Новости. Омск



Омск. Тверская мануфактура: нужна идея

Больше года мы занимаемся реставрацией здания «Тверской мануфактуры» на Либкнехта, 4. Периодически меня спрашивают, что там происходит. Поэтому я решил ответить всем сразу. Первым делом оговорюсь, что работы не завершены. Это можно понять по оставленному на зиму забору. Но поскольку леса сняли, приходится помнить пословицу о том, кому полработы не показывают.

Реставрация в здании комплексная, но в первую очередь на виду главный фасад. Он отделан каменной штукатуркой. Она в буквальном смысле каменная, поскольку содержит мраморную крошку. После нанесения эта штукатурка механически насекалась, как будто здание выложено из блоков рубленого камня. Такая отделка не предполагает окраски. Но за долгие годы на ней образуется патина, которая химически очень стойкая, и раньше мы не могли ее удалить. Поэтому фасады приходилось тонировать лессирующей тонировкой под тон патины, как на соседнем здании «Треугольника». Патину можно было удалить механически с помощью пескоструйки, но при этом рубленая фактура превращалась в выветренную, как это произошло на фасаде Эрмитажа в «Саламандре». Иногда такие фасады, не мудрствуя, красили как на горадминистрации. Патина при этом закрывается, фактура сохраняется, но пропадает камень.

Сейчас мы освоили технологию, позволяющую удалять патину, не повреждая фактуру каменной штукатурки, и возвращать ей первоначальный вид. Технология называется «мягкий бластинг». Поверхность очищается струей специальной соды. Не могу не похвастаться, что это оборудование в Омске есть только у нас. Его эксплуатация требует специального обучения, но оно того стоит. Эта технология позволяет очистить даже ранее окрашенные фасады.

Но расчистка фасада это только первый этап. Несмотря на свою долговечность, каменная штукатурка имела множество утрат вследствие механических повреждений, деформаций здания, рискованных технических решений, небрежной эксплуатации и т.д. Чтобы места ремонта не бросались в глаза, надо подобрать фракцию крошки, ее соотношение в растворе, оттенок цемента, а потом насечь фактуру, соответствующую первоначальной.

Лепнина на фасаде бетонная, но предки не придумали ничего лучшего, чем прибить ее гвоздями в деревянные пробки, вбитые в отверстия в фасаде. Пробки сгнили, и многие детали обрушились. Часть декора была утрачена по идеологическим соображениям. На аттиках исторически была эмблема «Тверской мануфактуры». В этом году восстановили сами аттики, а эмблемы монтировать не стали, поскольку они содержат позолоченные детали, и при установленных лесах опасались вандализма.

ФОТО: 2gis.ru

По этой же причине не стали монтировать позолоченных двуглавых орлов. До революции их имели право устанавливать на фасаде поставщики Двора его Императорского Величества. Они располагались в верхней части панно в крайних интерколумниях на 2 этаже. В советское время там были пробиты оконные проемы. Когда мы их заложили, некоторые ревнители архитектуры упрекали меня в искажении фасада, вместо того, чтобы посмотреть исторические фото, имеющиеся в открытом доступе. В этом году мы восстановили только надпись «Товарищество Тверской мануфактуры». Достоверность восстановления можно проверить по тем же фотографиям.

Некоторые детали исторически были смонтированы на гипс, что также привело к их обрушению. Например, это гирлянда наличников 2 этажа.

Балясины парапета были рискованно изготовлены – их «склеивали» из 2 половин, при этом каждую из них слабо армировали. В результате многие балясины расслоились, а часть обрушилась. Пришлось делать выборочную замену. Технически сохранные балясины нуждались в восстановлении лицевой поверхности, потому что за 105 лет сильно выветрились.

Капители колонн также подвергались сильному выветриванию. В основном их удалось сохранить с заменой отдельных деталей, но лицевую поверхность пришлось полностью восстанавливать.

Не буду перечислять все детали. Пока декор не тонировали, все места ремонта и замены хорошо видны. Кому интересно, можно посмотреть, сравнить новые детали с историческими.

Интерьер, в отличие от фасада, не виден. Поэтому расскажу, что изменилось внутри.

Для начала хочу обратить внимание на еще одно очевидное изменение, связывающее фасад с интерьером. Это витринные окна, восстановленные по старым фото. В начале ХХ в. витринные окна были новым достижением, ими гордились. В советское время витрины здесь стали не нужны, на окнах сделали мелкую расстекловку. Но сейчас появилась возможность и потребность восстановить витрины.

В интерьере убрали все поздние перегородки, восстановив зальную планировку. Историческую чугунную лестницу вернули на первоначальное место. В советское время она была развернута. Утраченные и сломанные чугунные детали отлили заново. Была проблема с креплением деталей. За 100 лет поменялись стандарты резьбы, пришлось пересверливать отверстия и перерезать резьбу под болты.

Двор усадьбы сейчас рассматривается как общественное пространство. Поэтому дворовым фасадам уделили внимания не меньше, чем главному. Фасад основного здания был исторически отштукатурен, и его отремонтировали. Фасады 2-этажных усадебных построек исторически не были отштукатурены, но на них пришлось усиливать проемы в связи с деформацией. К тому же кладка была не в лучшем состоянии, так что эти фасады пришлось отштукатурить. Но сделали это не хуже, чем главный фасад.

Крыша основного здания исторически была двухскатной с водостоком за парапетом через антаблемент. В нашем климате такое решение оказалось неработоспособным. Еще в советское время переделали на односкатную, но сделали это небрежно. Нам пришлось заново переделывать крышу и стилизовать карниз на дворовом фасаде.

В интерьере стены очищены от штукатурки, выполнена вычинка кладки, залиты новые полы. Вопрос о дальнейшем использовании здания остается открытым. Так что у кого есть идеи, предлагайте.

Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

4
0
ежкин кот26.11.2018 09:26:28
Стало быть, реставрация проводится неизвестно под что? Тем не менее "появилась потребность в витринах"? Непонятно.
1
3
он26.11.2018 09:51:19
Бог в помощь, молодцы)
4
0
12426.11.2018 11:34:10
Что тут предложить, парковка-то мала. Подъехать к зданию трудно, загрузка товара - через ворота. Общепита тут хватает, магазинов - тоже, гостиница невозможна, музей-филиал Эрмитажа, да государство не купит.
Разве что жилье олигарху, прикола ради.
1
0
Ольга26.11.2018 14:46:32
Чтобы что-то предложить нужно посмотреть что там внутри. А вообще презентабельную выставочную площадку надо Омску, чтобы перед иногородними товарищами не стыдно было, да и самим приятно. Но будет все равно торгошня или офисы, собственнику нужны деньги.
2
0
Александр Руренко26.11.2018 15:27:16
Молодежная Арт-резиденция ведь ищет площадку кажется
1
0
киви26.11.2018 16:32:03
Мало исходных данных. Общая площадь, высота потолков, освещенность? Сколько лестниц, ширина? Площадь двора какая.
8
0
Решала26.11.2018 16:35:52
Я бы там бордель сделал я vip под вывеской клуба для мужчин
31
1
Омич26.11.2018 17:30:51
Очередной новодел. И плюсом немножко идеологии - все что при Советах это не история, а при царе батюшке история. Коновалову незачет ! На пересдачу !
3
0
Игорь27.11.2018 02:46:52
А кто автор статьи - инвестор? Позвольте полюбопытствовать?
0
1
Игорь27.11.2018 02:55:35
Если в “деньги”, то отель. И то в долгую, но хоть какой-то доход.
Если в “ память”, то современное музейное пространство. Условно - “Третьяковская галерея”.
17
1
Бабка ежка27.11.2018 10:14:46
ежкин кот, Какая реставрация ??? Рестарация по Коновалову, это когда берут Черный квадрат Малевича, смывают черный квадрат, ищут, а что же там было и домалевывают то, что хотелось бы. Нет никакой рестарации! переделка аля Туркиш стайл
27
0
Ахтунг27.11.2018 10:38:42
Судя по статейке зданию где-то 105 лет. Последние 100 оно было без витринных окон, с другой крышей, с окнами, которые Коновалов заложил, с неоштукатуренным дворовым фасадом, который он оштукатурил, с перегородками, которые он убрал, с лестницей, которую он переделал. И главное он гениален - все по фоткам, никаких строительных чертежей и строительной документации он не упоминает! Хочется все пересверлить - легко! Резьбу поменять, болты поставить? Не вопрос!Любой каприз за бабки клиента, а минкульту обоснуем. Вопрос к Буркову, Трофимову и курирующему памятники Плющакову : "Доколе этот человек будет гробить памятники истории?"
0
0
Ида Цикламен27.11.2018 10:51:58
Танцевальный класс, тренажерный зал, высота подходяща. Жалко перегораживать такое помещение.
2
0
12427.11.2018 10:53:19
Омич, ну ты даешь. При Советах тут был родильный дом. Хочешь вернуть детство золотое?
6
1
Омич27.11.2018 16:19:15
124, И что? Это означает,что можно лепить новоделы ?
12
0
Мыслитель27.11.2018 16:33:39
Почитал комменты, подумал какой же дать совет.
Тут, ведь как? Если это памятник на учете, то разгонять минкультуры и гнать Коновалова ото всех памятников подальше, а если это не памятник, то и ладно.Хоть публичный дом, хоть родильный - все равно. Хоть орлы золоченые, хоть вороны
17
1
Брат27.11.2018 16:48:58
Предложение, по сути, выше высказали. Уж если исторические перегородки, которые никому 100 лет не мешали, Коновалов вынес, то есть смысл запроектировать и вернуть туда родильный дом. А позолоту отдать Коновалову.
11
2
Старожил27.11.2018 17:09:41
Брат, а пожалуй ты прав. Раньеш у этого дома была светлая аура, там возникала жизнь. Под окнами стояли улыбающиеся отцы. А Коновалов, похоже, решил все зачернить. А родильный дом в центре пожалуй даже символично - город жив если в нем зарождается жизнь.
1
5
умная курица27.11.2018 19:27:56
какие безграмотные и злобные комментарии! Размер окон на 1 этаже не меняли, просто вернули безпереплетные стекла (витринные). Чугунную лестницу не выкинули, а вернули на прежнее место. Убрали поздние перегородки, планировка могла быть зальная, с колоннами. И конечно, такое здание под роддом не годилось изначально. Простроили новый роддом.
4
1
Танкист27.11.2018 21:30:58
умная курица, в чем злобность? В том, что людям не все равно, как Коновалову? Какой построили? Сайдинговый сарай? Лестница почти сто лет стояла так-это не исторично?
0
6
умная курица28.11.2018 12:31:58
Злобность - в интонации и предвзятости комментаторов. Перемонтаж чугунной лестницы сделан новыми болтами с другой резьбой - ну и что? Дырки в металле - там же, резьба конечно иная. Заложены одни окна и раскрыты первоначальные, что в том незаконного. Единственное, что меня смущает - оштукатуривание дворовых построек, даже с переукрепленными проемами. Очень насторожила фраза: "не хуже, чем на главном фасаде". Дворовые фасады складов должны быть не "не хуже", а другими, отличными от главных фасадов.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2019 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru