На страницах «Бизнес-курса» информация о трещинах в фундаменте «Арены-Омск», подаренного городу Романом Абрамовичем ледового дворца, появилась ещё в ноябре 2015 года. Но ни слушать, ни предпринимать что-либо никто не захотел... Более того, факт пытались скрыть – возможно, кого-то выгораживая. Незадолго до этого, 12 июля 2015 года, в поселке Светлый обрушились казарма... И «Арена-Омск» могла бы повторить эту трагедию. Кто в ответе за «дорогой» подарочек Абрамовича? Экс-губернатор Леонид Полежаев, президент ХК «Авангард» Владимир Шалаев, директор «Арены-Омск» Андрей Мохонько или фирма-подрядчик? Может, Стройнадзор или какой-то стрелочник?
Натела Полежаева, главный врач санатория «Рассвет»:
– Однозначно Леонид Константинович, потому что «Авангард» – это его дорогая и разоряющая бюджет Омской области игрушка. Я помню прекрасно этот год, когда в 2007-м спешно сдавали «Арену-Омск». Мы тогда с дочерью и мужем отдыхали в Сочи, и супруг на два дня улетал в Омск на открытие дворца «Авангарда». Припоминаю, что уже тогда говорилось о множестве недоделок при строительстве ледовой арены. Но Леонид Константинович на всё был готов для Абрамовича. Всё проходило в атмосфере раболепства перед Романом Аркадьевичем. А Роман Аркадьевич, как мне рассказывали, был очень недоволен, потому что, сев в VIP-ложу, ничего не смог оттуда увидеть. Как будто в луже оказался.
Евгений Щербаков, генеральный директор ООО «Центр деловой недвижимости «Навигатор»:
– Застройщики в ответе, Полежаев, безусловно, в ответе. Проблема-то в чем? Нужно было к определенной дате построить этот комплекс, для того чтобы, так сказать, отрапортовать и выглядеть хорошо, при этом не были учтены объективные законы природы. Мало того, что это здание построено на болоте, в связи со строительством дамбы уровень воды стал подниматься, и вся эта конструкция «поплыла». Когда политические интересы идут вразрез с объективными законами природы, случаются подобного рода происшествия. Хорошо, что это не закончилось масштабной аварией, когда во время хоккейного матча вся эта конструкция могла рухнуть. Безусловно, эта тема для расследования прокуратуры. Если наши руководители умеют учиться на чужих ошибках, пусть учатся, но было бы уже достижением, если бы они учились на своих ошибках.
Алексей Алгазин, директор ООО «Бюро судебных экспертиз»:
– С экспертной точки зрения я, как руководитель бюро судебных экспертиз, хочу сказать: всю ответственность за строительство объекта, за его безопасность несет та организация, которая фактически его возводила. Это первая линия ответственности. То есть проектировщики, инженеры, строители, которые его должны были возводить в соответствии с техническими нормами, с требованиями технического регламента и пожарной безопасности.
А вторая линия ответственности – это те организации, которые принимали это здание и вводили его в эксплуатацию. То есть администрация, выдающая разрешение на ввод в эксплуатацию, пожарные и другие государственные инстанции.
Но первый, конечно, подрядчик.
Поэтому то, что касается лиц, у которых здание находится на балансе, или тех, кто разрезал ленточку на открытии – так это просто руководители. К технической составляющей строительства они никакого отношения не имели. Как минимум, в тот момент, когда здание возводилось, принималось и вводилось в эксплуатацию.
Владимир Казанин, депутат Омского горсовета от «Коммунистов России»:
– Можно было давно обратить на это внимание. Я сам видел эти трещины, когда работал. Когда делал сюжеты для телевидения про хоккей. Идешь по трибунным помещениям, где девочки танцуют – там такая большая, красивая трещина. Отвечать за это должен тот, кто строил. И принимал эти работы. А наибольший период президентом клуба «Авангард» был Владимир Шалаев, как я понимаю.
Валентин Кузнецов, председатель Омского областного комитета по правам человека:
– Моё однозначное мнение: виноват Полежаев. Когда строилась «Арена-Омск», этот проект отстаивал в основном Полежаев. Мы, комитет по правам человека, тогда проводили акцию против незаконного строительства, но получили ответ, что всё делается в рамках закона. Источником этого ответа была администрация Полежаева.
Строительство велось на засыпанном и осушенном болоте. На этом участке возвели и многоквартирные дома. Их ожидает та же судьба, что и «Арену-Омск». Участок на болоте не был включён в реестр территорий, на которых разрешено вести застройку. Администрация губернатора Полежаева прибегла к определённой схеме, чтобы можно было продать участки в пойме Иртыша застройщикам. Чтобы окупить средства на осушку болота, застройщики не провели в бюджет оплату по надлежащей цене, а стали строить многоэтажную «Арену». Это была очередная финансовая афера. Не было проведено надлежащего анализа по составу грунта. Строительство началось почти сразу же после того, как было засыпано болото. Нам неизвестно, проводились ли тромбовки и что показали результаты бурения. Под болотом могли быть подземные реки, но никто не выяснял, есть ли они.
При Полежаеве были распространены махинации с землёй. Особенно это касалось участков в центре Омска. Когда я работал на «Сибзаводе», его перевели из государственной собственности в региональную, чтобы затем распродать его земли. Я, как председатель профсоюза «Сибзавода», проводил митинги против передачи предприятия региону. Но как только ФГУП стало региональным унитарным предприятием, завод быстро обанкротился, и участки распродали. Сейчас на этом месте осталась только «Хибара». Я работал и на «Электроточприборе». Потом на его месте появился клуб с символическим названием «Атлантида»: завод «утонул»...
Яна Жукович, руководитель регионального отделения защиты прав потребителей «Гражданский патруль»:
– Я думаю, что отвечать должен экс-губернатор Леонид Полежаев. Он был хозяином Омской области в то время, и хозяин должен отвечать. Он должен был приезжать на стройку и проверять ход работ. Потому что ответственность на нем лежала.
Алексей Платонов, генеральный директор салонов сотовой связи iZЮМ:
– К сожалению, в России уже к концу второго президентского срока Путина сформировалась устойчивая монополия во власти. Фактическое отсутствие конкурентов, достигнутое различными эффективными методами, привело к укреплению системы «рука руку моет». Поэтому угодные, лояльные «назначенцы» не управляют, а фактически проводят линию чьих-то более высокопоставленных интересов. Здесь важно отчитаться и «всем радоваться». Как нельзя лучше олицетворяет эту формулу многострадальная «Арена-Омск». Уж не знаю, что получил Абрамович за строительство – налоговые вычеты, согласование выгодной сделки, «политические очки», социальный статус или еще что-то, но интерес элит не ориентирован на улучшение благосостояния или качества жизни электората. А с укреплением вертикали, позволяющей получать любые нужные результаты на выборах, потребность в этом самом электорате свелась к нулю. Ситуацию может исправить только конкуренция во власти, она автоматически усиливает контроль за реализацией проектов и борьбу за голоса граждан.
Собственно, я веду к одной простой мысли. Я считаю, что разваливающиеся супердорогие инфраструктурные объекты реализуются более для галочки, со всеми вытекающими последствиями. Нужно будет – построят новую «Арену», потому что такая щедрость выгодна дарящему и окупается либо сразу, либо еще до строительства. А причины нельзя искать ни в ком, кроме головы, с которой, как известно, гниет рыба...
Анатолий Канунников, юрист, координатор общественного движения «Новый город»:
– «Арена-Омск» – это отдельный план Леонида Полежаева, именно он уговорил Абрамовича поставить этот дворец. И о том, что у «Арены» не все в порядке, я узнал примерно через четыре года с ее основания. Один из бывших директоров «Арены-Омск» сказал, что на ее содержание приходится тратить 100-150 миллионов рублей в связи с этим. И вот мы узнаем, что все совсем плохо с ледовым дворцом – трещины на стенах. Изначально выбрано было не то место для строительства, там, где его поставили – это болото. Поэтому Абрамович вовремя дворец построил и также своевременно передал Омской области. Вот такой подарок. Так называемый Троянский конь.
Наталья Воронович, юрист:
– Я считаю, что за все в ответе в этой стране Путин. Уже потом те, кого он назначает, присылает. То есть губернаторы и так далее. Я не могу указать конкретного виновного, так как строили все, и решение, проект, все это принималось коллегиально. Я считаю, что здесь виновата система. Дело не в одной «Арене». Если начать проверять все объекты, построенные за последние 20 лет, то, наверное, каждый объект будет приблизительно такой же, как и «Арена-Омск».
Золина Бэлла Юрьевна, юрист:
– Должностные лица, осуществляющие строительный надзор и выдавшие разрешение на ввод в эксплуатацию этому конкретному объекту, а также другим объектам, в том числе, многоквартирным жилым домам, практически непригодным для проживания. В круг подозреваемых следует также включить строителей и проектировщиков. Для установления конкретных виновных лиц следует истребовать проектно-сметную документацию, техническую документацию, договоры, в том числе строительного подряда, провести соответствующие экспертизы и на основании совокупности доказательств в установленном законом порядке привлечь установленных лиц к ответственности и предать суду.
Алексей Лавецкий, солист омской музыкальной группы KDDR:
– Наверное, лучше ставить вопрос не «кто виноват?», а «почему у нас все всегда делается через одно место?». Совершенно очевидно, что подарком Абрамовича могли распорядиться правильно. Позвать нормальных подрядчиков, а не турков-бетонщиков, плоды трудов которых, собственно, пожинает сейчас город. Но по древней омской традиции, мы так делать не стали. Действительно, зачем нам нормальная «Арена»? Это вон, пускай у Казани да у Минска будет. А нам сарай сгодится, который и 10 лет не простоит.
Полежаева я бы не винил. Он, в конце концов, сам что ли сваи должен был забивать? Его вина разве что в том, что он, как куратор, не уследил, обратился не к тем людям.
Виновата и администрация, без ведома которой, как я понимаю, объект пройти проверку перед сдачей не мог. Что прошлое ворошить? Имеем то, что имеем. «Арену», которая завтра рухнет. СКК, который после того, как губернатор Назаров хладнокровно убил единственного крупного арендатора («Омичку»), лишился средств на поддержание нормального состояния.
У меня лично самые большие вопросы к господину Шалаеву. Все 4 года его активного руководства мы слышали нытье про ограниченный бюджет, считание копеечек и т.д. Были вопросы к качеству селекции. Были задержки по зарплатам. Приходит Сушинский. Приходит Крылов. Команда сохранила не самую дешевую линию обороны и укрепилась двумя игроками сборной России, вратарём сборной Финляндии. Про тренерский штаб, думаю, пояснять не надо. При этом Крылов говорит, что бюджет на зарплаты увеличен не был, а Сушинский говорит, что команда даже потолок зп не превысила. И денег хватает. Где, спрашивается, дефицит? Какие копейки считал Шалаев? При этом, если бы «Арена» за 5 лет превратилась из сарая в нормальное сооружение, я бы понял все эти разговоры.
Итог: непонятно, как Шалаев каждый год проходил инспекции. Ведь такие сооружения должны проходить и общую экспертизу, и КХЛовскую. Насколько я знаю, вращение свай и трещины в фундаменте не за день появляются.
Первые, в общем, с кого надо начать дознание, это Шалаевы. И пока за каждый рубль не отчитаются, не отпускать.
Не завидую Сушинскому и Крылову. В кои-то веки в клуб пришли неравнодушные люди, умеющие работать, а не молоть языком, и такая ситуация.
А с другой стороны, стоит сказать им спасибо, что не понадеялись на русский «авось», а дали ситуации ход. В прямом смысле, возможно, спасли, сотни жизней. «Арена» уже пребывала в состоянии, когда в любой момент могло произойти обрушение. Шалаевым было плевать. Весь тот сезон на стадионе проходили матчи. В июне был концерт Шнурова, на котором было 8 тысяч человек. Страшно представить, что бы произошло, если бы «Арена» рухнула в этот момент. Думаю, нам бы и трагедия в казарме, и недавняя «Зимняя вишня» показались бы менее страшными событиями.
Болельщиков наших жалко. Для многих «Авангард» был единственной причиной не покидать это место.
Иван Кутузов, омский интернет-маркетолог:
– Я думаю, что, скорее всего, виновата вся вертикаль, участвующая в этой стройке. Кто-то пилил деньги, кто-то закрывал глаза на то, что происходит, третьи делали некачественно и на скорую руку. Конечно же, надо провести независимое расследование и наказать виновных по всей строгости закона, такие ситуации больше не должны повторяться. Вопрос, конечно, очень актуальный, ведь Омск попросту отлучают от хоккея на 1-2 года...
Александр Рахматуллин, бизнесмен, поклонник омского хоккея:
– Из перечисленных личностей, я считаю, каждый в той или иной мере несёт вину. Но ведь каждый любитель хоккея в Омской области, да и далеко за её пределами, читал и слышал неутешительные прогнозы, касаемо нашей «Арены». Буквально в первый год её функционирования в прессу и «кулуары» пошли слухи, что этот стадион не протянет и пяти лет. И вот спустя пару «пятилеток» эти прогнозы таки оправдались. Очень прискорбно, конечно, это осознавать прежде всего нам, рядовым болельщикам. У нас, по сути, «забрали» нашу отдушину в жизни. Что касается того, кого в этом винить: все названные функционеры приложили к данному горю свою подпись. Взять многоуважаемого Л.К. Полежаева (и это без иронии, с этим человеком связаны все большие победы наших «Ястребов»), надо полагать что он хотел как можно быстрее подарить городу самый современный крытый ледовый дворец за Уралом, поторопившись лишь к «суперсерии» молодежных команд России и Канады. Есть ли его вина? Есть!
Идём далее, президент Шалаев. Человек, одними из первых слов которого были: «Я выведу «Авангард» в гранды Российского хоккея», по сей день со смехом вспоминаются в фанатских кругах. На мой взгляд, этот человек виновен в сложившейся ситуации больше остальных.
Мы все помним о его якобы взволнованности состоянием «Арены», о его умилении, что данный объект едва ли не единственный в рядах «собственности» среди клубов КХЛ, к которому нужно относиться с особой заботой и трепетом. Опять же, но. Именно от его подписи в последний пяток лет зависело будущее многострадального стадиона. Есть ли его вина, спрашиваете вы? Да самая прямая!
Что касается господина Мохонько, на мой взгляд, это всего лишь пешка в многоходовой комбинации «пада» «Арены-Омск».
Подрядчики? Отреклись, открестились, наверняка подписали бумагу, которая гласила: «мы не при делах», надеялись, чтоб всё обошлось.
В данной ситуации есть ещё куча вопросов, которые волнуют омскую публику. Как Владимир Тимофеевич и члены комиссии КХЛ осмеливались подписывать бумаги, свидетельствующие о том, что на данном объекте можно проводить соревнования под эгидой КХЛ с минимальным числом болельщиков в размере 10318 человек, зная о их НЕбезопасности? Как директор дворца, уже после ухода вышеупомянутого человека, разрешал проводить такие грандиозные концерты «Басты» и «Ленинграда», остаётся только загадкой!
Андрей Рудаков, омский политик:
– Чтобы установить ответственных лиц, необходимо уточнить информацию: использовались ли и в каком объеме деньги из бюджета. Но это не отметает возникшие подозрения, что «Арену» строили не для любителей хоккея, а с целью отмывания финансов.