Новости. Омск

Никита Шалмин: «Шар или не шар, вот в чем вопрос»

Последнее время в интернет-ресурсах, частично в прессе с новой силой разгорелась полемика, связанная с переносом «Державы — ядра — шара» с площади у здания бывшего Речного вокзала и установки там конного монумента (далее, по тексту Всадник).

Идея конного монумента, посвященного основанию Омска и И. Д. Бухольцу, впервые была предложена скульптором Норышевым и дизайнером Вахитовым. Авторство Шара приписывается скульптору Василию Трохимчуку. Но обо всем по порядку.

Место

Летом 1716 г. где-то здесь, на месте здания Речного вокзала пристали к берегу дощаники отряда Бухольца, который, потеряв более четверти своего трехтысячного отряда в Ямышево, оставил тамошнюю крепость и, в нарушение приказа Гагарина идти на юг, на оз. Зайсан, направился на север, к Таре, первоначально в «Тотмыкскую» слободу, но, узнав о планах Гагарина ставить опорную крепость в устье Оми, изменил свой маршрут и остановился здесь, ожидая дальнейших приказов. Опуская многие детали (собственно, сама история очень интересная и остросюжетная) отметим, что приказ в итоге, был получен и в конце лета, началось строительство первых фортификационных сооружений. Непосредственно строительство осуществлял пленный швед Йохан Коландер, впоследствии он же строил и т. н. Первую Омскую крепость на Ильинской горке.

Итак: место для Омска и омичей святое — начальная точка Истории города. Есть еще пара аспектов: это начало отсчета постоянного присутствия здесь Росийского, Петровской формации, государства и начало формирования будущего центра одного из крупнейших регионов дореволюционной и, позже, Советской довоенной России.

Шар, история

В. Трохимчук выиграл конкурс на памятник Бухольцу. В то время было принято, да многие, по инерции и сейчас считают именно и только «Бухгольца» основателем г. Омска. Первоначально это был бюст с картушем барельефов на постаменте, рассказывающим об истории основания города. Но автор столкнулся с рядом трудностей: отсутствие какого-либо портрета героя, не по статусу изображать Петра, Гагарина и других причастных высоких персон под бюстом армейского, даже не гвардии, подполковника и как, или на что ориентировать памятник? Ранее в центре площади стояла колонна с двуглавым орлом, на ее место и предполагали поставить бюст. Вот с этого момента и началась чехарда с ориентацией: находясь на центральной оси площади объект стал «крутится», как флюгер. Окончательно запутавшись, авторы, обращаю внимание, в нарушение результатов конкурса, предложили идею Шара. Именно Шара, Держава и Ядро появились как объяснение этого решения.

Шар — абсолютно замкнутое, ориентированное в собственный центр тело, индифферентное к окружению, у него отсутствует понятие ориентации, что и послужило главным основанием принятия такой формы. Это, вроде упрощало задачу, однако средств у города не хватало и на бюст, а уж на Шар тем более. В результате композицию, конечно же, временно, заменили отдаленно напоминающим ее макетом, к исполнению которого автор не имеет никакого отношения и не раз нелестно высказывался о случившемся результате. И сейчас Шар представляет собой или кабину глубоководного батискафа (без булей), или, отдаленно, спускаемую капсулу космического аппарата. Никаких атрибутов Державы у него не просматривается. Картинки и надписи в иллюминаторах объекта ничего общего с реальной историей и с автором не имеют. Состояние плачевное. Более того, на эскизе Трохимчука Шар не имеет идеальной сферической формы, насколько это случайно — вопрос, на мой взгляд, автор хотел приблизить к зрителю экваториальную, единственную экспозиционную зону сферы, так что Шар — не совсем Шар.

Шар, истерия

Какая аргументация приводится сторонниками Шара в обоснование его сохранения (ломать или разбирать его никто не собирается, только перенести) именно на площади Бухольца? По крупному:

1. «Это наша история»
2. Символ, культурный код, мифология города
3. Главный элемент ансамбля застройки площади
4. Символ мантры ОМ (вообще-то АУМ), Асгард — столица древних ариев и т. д.
5. «полюбился Он нам»

«Это наша история»

Шар, несмотря на свою временность, стоит уже 25 лет. Если рассматривать Историю как ряд событий, объединенных причинно — следственными связями и оказавшими влияние на состояние и развитие какого-либо аспекта общественной жизни или территории, то у Шара явно этого нет. Кто знает — расскажите ее. Что такого Исторического в существовании и старении этого макета, тем более такого. Какое влияние и на что он оказал? У Шара есть довольно трагичная история художника: вскоре после этой работы В.Трохимчук умер в Санкт-Петербурге. Что еще? Анекдот: Шар попытался укатиться из Омска. Все.

Если есть какая-то еще История, расскажите, сформулируйте ее: даты, причины, последствия, оказанное влияние и т. д. Некоторые из Вас утверждают, что Шар олицетворяет момент основания Омска, объясните: каким образом он это олицетворяет? Отсылает к Петровской эпохе, к южным экспедициям (Бухольц был не единственным, кроме его были и другие, более удачные экспедиции) и к противостоянию с калмыками? Нет. Петр Первый шары по городам и весям не ставил. Скорее он отражает Вашу историю, историю 20 -35 летних? Но, собственно, у Вас еще нет никакой истории, кроме текущей жизни, или именно Вы 20 — 30 лет назад на этом месте, при помощи Шара основали Омск? Нет. Вашего вклада в Историю города, связанного с данным местом и Шаром еще пока нет и, наверное, не стоит подменять понятие Истории фактом долгостояния временной конструкции.

Символ

Колизей, Давид Микеланджело, Саграда Фамилия, храм Василия Блаженного — символы и культурные коды, соответственно: Рима, Флоренции, Барселоны, Москвы и России. Омский Шар Вы ставите в один ряд с ними? Если да, то, коллеги — к психологу, у Вас явные проблемы с восприятием и оценочными суждениями. Если нет, что логично, то, как же низко Вы оцениваете культурологический статус Омска, его уникальность и эстетику, т. е. на большее, чем обшарпанный макет, город не тянет? Но в этом случае Вы и есть источник депрессивности города: для Омска и морковка — торт наполеон. Единственное, что он может символизировать в исторической ретроспективе — окончание эпохи Социализма, ее идеологии и, опять же, Вашу крайнюю непритязательность в определении ценностного статуса своего символа и отсутствие интереса к реальной Истории территории, города, страны. Так почему, пусть даже и Ваш символ, должен стоять на месте рождения более чем 300летнего города? Почему не символ Петровской формации Российского государства? Повторю — Шар никоим образом его не олицетворяет.

Центр ансамбля

Ансамбль — согласованность, взаимодействие частей и я бы добавил: с целью выражения общей идеи, смысла. Здание Речного вокзала — олицетворение Иртыша, именно на него ориентирована вся площадь, … была ориентирована, до установки Шара. Он переориентировал все пространство на себя. Шар в центре, куда бы Вы ни смотрели, Вы не видите противоположенную сторону площади, самый ближний объект — Шар, интуитивно возникает ощущение Вашей периферийности, площадь не для Вас, а для Шара. Отсюда отсутствие людей: человеку не нравится, не комфортно быть периферией. Так что шар не формирует, а разрушает ансамбль, его идею и драматургию. И, для справки: на этой площади только одно здание можно отнести к стилю Советского модернизма — здание Речного Вокзала.

Асгард

Великое переселение народов и движение арийских племен закончилось в 7 веке д. н. э. Омск основан в 1716 г. Археология не подтверждает наличие на территории центра Омска свидетельств существования какого-либо арийского поселения. И уж тем более, Трохимчук никак не руководствовался этими идеями. Говорить не о чем, Шар — не символ мантры АУМ, он не причем.

Любовь

На самом деле — это один из, если не единственный серьезный аргумент. При современном понятии толерантности можно было бы иронизировать по поводу гендерной принадлежности любящих, но гораздо интереснее другое: то, что лежит в основе этой любви. После развала СССР и ликвидации тотальной идеологической машины, возник вакуум. А что может быть вместо идеологии? Культура. Но мы, как общество, еще не сформулировали соответствующие цели, Большую Национальную идею, нет четкой культурологической картины будущего. Она начала обозначаться только сейчас, через 30 лет. И когда еще будет сформулирована и станет всеобщей? А пока, человек ищет с кем быть, к чему пристать, во что «влиться». И самое простое, в данной ситуации, объединиться вокруг чего-то неконкретного, лучше даже абстрактного, потому как, так проще договориться — исключается конфликтность. Шар идеально подходит для таких вещей, на него можно навесить все что угодно, он абсолютно индифферентен к привязываемой семантике, тем более ее много-то и не надо. Как мне кажется, это легкость несения Шаром какой-либо семантической нагрузки, которая Вас собирает и создает ощущение сплоченности, сопричастности и есть основа этой странной коллективной любви, а по сути — самоидеологизации и самозомбирования.

Никита Шалмин, председатель Омского отделения ВООПИиК

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:
  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

24
1
Сковородин17.11.2022 08:16:14
Автор почему-то сходу причисляет всех противников памятника лошади к фапающим на шар. Кто не с нами - тот против нас?
1
10
Виктор17.11.2022 08:56:35
Наконец-то здравое суждение по поводу данного макета.
29
3
Омич17.11.2022 09:58:42
Никто не подскажет: дяденька на лошади в позе "краковяк вприсядку" - это действительно Бухгольц? Просто - портретного сходства никто не знает, сидя на лошади реальный Бухгольц здесь на берег не высаживался... Или, может быть, он изображён здесь в момент покидания Омской крепости навсегда?
17
3
Омич17.11.2022 09:59:31
Никто не подскажет: дяденька на лошади в позе "краковяк вприсядку" - это действительно Бухгольц? Просто - портретного сходства никто не знает, сидя на лошади реальный Бухгольц здесь на берег не высаживался... Или, может быть, он изображён здесь в момент покидания Омской крепости навсегда?
9
11
Илья17.11.2022 10:07:05
Поставьте лошадь на шар. С потом снесите всё вместе. Будет символ примирения всех сторон.
4
0
Гражданин17.11.2022 10:37:24
Переместить в Парк 300 летия, это как на мусорку вывезти и забыть.
Зачем в Крепости установили паиятник Петру 1? Не его месте более уместен памятник основателю крепости.
А Петру 1 можно было и в центре установить.
Вообще странно у нас как то определяют места для памятников.
Кроме как бредом нельзя назвать установку на Б.Хмельницкого (парк 30 летия ВЛКСМ) стелы за памятником тыловикам. Отдельного месте не нашлось? Хотя бы с другой стороны парка, прочем зачем? Роставили на бывшей парковке и все.
24
3
активистка17.11.2022 11:05:34
Пустослов и пустобрех, уж простите за откровение. Налил воды, чтобы убедить, что все вокруг никто, люди без истории, а он с лошадиной задницей - спец, умнейший и единственный? Какая гадость.... какая гадость ваша заливная рыба, то бишь все ваши разглагольствования.
10
2
активистка17.11.2022 11:10:39
Еще момент. Символ Иртыша Речной вокзал? Который давно превратился из вокзала в дешевую развлекуху? Это символ площади? Вы ничего не попутали, любезный? Хорошо, что это позорище, кстати, "стекающее" в реку, как тут на днях высказался очередной спец, закрыто шаром. Да, он не в лучшем состоянии - так сделайте настоящий, как изначально планировали, а всадника, которого группа товарисчей так жаждет пристроить - видно уже готов, куда то деть надо - поставьте у себя во дворе. Как вариант.
30
1
Саша KB17.11.2022 11:19:21
То есть люди исчезли с площади не потому, что Речноц вокзал закрылся, не потому, что автобусную конечную ликвидировали, а потому, что их шар пугает?

Смешно и грустно, Никита Петрович. Смешно и грустно.
22
2
омичка.17.11.2022 11:38:50
То есть, если конягу поставят на площади, то немногочисленные деревья, которые сейчас растут вокруг шара и хорошо вписываются в композицию, снесут? На эскизе одинокая лавоча и цепи.. А что созерцать? унылую площадь?
20
1
омичка.17.11.2022 11:57:40
Смотрю на фото статуи Бухгольца, представленной в статье.... Весь вид Бухгольца как будто говорит: "И зачем меня сюда поставили? Сам не понимаю. Я и не хотел на этом месте город закладывать. Но так уж получилось...." Вот и руки развел- ну что теперь поделать ......
Лошадка тоже голову отвернула - и ей неловко за случившееся.

Нет не таким должен быть памятник основателям Омска!!!
4
2
Мура17.11.2022 12:14:06
Просто Никита Петрович хорошо посидел, как говорится, с Юрием Викторовичем. И затем оформил его мысли и думки по шару и коню. А если серьёзно, большинству омичей, как и мне, всё равно, что там будет стоять. Пусть будет Бухгольц, хоть территорию за счёт этого благоустроят, всё ж плюс городу.
22
1
Сковородин17.11.2022 12:20:53
омичка., если вспомнить об утере казны Бухгольцем (о чем шалмины упорно умалчивают), то памятник ему должен быть не на лошади, а в кандалах.
Так что с отцами-основателями у нас, к сожалению, всё очень и очень непросто. Отсюда и шар...
16
0
Преображенский17.11.2022 13:01:13
Омич, это Бухгольц. Он въезжает на площадь и всем своим видом говорит: "А где шар?".
6
18
Крндаков17.11.2022 13:07:14
Никита прав 100%.. Деревянный шар символ нищеты, убогости и времянщены
17
0
Автору17.11.2022 13:08:16
Авторство Шара приписывается скульптору Василию Трохимчуку. Но

Источник: https://bk55.ru/news/article/210380/
Почему приписывается, Никита Петрович? Авторство- факт, Естественно, что шар делал не Трохимчук, но идея, эскизы, чертежи - авторские. Далее -Державой назывался не Шар, а колонна с орлом, которая была установлена на площади до Шара, потом была перемещена во двор музея Искусство Омска, сейчас установлена на территории 2-й Омской крепости. Этот символ появился на площади у речвокзала, когда стало ясно, что бюст Бухгольца установить не получится, позднее появился Шар. Это временный объект, который должен был со временем выполнен в материале, задуманном автором, но смерть его остановило работу.
Идея, оригинальность художественного решения (это Вам не всадник на коне, коих тысячи...) сделали этот объект любимым и дорогим омичам. Вопрос доведения идеи до задуманного решения уперся в отсутствие денег ( на всадника они нашлись), вернее сил, которые двигали бы этот проект.
Проект Минина повтор проекта Норышева, который будет поизящнее первого. Есть силы и деньги для продвижения мининского всадника, который весьма спорен как в художественном, так и в нравственном аспектах (не плюйте в прах ушедших оно Вам вернется).
21
1
Гость17.11.2022 14:07:19
Заинтересованные лица лукавят и усиленно навязывают омичам выбор между скульптурой всадника и старым макетом шара из стеклопластика.
Но омичи, выступающие против установки всадника и не голосуют за макет шара. Речь идет об исполнение шара в долговечном материале.
10
1
ДЖОКЕР17.11.2022 14:13:49
Мляяяяя! Вот людям заняться нечем! Прицепились к шару. На фронт этих ...дунов!
7
0
йожик17.11.2022 18:14:45
Омич,
Больше на барона Мюнхаузена смахивает
"Которой же половине будем ставить памятник?
Мы думали первой.
Это будет очень забавный памятник, ваше высочество.
Своего рода символ.
Когда прозвучит фраза "И пусть она струится в душе каждого истинного германца"
из лошади польется вода."
13
0
Гость17.11.2022 19:34:55
И взор всадника обращен прямо на развлекательный центр фридмана... Очень символично..))
Пора уже заканчивать этот цырк с конями.
6
1
За чей счет банкет?17.11.2022 19:35:13
И деньги есть?
10
0
читатель17.11.2022 21:17:11
На мой скромный взгляд, ШАР, это вовсе не ШАР, а ЯДРО (снаряд для пушки) имеющее значительную убойную силу. Ядро символизирует сплоченность народа, способного дать отпор недругу.
Я за то, чтобы ШАР (ЯДРО) оставить. И оставить его на том же месте, где он находится. Макет надо заменить на полноценную скульптуру.
Что касается монумента Бухольцу, считаю уместным расположить его рядом с пушкой, той, что на берегу установлена. Нужен ли конь... сомневаюсь что конь нужен.
4
0
)17.11.2022 23:37:43
Гость, скажите, а в этом городе есть хоть что-нибудь не принадлежащее Фридманам? Откуда есть пошла эта достойнейшая омская фамилия, прибравшая к рукам всё и вся в нашем славном городке?)
1
12
Центр18.11.2022 01:21:42
За всех то Омичей не говорите, я против шара! Напоминает обгоревший спускаемый космический аппарат.
9
0
Сковородин18.11.2022 07:58:06
Центр, "петли дверные многим скрипят, многим поют".
8
0
Омич18.11.2022 08:40:04
из-за таких, как Шалмин, которые открыто ненавидят молодость и не считают всех, кроме себя, людьми, молодежь и уезжает из города. Из-за таких, как Шалмин, у города нет будущего.
11
0
Влад18.11.2022 12:06:21
Не надо поляризировать общество, снося, перевозя и тусуя памятники, особенно в момент борьбы с неонацизмом, когда от нас требуется сплоченность и единство.
11
0
Влад18.11.2022 12:12:08
Кто-то решил не восстанавливать, не реконструировать, не проводить конкур, не спрашивать мнение омичей. Кто-то не подсказал властям, что можно ничего не разрушать, а примирить позиции и найти решение, удовлетворяющее всех. Кто-то не ратует за сохранение памятников по своей должности.
В результате, если всё-таки глупость восторжествует, да - все эту трагикомедию со сносом/переносом/заменой постепенно забудут - люди у нас добрые и понимающие, но осадочек останется. Нехороший осадочек у большей части города по отношению к властям. И, как я уже говорил, молодежь запомнит то, что их не спросили, старики покачают привычно головами - нас и раньше не спрашивали. Большинство в очередной раз скривит лицо и ненависти в обществе станет чуть больше.
1
1
мимоходом18.11.2022 12:21:01
уймись, дурень!!! ты как градостроитель не состоялся давно, уже и не успеешь.
1
5
Шалмин Никита18.11.2022 17:19:44
Глубокоуважаемые анонимные злопыхатели, радует то, что каких-либо аргументов противопоставить Вы так и не смогли, их нет в Ваших комментах и личностные нападки на меня под никами и псевдонимами только подтверждают это. Вести корректный профессиональный диалог Вы не в состоянии. Что, в открытую и под своим именем слабо?
5
0
Катерина18.11.2022 17:53:18
За чей счет банкет?, не было бы денег Шалмин бы не вписался...
6
0
Омич18.11.2022 19:45:23
Шалмин Никита,
а как насчёт "Бухгольца - покидающего Омск?"
Ведь известно, что прибыл он сюда на дощанике, а не - верхом на лошади...
5
0
Юлия21.11.2022 15:04:49
Интересно, Шалмин так отчаянно продвигает мужика на коне, ему за это кто-то заплатил?) Например тот кто оплачивает этого коня.
5
0
мимоходом21.11.2022 15:55:40
Самое интересное, что подполковнику Бухгольцу не по чину конь. Конные статуи ставят исключительно царям, великим полководцам. Нашего парня джунгары пощипали, коней он сожрал, на плотах или лодках причалил к Оми, а сыр-бору на вселенское событие. И так называемый градостроитель слюной брызжет в желании уничтожить творческое творение мастера Василия Трохимчука. Завидует наверное, что до такого простого и емкое решения никогда своими мозгами не дойдет. Жалкое посмешище, а не градостроитель. Аргументы ему подавай? Шар нужно довести до ума!
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru