Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Надежда Калинина и ее гендерная революция в Музыкальном театре»

Балет «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро на музыку Сергея Прокофьева в Омском музыкальном театре. Балетмейстер-постановщик — главный балетмейстер театра Надежда Калинина, сценография и костюмы — главного художника Сергея Новикова.

Надежда Калинина опытный балетмейстер, и это неоднократно отмечалось зрителями и критиками. Потому, идя на очередной ее спектакль, ожидаешь и даже предвкушаешь увидеть что-то необычное. Открывая программку балета «Золушка», видишь и на этот раз, что у балетмейстера и художника Сергея Новикова «родилась огромная авторская махина», что получилось «фантастическое красочное зрелище».

Странно только, что восторженные слова эти написаны самой Надеждой Калининой. Она предупреждает, чему следует удивляться, чем восхищаться, опережая зрителей и оставляя без хлеба критиков. И совсем интригующе делается заявление, что сказка будет показана «в направлении научной фантастики».

Чем же на этот раз удивит балетмейстер? Роль мачехи исполняет мужчина — заслуженный артист РФ Сергей Флягин в женском платье! Особых вопросов по этому поводу не возникает, потому что так с древних времен смешили зрителей. Но вот еще фокус — знаменитая и любимая всеми народами Фея отсутствует, на ее месте танцовщик Александр Шеверов — волшебник-мужчина. Здесь уже возникает вопрос, какая необходимость в подобной рокировке? Начинаем присматриваться к другим метаморфозам и замечаем, что и отец Золушки (солист балета Дмитрий Дерябин) какой-то не такой, как в сказке. Он представлен современным отечественным пьяницей, о чем заявлено в либретто: «Отец пытается утопить тоску в вине, утратив волю к жизни». В число действующих лиц введен еще некий торговец чудесными товарами, представленными кордебалетом. И в этом ничего необычного, если бы торговец не оказался «шарлатаном» (солист балета Валентин Царьков), т. е. еще одним неприглядным мужчиной. И король непутевый (солист-вокалист Антон Завьялов), не прочь выпить с какой-то там мачехой, не ровней ему.

В отдельности все эти факты кажутся пустяками, забавой, но в совокупности они складываются в единую мировоззренческую позицию, принятую называть гендерной (теория появилась в России в 1990-х годах). Суть ее в том, что понятие «пол» дополнили понятием «гендер» (gender от лат. genus «род»). Разграничение понятий «гендер» и «пол» преследует цель поставить под сомнение обыденные вековые представления о «биологии как судьбе». Додумались до того, что различия между «мужским» и «женским», мол, не имеют биологического происхождения, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся, что следует признать существование ни двух полов, а трех, а то и пяти.

На фото в центре С. Флягин, слева А. Маркова, справа А. Романова.

Обратим внимание на шляпки и пышные юбки.

В спектакле просматриваются личные гендерные предпочтения Надежды Калининой, которые не до конца отчетливо выражены, но ясно, что они выходят за пределы традиционных представлений. Сергей Флягин переодет в женское платье, что в данном контексте означает унижение мужчины. Выпивоха-отец и, тем более, шарлатан-торговец (Валентин Царьков) также свидетельствуют о неуважительном отношении к мужчинам, умалении их. Однако она не может отрицать некоторой значимости мужчин и вместо феи предлагает волшебника-мужчину, отдавая дань мужчинам лишь как фантазерам и фокусникам, а не как отцам или государственным деятелям, о чем свидетельствуют все те же отец Золушки и дурашливый король.

Всю свою любовь балетмейстер направила на женственную сущность в лице, прежде всего, Золушки, и она стоит того. Исполнительница роли Золушки, солистка балета Екатерина Жигалова, являет собой образец технического и артистического совершенства. Техника танца ее отличается таким богатством элементов, что, кажется, они не повторяются, как бы долго она ни танцевала. Она изящно порхает по сцене, как бабочка на лугу, выражая наши современные представления о женской красоте, гармонии и совершенстве. Образ Золушки — незлобивой, доброй и милосердной — идеально отражает сказку Перро.

Надо видеть, как, несмотря на все унижения, она с любовью, опустившись на пол, изящно сметает пыль с башмаков то одной, то другой неродных сестер, утешает отца-пьяницу, выполняет черную домашнюю работу, оставаясь скромной и приветливой.

На фото Золушка (Е. Жигалова) и принц (Ю. Ковалев).

На первом представлении балета партнером Екатерины Жигаловой в качестве принца по причине травмы солиста Андрея Матвиенко был срочно приглашен заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Ковалев. Оценить его трудно, т. к. он прибыл всего за три дня до спектакля, и, естественно, был на сцене временами неуверен и осторожен.

На фото мачеха (Сергей Флягин) и принц (Юрий Ковалев).

Больше всего удивил и восхитил Сергей Флягин. В феврале текущего года состоялся его бенефис, посвященный 25-летию его творческой деятельности. На бенефисе был показан балет «Шинель», за исполнение в котором главной роли Башмачкина на Международном театральном форуме «Золотой витязь» Сергей Флягин стал Лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль». Казалось, артист достиг вершины своего творчества, но вот он танцует в женском платье, и зал ревет от восторга. Сергей Флягин оказался пластичным, как кошка и женственнее многих женщин, и если не знать его, то он вполне сошел бы за соблазнительную женщину. Поскольку же зрителям известно, что он мужчина, то это добавило ему шарма и восторгов зрителей.

Создается полная уверенность, что артисты не имеют никакого отношения к гендерным пристрастиям балетмейстера и самозабвенно и азартно исполняют свои собственные роли. У Сергея две замечательные партнерши, из которых одна солистка балета Анна Маркова, привыкшая исполнять главные роли. На этот раз ей досталась партия одной из сестер, названной в либретто Злюкой. У нее новое комическое амплуа и она воплощается в нем с упоением озорства. Спортсменам-бегунам, бывает, привязывают на тренировках грузы к ногам, а на соревнованиях их снимают, и они с небывалой легкостью несутся к финишу. Так и здесь любимая омичами балерина избавилась от груза академических условностей и дала волю самовыражению.

Другой партнершей Сергея является неизбалованная серьезными ролями балерина Анастасия Романова в образе второй сестры — Кривляки. Все трое представляют великолепное трио с безупречно отработанными танцевальными элементами. В нем три женщины, из которых одна условная, в лице улыбающегося заслуженного артист России Сергея Флягина, являющаяся ведущей, а слева и справа Злюка и Кривляка — картина, достойная кисти живописца.

Исполнитель роли волшебника, Александр Шеверов, человек в театре новый и молодой, в галерее артистов театра он обозначен как «артист балета вспомогательного состава» и право его оценки, думаю, следует оставить за специалистами, одной из которых, конечно, является Надежда Калинина. Если она пригласила его, то ей нужно доверять, чего я не могу сказать про некоторые принципиальные умозрительные позиции ее.

Вот в программке она пишет: «Я пыталась везде провести тему времени, чтобы зритель ощущал неумолимый бег его».

Никакого особенного бега времени в спектакле незаметно. Если уж пытаться отыскать «бег времени», то я вижу его только в том, что еще полсотни лет назад человечество не знало понятие «гендер», а теперь массированно навязывают переделку полов, гомосексуализм, право детям самим выбирать себе родителей и тому подобные плоды «бега времени», свидетельствующие о бунте против Бога. «Научные фантазии» балетмейстера и Сергея Новикова также никак не просматриваются. Всё тот же сюжет, всё та же карета из тыквы, туфелька, несправедливая мачеха и её зловредные дочери. Замена крестной матери Золушки в качестве феи на какого-то постороннего волшебника никак не украшает сказку, но это, в конце концов, не принципиально.

Задача же удивить зрителя научной фантастикой оказалась слишком амбициозной, чтобы быть осуществленной.

Зато постановщики спектакля старательно ознакомили омичей с модной субкультурой, называемой стимпанк. Возникла она недавно, но основана на восторгах от появления мощной паровой энергии еще в викторианскую эпоху (19 век). Ей свойственно зачастую нелепое использование в одежде и быту механических атрибутов, таких как: шляпы-цилиндры с изображением циферблатов и защитными очками на них, различные механизмы с шестеренками, валиками и пружинами, крупные металлические застежки на одежде и прочие декоративные детали порой элегантного дизайна.

Итак, ничего из обещанных громогласных заявлений балетмейстера, которая сама революционно доминирует в спектакле, нет, но спектакль удался и без них благодаря стараниям артистов.

Известно, сказка ложь, да в ней намек. Лишь намек сделала балетмейстер-постановщик на свои сокровенные замыслы, а все остальные технические средства и субкультура стимпанк только отвлекают внимание и ничего не добавляют к содержанию спектакля.

Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

7
8
Ложка дегтя02.12.2019 16:42:40
ув. Лев Степаненко, ваше сословие тоже в платьях ходит! И меняет их порой во время службы неоднократно со всеми аксессуарами.
11
6
Дмитрий02.12.2019 20:52:49
Кто нибудь дочитал это?
21
3
омичи03.12.2019 11:01:01
Лев молодец!!! "Не в бровь, а в глаз"! Прекрасная рецензия. Солисты замечательные. Флягин великолепен!
1
1
Ленок03.12.2019 12:59:28
хм..., у нас полно мужиков в штанах.. Да только некоторые особи ведут себя как бабы))))
Автор правильно всё подметил))
3
4
хм...03.12.2019 13:15:05
Ленок, мужиков, которых я знал уже нет. Кто из Афгана не пришёл, кого-то тут положили. Понимаешь, "Ленок" ни один из них по жизни в бабу не переодевался - это оскорбление было бы для них. Да, они долго не живут - мужики, гомосеки по жизни дольше тянут.
1
1
Оленька03.12.2019 13:52:29
Лев Степаненко~это хто?
8
0
Виктор Петрушов03.12.2019 13:54:43
Увы, идет либо деградация "советского реализма", либо поиск новой музыкальной и прочей театральной культуры.Все эти изыски перепуганных от безысходности режиссеров, сценаристов или балетмейстеров типа Калининой - это борьба за место под солнцем. Ну, приходится выворачивать себя наизнанку и им, и артистам ради того, чтобы заманить в залы публику.
Сочувствую Степаненко - ради рецензии пришлось ему до конца спектакля терпеть "содом и гоморру".
7
0
Евгеша03.12.2019 14:50:30
Где вижу фамилию Калинина -иду мимо. И никогда об этом не жалею.
0
1
Игорь03.12.2019 15:30:30
Дмитрий, тяжело идёт!! Скрипуче!
2
3
Вера03.12.2019 18:09:50
Разумно. Всем артистам - низкий поклон. Вы украшение нашего театра.
7
1
Гость04.12.2019 08:42:59
Ув.Лев Степаненко, Вы возможно, не в курсе, что очень часто в театре женские отрицательные роли поручают играть мужчинам. Балетную партию волшебницы Карабос в "Спящей красавице" в Мариинке долгое время исполнял великолепный Фарух Рузиматов. Никому в голову не приходило писать о какой-то "гендерной" революции. Только люди с извращенным восприятием начинают искать то, чего нет на самом деле. Я не оправдываю новомодные постановки многих театров, но должен же быть и какой-то предел в восприятии действия. Зачем искать то,чего нет и акцентировать на этом внимание? Неужели Вы ходите в театр только чтобы поискать "клубничку" ?
5
0
Евгеше04.12.2019 11:44:37
Евгеша, значит будете проходить мимо и дальше. Калинина в музтеатре монополия, других хореографов не ждите, не пустят. С художником такая же ситуация.
6
1
Омич04.12.2019 13:47:23
А как же добрая, советская классика - фильмы "Здравствуйте, я ваша тётя" и "Мэри Поппинс, до свидания"...? Гениальная игра Калягина и Табакова...?))) Или их тоже заклеймить позором за то, что в париках и женских платьях играли???
5
1
Софья04.12.2019 15:18:33
Лев, С каких пор исполнение характерных (чаще всего отрицательных) женских партий мужчинами это новшество? Я видела 4 «Золушки», мачеху в которых исполняли мужчины, одна из которых в 91 году поставлена Владимиром Васильевым на Екатерину Максимову. Партию Мачехи исполнял сам Васильев. У Аштона дочек танцуют мужчины, погуглите, кто такой Аштон.
В балете все чувства и эмоции выражаются пластикой, в большинстве случаев Мачеха силовая партия с соответствующей пластикой, поддержками.
И немного из историю (раз уж вы такой приверженец классики, которую знаете очень поверхностно или трактуете избирательно):
в 1789 году французский хореограф Жан Доберваль поставил балет «Тщетная предосторожность», в котором партию вдовы Раготты (положительный персонаж) исполнял мужчина. С тех пор сколько бы ни было редакций этого Балета эту партию всегда исполняют мужчины. Сейчас, правда, вдову зовут Марцелина.
В 1890 году наше всё от балета Мариус Иванович Петипа поставил балет-феерию «Спящая красавица», в котором роль злой феи Карабос исполнял мужчина. И потом и до сих чаще всего эту партию исполняет мужчина.
Лев, надо же как-то готовится при написании статьи, нельзя же читателей за бессмысленных дурачков держать!
0
0
Виктор Петрушов04.12.2019 16:39:32
Софья, да кто бы с вами спорил? В нашей культуре есть ещё более яркие примеры - Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична.А ещё - новые русские бабки, а ещё ...
Ну а если нырнуть в Историю, то вытащим оттуда ТОЛЬКО женские образы в исполнении мужчин. Ну и в чем ваш прикол?
Почему-то мне жалко вас - с мужиками в вашей жизни напряженка. Печалька.
2
6
мда05.12.2019 11:48:24
мож всё-таки снести енто украшение Омска, ну а каллектив отправить па домам, пенсия есть там уже у всех, хватит в классику добавлять непрстойности... Ну как детей водить на такие "шедевры"?
1
0
AlloveOmsk`08.12.2019 15:51:30
Между прочим, Владимир Васильев тоже сыграл роль Мачехи в Золушке, а партию Заолушки исполняла - Екатерина Максимова.) Так, что здесь мы не оригинальны, но наше исполнение - великолепно!!!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2019 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru