними до сих пор. БК55 выражает соболезнования родным и близким погибших людей. Пусть земля им будет пухом!

Игорь Федоров
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Хе ->11.10.2014 11:46:26
Показывайте эту передачу работникам аэропорта перед каждым заступлением на дежурство.
0
0
Донской11.10.2014 13:30:45
Просьба к "специалистам" от авиации, не выдавайте свои версии и домыслы как истину в последней инстанции. И к сведению, все перечисленные осуждённые тоже ушли в вечность.
0
0
Игорь1011.10.2014 14:27:43
Ну, расскажите, в какую вечность и когда ушел Бородаенко?
0
0
Капитан Овечкин11.10.2014 15:56:09
Донской — А что, вы монополизировали мнения "специалиста"? Каждый в праве высказать свою точку зрения, и никто не в праве заткнуть им рот!
Игорь Фёдоров — Руководитель несёт ответственность за своих подчинённых. Если подчинённый делает что то не так и не выполняет своих обязанностей, это вина его руководителя в том числе. Правильно, что не ограничились "стрелочниками". До катастрофы довела не ошибка Прохорова, а выстроенная система, при которой такое стало возможно.
0
0
Игорь1011.10.2014 19:41:31
Капитан

ну, 12 лет все же — это, имхо, перебор. Однако система и правда была "выстроена". Косяк на косяке. Например, Прохорова даже не насторожило включение огней вдоль ВПП, что означало, что самолет заходит. А он, видимо, решил, что это электрики что-то проверяют…
0
0
НеОмичка11.10.2014 21:53:41
Я помню эту катастрофу, погибли два студента медакадемии — брат и сестра, некролог висел в главном корпусе. Родители проводили их с каникул на учёбу. Курсанты школы милиции разгребали то, что осталось от самолета и людей и плакали.
0
0
197711.10.2014 22:24:06
Боссу дали выговор по партийной линии… Я его по этой истории не беспокоил, зачем бередить такие раны… В тот день ехали мимо в 8 утра на картошку, видел машины на полосе, вечером уже узнал что это было ха движение… Теперь это зовется "ОМСКИЙ СЛУЧАЙ"…
0
0
Донской18.10.2014 15:30:15
Бородаенко умер совсем недавно, дату и место неважны… 1. опаздание Ишалова на инструктаж не являлось звеном в цепи нарушений, т.к. заступление на смену происходило в 22 часа, а катастрофа была утром, 2. Прохоров не мог и не должен был связываться с РП, т.к. связь осуществлялась и осуществляется с диспом СДП. 2. Ишалова поставили перед фактом, когда на работу вышел 1 дисп СДП, хотя на тот момент вышел приказ о 2-х на разных концах полосы… создатели видео вырвали из дела скользкое для интереса зрителей, доврали, а вы смотрите и верите. Для того, чтобы делать выводы, надо было работать в то время в службе или хоть дело прочитать.
0
0
Донской18.10.2014 16:21:58
3. Отсутствие мигалок было повсеместно во всех а/п СССР, они стояли в салонах авто горячих ребят с юга и у водителей "Лиазов", ещё на "цветомузыку" "тырили".. посадили стрелочников, виновных, но стрелочников. Садить надо было командира ОАО, т.к., как правило, ставили летающего, а кому, как не лётчику знать, что на полосе ночью технику не увидеть без мигалог. И того, кто второму диспу дал отгул. Но они были в партокамах и прочих органах… кстати, Ишалов имел более 60 благодарностей, поощрений и был отличником аэрофлота. На машине РП лично спасал пострадавших… А Бородаенко просто спал, т.к. всю ночь а/д не принимал и машины дули под носом не переставая.. уснул и сил хватило, не отрывая головы от пульта, дотянуться до селектора и нажать на кнопку диспа ПДП. Вот и записалось на плёнку "бодно". Но в его сон не могли поверить, он же был активным комсомольцем и кандидатом в КП. Не усомнился и Огородников и разрешил посадку… нельзя было сомневаться в лучших по прфессии, комсоргах и парторгах…
0
0
Игорь1021.10.2014 17:17:21
Донской

Я разговаривал с Титарем, он говорит, что его от суда спасло следствие, которое объективно разобралось
0
0
21 сентября 2017
950 1
Колумнистика


О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru