При этом она вспомнила про ситуацию с Казанником.
Представляющая Омскую область зампред комитета Совфеда по законодательству Елена Мизулина не согласилась с предложенным новым порядком назначения генпрокурора: если сейчас его назначает и увольняет Совет Федерации по представлению президента, то после принятия поправок глава государства сможет это делать лично после «консультаций» с сенаторами. Мизулина подчеркнула, что сам Путин такой новеллы не предлагал — эту поправку внесли сопредседатели рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию, председатели профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации Павел Крашенинников и Андрей Клишас.
По мнению сенатора, новый порядок приведет к снижению уровня независимости генпрокурора, который, в отличие от силовых министров, не находится в прямом подчинении у президента и обязан руководствоваться прежде всего требованиями закона. Мизулина напомнила собравшимся, что в начале 1990-х гг. Совет Федерации отказался увольнять генпрокурора Алексея Казанника, выпустившего на свободу вопреки воле президента Бориса Ельцина членов ГКЧП. Кроме того, процесс консультаций (традиционно он проходит на уровне профильного комитета) гораздо менее открытый, чем публичное обсуждение кандидатуры на заседании палаты, отметила Мизулина.
Порядок наделения полномочиями генпрокурора просто приводится в соответствие с предложенными президентом изменениями в процедуре назначения региональных прокуроров, возразил коллеге Клишас. При этом все поправки, вносимые рабочей группой, предварительно согласовываются с президентом, заверил он: «Мы проконсультировались по этому поводу с Генпрокуратурой, направили текстовку в государственно-правовое управление президента, получили по текстовке понимание и дождались реакции президента».
Заместитель генпрокурора Николай Винниченко заявил, что его ведомство, безусловно, поддерживает идею отказа от согласования региональных прокуроров с местными властями, и с Генпрокуратурой это предложение обсуждалось. Не согласен Винниченко и с выводом о снижении гарантий независимости генпрокурора: «Как минимум генпрокурор подчиняется закону. Он подотчетен Совету Федерации и, как вы прекрасно знаете, ежегодно представляет [Совету Федерации] отчетный доклад о результатах деятельности Генпрокуратуры».
Клишас в связи с этим напомнил, что обязанность генпрокурора отчитываться перед Советом Федерации тоже предложено закрепить в Конституции. Это будет предусмотрено уже не просто законом о прокуратуре, как сейчас, а станет конституционным полномочием верхней палаты — «так будет выстроен этот баланс», объяснил председатель комитета.