Новости. Омск


журналист

Школа строгого режима?

Общество защиты прав потребителей образовательных услуг обратилось к Минобрнауки РФ с предложением усложнить правила аттестации школьных учителей, которую те проходят раз в 5 лет, по сути, превратив её в «ЕГЭ для учителей».

Вице-премьер Ольга Голодец в ходе заседания Совета по русскому языку при правительстве РФ во Владивостоке предложила примерно то же, по крайней мере, проверить знание русского языка всех педагогов, независимо от специализации, при этом почему-то высказалась против увеличения количества часов преподавания русского языка в школах. Похоже, с задачками по логике на ЕГЭ Голодец бы не справилась.

Такого развития события следовало ждать. ЕГЭ — технологический, «алгоритмизированный» процесс, тогда как образовательная программа школы должна решать проблемы адаптации и социализации ребенка через системное образование. Учитель встает перед дилеммой: или «затачивать» школьника под параметры ЕГЭ или все же развивать и социализировать. А контролирующие органы требуют взаимоисключающего — и того, и другого.

— ЕГЭ доказал свою неэффективность, — объяснял мне Олег Смолин, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию. — На первых курсах вузов преподавателям приходится заниматься доделкой того, что не сделала школа. Современное школьное образование перегружено, и дети перестают понимать даже то, что могли бы делать легко.

У детей нет элементарных знаний, и в этом признаются сами педагоги — всё заточено под ЕГЭ: зубрежка и никакого мышления. По традиции, решили искать виноватых. Учителей, а кого еще?

Непонятно, правда, как будет решен вопрос с учителями, чьи предметы не оценить экзаменом — физкультура, ОБЖ, технология, МХК, а это минимум 30% педагогического состава. Наверное, профессионалу это не страшно. Институт развития образования Омской области несколько лет проводит олимпиаду для педагогов. А учителя, которые являются экспертами на ЕГЭ, давно сами сдают ЕГЭ на 98-99 баллов, получают сертификат, и только тогда допускаются к проверке работ.

Но дело ведь не только в этом. Учительское ЕГЭ будет стоить не меньше, чем ученическое. Затраты на подготовку и проведение единого растут с каждым годом. По разным оценкам, в 2014 году на проведение экзамена было потрачено порядка 1,2 миллиарда рублей. В 2015 году только на организацию видеотрансляции из классов во время проведения Единого Рособрнадзору потребовалось 200 миллионов бюджетных рублей. А школы рушатся… И новые появляются, как показали последние события, раз в десять лет.

Конечно, учитель-предметник просто обязан доказывать профпригодность, с разумной периодичностью. И нынешняя система аттестации далеко не совершенна:
— Пока кто-то возится с детворой, иные формально работают на портфолио, тратят время на дистанционные конкурсы, а уж уйти от горы бумаг вообще никому не удавалось, одни рабочие программы скольких бессонных ночей стоят, — делится учитель русского языка и литературы Наталья Головко. — Сегодня надо работать всем миром на престиж педагогов и школы, а не бросать очередной камень в тех, кто учит, не устраивать очередных проверок, ведь школу и так инспектируют все и вся, а вот помогать не торопятся. От властей хотелось бы больше инициатив и законов, направленных против формализма, бюрократии, образованщины. Надо приветствовать творчество учителей, поощрять их служение делу и детям, помогать методически, учить, совершенствовать, стимулировать... А от бесчисленных проверок учитель устал бояться, это вызывает отторжение, сеет равнодушие и выгорание. Россия всегда славилась учителями, ведь господа-политики тоже вышли из школы, которая дала им такой полет мысли.

В последнем тезисе я сомневаюсь — такому «полету мысли» хорошие учителя научить не могли. Возник он либо от небольшого ума, либо от нежелания погрузиться в проблему. Так что проверить чиновников было бы неплохо, пусть тоже будут в постоянном тонусе. А выход из ситуации простой — изменить процедуру аттестации.

— Не два урока снимать на видео, а 10, 30, 100. И отслеживать динамику учеников — насколько изменились, научились мыслить самостоятельно, творить? Только зачем — разрыв между высшей и первой категориями копеечный, стимула для развития, для творчества нет. Заниматься-то тем же — не детьми, а бумагами, только еще в большем объеме?. И кто судить-то будет — те самые чиновники с «полетом единственной мысли»: как отчитаться за ЕГЭ? — спрашивает Александр Рахно, директор Петропавловской школы.

Свободный учитель воспитает свободную личность. А кого воспитывает учитель, дрожащий от лихорадки вечных проверок? Армию чиновников-зомби, таких же дрожащих. Немало, вероятно, в России еще детей, желающих знать больше, и задающих ненужные вопросы. Многовато, видимо, несмотря ни на что, и хороших учителей, умеющих по-человечески разговаривать с детьми и выражать свое мнение. Надо как-то урезать. Лучше, чем Надежда Князева, учитель начальных классов, не скажешь:

—Неприятно осознавать, что для современного общества Учитель — носитель всего лишь образовательной услуги, а не разумного, доброго, вечного. Может быть, это был пафос, но он помогал нам выживать на смешную зарплату, он давал силы для творчества, придавал энтузиазм. А сейчас — потребители хотят, чтобы услуга была высокого качества и для этого надо проверить учителей. Подвергаются сомнению квалификация выпускников вузов, мнения экспертов, опыт преподавания. Давайте потратим кучу денег, чтобы сделать еще одну территорию строгого режима: ЕГЭ для учителей! Обыщем, заберем телефоны, посадим под всевидящее око. Не думаю, что учителя испугаются этой проверки. Просто унизительно доказывать, что ты не осел. Не так я представляла свою будущую профессию, прекрасную и вечную!

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

1
2
Вера26.10.2015 06:37:54
Чтобы снять урок на видео надо заплатить не одну тысячу рублей оператору.
0
2
126.10.2015 09:19:58
26 апреля 1986 года взорвалась не Чернобыльская АЭС - взорвалась прежняя система образования, ядром которой была математика. Именно математика "надёжности" оказалась ошибочной на 100 процентов. Долбиться с упорством сумасшедшего в те же двери - это и есть современное ЕГЭ и всё, что за ним стоит. Смолин? Мало что на самом деле понимает - одна болтовня.
2
1
умная курица26.10.2015 16:37:18
Да уж какое там ЕГЭ для учителей - справились бы с тотальным диктантом! К сожалению, много сейчас учителей зашуганных, ограниченных, попросту неграмотных, агрессивных.
3
2
Ирина - для умной Александры28.10.2015 12:33:15
А я считаю, что современные школьники, напротив, недостаточно нагружены. Помнится, мои более взрослые родственники сдавали экзамены по всем предметам (по всем!) - и ничего. И знания школьные пригождаются и остаются по сей день. Я сама сдавала экзамены и в школе, и при поступлении в вуз - не перетрудилась, поступила легко, как и мои одноклассники, хотя мы учились в сельской школе. Все поступили на бюджет в хорошие вузы не только Омска. Не понимаю ЕГЭ - это сделано, вроде, для того, чтобы бедняжки не перетрудились, сдавая экзамены в каждый вуз. На деле получается, что все бегают по репетиторам с утра до вечера. И знания современные школы дают временные, они забудутся через год. Тестирование вообще - экзамен для дураков.
2
0
григорий31.10.2015 12:35:52
Для Ирины: Самый большой вред окружающим приносят люди, навязывающие всем свой уникальный жизненный опыт в качестве общеобязательной нормы!
5
1
Омич со стажем31.10.2015 15:27:46
Уровень нынешних учителей заметно ниже уровня который был в СССР. Врачи и учителя это не работа и не услуги, это призвание. Сейчас там таких практически нет.
3
0
киви31.10.2015 18:36:03
Омич, вы правы. Здоровье и образование нации - это не услуга, которую можно оказать или не оказать, ничего в принципе не изменится. Это только у нас цинично медицину и науку свели на уровень ателье или ремонта бытовой техники.
1
0
Просто так01.11.2015 08:34:30
Министр образования не смог ответить на вопрос из учебника ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА!!! Позор произошёл в Совете Федерации и был снят на видео. Знаю случай, когда Министерство образования дало 4 разных ответа НА ОДИН ВОПРОС. МЫ абсолютно не знаем людей, которые ВЗЯЛИСЬ УПРАВЛЯТЬ ОБРАЗОВАНИЕМ. Однажды я их даже протестировал - результаты рекомендовали никому не показывать.
0
0
горе от ума12.11.2015 17:05:35
Ставка учителя в омске 8 с копейками тысяч.у меня сын в школе учится..классной наплевать на успеваемость ученика.учителя каждый преподает по своей замудренной методе.за урок умудряются по 2 двойки втыкать.вывод учителя ненавидят учеников..сначала пенсионеров гнали из школы а теперь,когда никто не хочет идти в школу держать пенсионеров.всеми средствами в школе управляет директор -а отсяда лизуны и прихлебалы получают премии а нормальные учмтеля пашут по 2-3 ставки...обычно клан по дележке такой директор завхоз и пара заучей.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru