Новости. Омск

Виталий Торопов: «Какой смысл, вам, г-н Вялков, вливать миллионы в никуда?»

Руководитель компании «Парк-авто» прокомментировал некоторые идеи  очередного начальника департамента транспорта Омской мэрии.

– Виталий Александрович, в  мэрии заявили, мол, муниципальный транспорт призван выполнять социальную функцию, а у предпринимателей основное – получение прибыли. Вы согласны с таким противопоставлением частника и муниципала? 

– Что такое социальная функция? Любой перевозчик может ее выполнять, не только муниципальный: 80 процентов «частников» уже возят по социальным картами и электронным проездным. Частные перевозчики вкладываются, к примеру, в низкопольный транспорт, удобный и инвалидам, и мамочкам с колясками. Разве это не показатель стремления выполнять социальную функцию?  Если  у предпринимателя появится, наконец, уверенность в завтрашнем дне, он станет надежным эффективным инвестором: для покупки нового автобуса нужно просчитать ситуацию на 3-5 лет вперёд, создать механизмы финансирования, залезть в кредиты, в лизинг... Увы, властям на все эти проблемы частных инвесторов пока дела нет. Они второе десятилетие спасают муниципальный транспорт с его «социальными функциями, выбрасывая на это миллиарды, взятые из кармана налогоплательщика». 

Еще такой момент: сейчас в целом пассажиропоток просел на многих маршрутах. Кого мы возим? Пенсионеров, ветеранов, инвалидов, школьников. Ну еще в часы пик людей на работу и с работы. А молодежь уже пересела на такси. Это вторая «маршрутка» сегодня. Им удобно заказывать через мобильное приложение на телефоне, они едут с комфортом, быстрее, чем на автобусе и по цене получается выгодно. Тем более, что некоторые договариваются втроем-вчетвером и ездят в складчину. В Омске самые дешевые цены на такси. За 100 рублей можно доехать так в любой конец города.

Кроме того, мы теряем сегодня пассажира, потому что он уже не хочет стоять в  битком наполненном  салоне в час пик и тереться бок о бок. Мы не в 80-е годы уже живем же... У омичей сегодня спросите, им все равно или нет, кто их повезет, частный или муниципальный перевозчик? Ответ ясен: главное, чтобы не ждать на остановках долго, а ездить с комфортом. И недорого. У нас же предпринимателей в последние годы гнобят. Контракты расторгают. А что, людям легче от этого стало?

Есть участки, где не очень большой поток пассажиров. Где органичнее вписались бы «газельки», автобусы малого класса. Это удобно. Тем более, много их еще осталось у перевозчиков. Ну или новые комфортабельные автобусы малого класса, «Форды». К примеру,  возьмем 52-ой  маршрут. Люди не могут доехать с Московки до  железнодорожной больницы. Там был маршрут, который относился к 4 ПАТП, плюс работал еще и частный перевозчик. Из-за нерентабельности он новой маршрутной сетью не предусмотрен. Его убрали, зато 18-ый  продлили. И что из этого получилось? Перевозчик  выиграл конкурс на 18-й маршрут, поставил туда новые автобусы – и вынужден был уйти. Проработал несколько месяцев, понес миллионные убытки. Там нет пассажиропотока, не хватало выручки даже на бензин, а еще зарплату кондукторам с водителями  нужно выдавать и лизинговые платежи делать.

Так, может, как раз маленькие «газельки» на такие маршруты и ставить, а не среднего класса вместимости. Если этот маршрут  необходим части горожан, нужно переводить его в регулируемые и давать дотацию.

Что такое  регулируемый маршрут? Это где доплачивают межтарифную разницу. Для пассажира это 22 рублей, а для перевозчика та стоимость, на которую он защитил тариф в РЭК. А разницу из городского бюджета доплачивают. Те маршруты, которые в день перевозят всего  50 человек, их можно финансировать, чтоб предприниматель мог работать. Нерентабельные, но важные для части омичей. И это в том числе социальная функция. А те, которые с высоким пассажиропотоком (по 700 человек в день) – зачем их-то финансировать? Есть такие  популярные – 69, 110, 24, 22, 20, 55... Какой смысл вливать миллионы в никуда? На компенсацию убыточного муниципального транспорта... Лучше бы эти деньги в детские дома передали или на другие социальные нужды.

Как вариант: можно было бы защищать тариф не для конкретного предприятия, а  на отдельный маршрут.

– Как вы в свете вышесказанного прокомментируете решение мэрии приобрести 150 новых автобусов среднего класса (деньги выделены из облбюджета). Не эффективнее ли было отдать все в руки частников?

– Зачем городу с нищим бюджетом снова тратить народный миллиард, если частным перевозчикам приобрести 150 автобусов не составляет труда? Тем более, что сейчас некоторые предприниматели объединились в транспортные компании. На одном маршруте 2-3 перевозчика работают и они готовы инвестировать этот самый миллиард в новую технику, предоставляя мэрии прекрасную возможность пустить сэкономленные миллионы в инфраструктурные проекты.

Теперь о нюансах. Муниципальный транспорт отказался от 28 маршрутов. Их выставили на временный конкурс и выдали свидетельства на срок 180 дней. Кто первый заявитель был, тому и выдали транспортные карты на шесть месяцев по регулируемым тарифам. Согласно 220-ФЗ за 60 дней до окончания срока действия  нужно провести конкурс или торги по заключению муниципального контракта. Тут просматриваются проблемы. Новый глава дептранса сейчас должен принять решение, как они будут выставляться: по регулируемому тарифу или нет? Если по нерегулируемому, проведут простой конкурс. Доплачивать бюджет им стоимость проезда не будет, перевозчик имеет право свою фиксированную сумму выставить, по какой возить будет. А если решат по регулируемому, нужно проводить торги, чтобы заключить муниципальный контракт. Чтобы выставить на аукцион, нужно заложить в бюджет приличные суммы. Сколько – можно только предполагать. Причем участвовать могут все, из любого города, и  перевозчик любой собственности. Есть риск: омичи купят автобусы, а выиграет опять какой то иногородний. Как было с 275 маршрутом, когда «выиграло» предприятие из  Новгорода – единственное заявившееся.

И что? До сих пор перевозчик не работает. Победитель может подождать два месяца и не выйти. Потом снова этот маршрут придется выставлять на торги. А людей возить некому. А если торги проведут «в ноль», то с чего  выплачивать за взятый в лизинг транспорт? Вот вам реальное отношение к нашему, омскому инвестору, у которого нет уверенности в завтрашнем дне. И нет доверия к власти. 

– Вы много ездите по другим городам, общаетесь там с перевозчиками. Что там принципиально иного бросается в глаза в сфере транспорта?

– Во многих городах не разделяют частника или муниципального перевозчика. Главная задача – возить пассажиров. У нас же кто ни приходит на должность директора профильного департамента, начинают спасать муниципальный транспорт. Это когда с помощью бюджетных денег и постоянно меняющихся правил игры, делаются бессмысленные попытки передела рынка перевозок в пользу муниципалов. Ну а страдают пассажиры.

Есть города, где разные виды транспорта (автобусы большого и среднего класса, трамваи, троллейбусы) возят по единым расценкам. Можно было бы и у нас сделать единую сумму проезда, например, 22 рубля. А если платить по безналичному, или приобретать карту на несколько поездок, то можно и со скидкой (за 18, 20 рублей). Сейчас же и пенсионерам деньги на карты банковские переводят, с гаджетами не только молодежь, но и горожане средних лет. Можно со смартфона рассчитаться.  Но  чиновники считают, видимо, что Омск как будто в прошлом веке застрял. 

Александр Вялков сказал, что есть города, где частники, получив 100-процентную долю в транспортной отрасли, входят в картельный сговор и начинают диктовать свои условия городской администрации. Например: «Сделайте тариф 50 рублей и не меньше». В Омске может быть такое же развитие сценария?

– Я по многим ближайшим городам ездил, общался там с перевозчиками. Еще не видел, чтобы кто-то где-то диктовал свои условия. Частник может задрать цены, но у него же ездить никто не будет. Любой бизнесмен понимает, что это глупо. На рынке много альтернативных перевозчиков. Ну, пересядет еще больше тогда на такси.

Вялков также заявил: «Если перевозчики готовы ставить навигационное оборудование, которое будет передавать данные в нашу муниципальную систему, если они готовы брать терминалы оплаты и проводить по ним всю оплату, то, я думаю, мы вполне с ними договоримся». А вы готовы?

– Навигационная система у всех стоит уже. Только данные передаются не в департамент транспорта, а, как положено по закону, в  Региональную навигационно-информационную систему (РНИС) – Омской области. А кто работает по регулируемым тарифам – те дополнительно еще и в департамент. Терминалы тоже у большинства есть. Не вижу тут проблемы. У нас в автобусах даже датчики потокопассажиров стоят и видеонаблюдение имеется.

– По мнению Вялкова, рациональнее было бы создавать пересадочные узлы. Жители удалённых микрорайонов могли бы съезжаться на микроавтобусах к основным магистралям, пересаживаться в средние или большие автобусы и в них добираться до мест работы или учёбы, торговых центров или других учреждений. Если на центральных улицах останутся лишь большие автобусы, пробок будет меньше. «Если частник готов с нами работать на наших правилах, мы не препятствуем. Он может работать на отдалённых маршрутах, приближаться к центру, и пассажирам будет комфортно пересесть на большой автобус и продолжить своё движение». Как вы относитесь к этой идее?

– Мне кажется, это  уже не реально. Это  раньше в 80-е  было возможно, тогда  была «перевалочная база»  на Бударина. Оттуда в любой край города можно было уехать. Но сегодня так же все организовать вряд ли получится. Плюс сколько тогда маршруток дополнительно нужно запустить, чтобы до центра доехать?

Другой момент. Город экономически слабый. С нашими зарплатами люди стараются экономить каждый рубль. Они хотят доехать без пересадки. А многие живут, допустим, на Московке, а работают в Нефтяниках или на Левом берегу. Если вводить перевалочные пункты, тогда надо цену проезда снижать: за 12 рублей доехал сюда, за 12 – туда. Себестоимость тогда не поменяется. Только мороки больше и времени ожидания...

Когда отменяли «газельки», тоже хотели центр разгрузить. Ну и что изменилось? Вы выйдите и посмотрите. «ЛИАЗ» за «ЛИАЗом» стоят паровозиком... Весь транспорт стоит, не объехать. Наш город, так исторически сложилось, связан через Красный путь и Маркса, и, как не крути, все будут там ходить. Что нужно – это выстроить четкую интервальность движения. И не только в часы пик. Частные перевозчики  уже многие дежурный график устанавливают, чтобы омичи знали: допустим, в 22.00 будет последний рейс. Они ведь понимают меру ответственности, что там наши и мамы, и дети ездят, и знакомые.

Чтобы маршрут работал, на нем надо минимум 20-22 машин содержать. Раньше было так: 20 выиграл, а работают 40-50 единиц. Сложились стереотипы, если частник, то и проезд поднимет, и машин наставит лишних. 

Но частник давно не тот, он – изменился. И новому начальнику дептранса Вялкову стоит задуматься: зачем снова вливать миллионы в никуда!

P. S. Почему другие города, в частности Новосибирск, делают миллиарды на пассажироперевозках, а Омск – «закапывает»? Еще больше материалов о ситуации, сложившейся в сфере омского транспорта (аналитика, экскурс в историю, мнения экспертов) читайте в  спецпроекте журнала «Бизнес-курс» «ПОЛЕ ДУРАКОВ». Номер уже в продаже. Покупайте в сети киосков «Дилижанс», супермаркетах и у частных распространителей.

P.S. От редакции. Всегда хочется верить в лучшее. Время покажет. А пока – вспомним, как все развивалось и к чему мы пришли. Поразмышляем, почему Новосибирск делает миллиарды на пассажироперевозках, а Омск – «закапывает». Читайте новый спецпроект журнала «Бизнес-курс» «ПОЛЕ ДУРАКОВ» уже в эту среду, 11 июля. Покупайте в сети киосков «Дилижанс», супермаркетах и у частных распространителей.

Источник: http://bk55.ru/news/article/130151/

Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

12
4
Алексей13.07.2018 10:58:17
Торопов, хватит рассказывать сказки! Какой сервис в твоих автобусах? Кондукторов нет, водители психованные хамы, графиков движения нет, постоянно устраивают гонки, при входе в 64 маршрут с льготной картой спрашивают а чего вы сюда зашли, вон 353 шел, что туда не зашли?
11
4
гвоздь13.07.2018 11:15:09
Торопов теперь бочку катит на Вялкова.Хотя какой он перевозчик ,Торопов занимается такси ,а с 64 маршрута просто собирает деньги за маршрут.
20
5
ГоловачЛена13.07.2018 12:10:25
Виталий Александрович! К Вашему интервью есть три замечания:
- при Вашей репутации как перевозчика даже разумные мысли будут всеми восприниматься как очередное жульничество;
- Вы же знаете, что г-н Вялков назначен главой Дептранса после того, как добросовестно "добил" ПАТП-4, доведя его до банкротства. Причём такое назначение на должность вполне устроило руководство города. А, собственно, почему бы и нет?
- Вы же понимаете, что г-н Вялков идеально подходит на роль "могильщика" муниципального транспорта, благо подобный опыт в ПАТП-4 уже получен. В его задачи не входит думать о городе, а нанят он тупо реализовывать шоу-программу с покупкой новых автобусов в рамках предвыборной кампании г-на Буркова, которую режиссируют Фадина с вице-мэрами, а когда шоу завершится и муниципальный транспорт встанет, Вялков растворится вместе с должностью главы Департамента, потому что и департамента тоже уже не будет.
3
2
александр13.07.2018 13:43:20
Все верно так и надо главное правильное решение а то вместо фордов на лиазы как в колхозе нас всех пересодили
5
2
мимо проходил13.07.2018 14:17:08
У меня нет желания высказывать Торопову личных претензий по поводу его репутации, поэтому напишу по сути заметок. 1) Он прав, что муниципальщики заигрались с тарифами ради поддержки на ладан дышащего. Да, согласен, что по крайней мере на короткие расстояния нынче любой транспорт теряет доходы, логично отдающиеся такси. Даже для нас двоих с женой (не говоря уже о мамаше с двумя детьми или тем более семье из 3-4-х чел.) - выгоднее такси по весьма скромной компенсации деньгами отсутствия излишней суеты времени и пеших шагов до остановки отправления и от прибытия до дома. А для 4-х чел. - и вовсе выгоднее даже по деньгам такси (например, в моем случае это либо 75, либо 90, редко 110 деревянных по оплате доставки). И это еще - не пользуясь интернетом в заказе, то есть - не удешевляя дальше стоимость проезда! Так что он не до конца прав - не только молодежь или средний класс пользуется такси ради экономии и предпочтения здоровой логики пассажира, с игнором нездоровой логики от предыдущего и нынешнего глав дептранса - это любой имеет возможность делать из-за глупых условий созданных ранее дептрансом, сознательно уводившим пассажиров от поездок контролируемыми им видами транспорта при напыщенности своих пустышных фраз про якобы заботу о социальный функции. 2) Да, он прав насчет перевалочных пунктов только по цене в 2 раза дешевле, отсутствие которых как сохранение прежней цены при дележке длинных маршрутов на короткие есть издевательство монополиста над клиентом-пассажиром, а монополист этот будет - дептранс. 3) Да, на языке у дептранса - набор классических пустышек про социальные функции. Которые выполняют - все. Регулярно езжу на маршрутках и вижу, как все выполняют эти самые социальные, которые функции.
Теперь - от себя: вот лично мне так кажется, что вполне назревает как минимум частичная приватизация этих муниципальных ПАТП, так как припарки им вряд ли помогут. Тут есть, например, форма совместных предприятий для учета интереса этого самого дептранса. Хотя ныне и она не сработает, так как назревает такая потребность в приватизации - лишь постепенно: попробуй, найди дурака-инвестора на условия произвола, созданные наполеончиком Мартыненко, когда было подчеркнуто, что любые законные договоренности произвольно разрушатся ровно в один миг, а ждать правоты пришлось - несколько лет, и то неполной, но хоть со снятием с должности произвольщика (правда, без посадки, что печально, а не мешало бы, за вклад в усугубление проблем)...
0
2
леонд13.07.2018 15:48:51
всё верно виталий александрович а вот кто кто льстит вам у них сразу видно зависть и непонимают что пишут в ответ за дороги и благоустрлйство бы думали да за зарплаты людей и за молодёжь нашу а то куда езжу из омска вся молодёжь там и при работе и ездят там на автобуса.
1
1
леонд13.07.2018 16:04:42
они в дептрансе сидят а сами не ездят на атобусах по имени лиаз и недышат соляркой как дышет простой работяга и пенсионер который едит уставший с работы они ездят на личных авто либо на госномерах.а поездили бы месяцок я б на них взглянул вот тогда может и поменялось что.путин вон ничё и на камазе сам за рулём проехал и ничё увидеть бы директоров наших да за рулём или в салоне автобуса.так я их видел всех на канале омском и как обычно все на рассказе а нечего недвинулось якобы в 8пассажирском ремонт проходит отлично тоесть то.да всё враньё ехал недавно на 24маршруте так стрельнуло так как будто взорвалось чтото так и есть взарвался энергач тормоза ну и как это обьяснить а был бы ребёнок в автобусе всё испуг на пол жизни если не на всю.вот и делаю выводы что всем им насратьна омск.
5
1
ПАТПшник13.07.2018 17:34:06
Вялков обрати внимание на этого афериста.Он почемуто замалчивает ,что получает дотации за газели на 64 маршруте от деп.транспорта.Я еще понимаю если бы использовал там автобусы,а то умничает,по поводу 69 и 110 маршрута(что за такие маршруты не нужно доплачивать),а сам вообще на газелях субсидию получает!!!!
3
0
Турист14.07.2018 07:48:37
Вот нам говорят про перевалочные пункты. Автовокзал перевалочный пункт? Да! Так почему департамент транспорта отменил там остановку "Автовокзал" на ул.Степанца? Там проходят 5 маршрутов. Люди едут до Автовокзала, а останавливаться там "официально" запрещено. Какой *** принял такое решение? Или в департаменте все такие? Маршрутки там все равно останавливаются, но бывает и проезжают мимо, если рядом ДПС или транспортники. Штраф в 3000руб никто не отменял.
7
1
Илья14.07.2018 11:55:59
Между прочим Торопов за газели на 64 маршруте не получает дотации. А вот ПАТП - это точно аферисты, потому что купив сейчас новые автобусы ПАЗ вектор продолжают получать межтарифную разницу с 22 до 38 рублей. НО!!! тариф то они в РЭК защищали на старые и большие ЛиАзы, у которых эксплуатационные расходы намного выше. Если для власти это не афера, то я без особого напряга могу купить 20-30 страрых ЛиАЗов тысяч по 300, защитить на них тариф в РЭК в 50 рублей, потом скинуть их, взять в лизинг новые ПАЗы и только за счет компенсации буду лизинговые платежи покрывать. При этом затраты на ремонт на новых автобусах явно будут минимальными и расход топлива тоже. И вот после покупки муниципалитетом 150 ПАЗов будет такая схема. И если город даёт ПАТП новые автобусы, то и компенсации надо отменять в размере почти 20 рублей, а оставить 3-5, как у частников.
3
1
Олег14.07.2018 13:50:01
По фото видно- жулик.
1
0
Костя17.07.2018 14:27:51
Илье, он получает и за льготные ЭПБ, и меж тарифную разницу, и ЭТК. РЭК установила тариф 24,90. Так что вводить в заблуждение не надо.
Колумнистика


О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2018 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: pressxp00@tries55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru