Во-первых, Юрий Лужков прямо заявил, что досрочные выборы, в частности выборы в Москве, есть свидетельство потери властью своего потенциала, авторитета среди избирателей. В этом случае она торопится – и объявляются досрочные выборы. Вторая причина досрочных выборов – успеть сделать больше, чем могут успеть политические противники. Сам Лужков желания участвовать в выборах мэра не испытывал.
Собственно, это и есть «во-вторых». Лужков откровенно сказал, что причина его неучастия не в том, что у него какие-то сложности со здоровьем или энергией, а в том, что он не может успешно быть мэром, пока премьером работает Дмитрий Медведев. Так, он до сих пор не может понять причин своей отставки, назвав решение тогдашнего президента «абсурдным».
ВВС цитирует недоумение Юрия Лужкова: «Утратил доверие – кого? Москвичей? Доверием москвичей я пользовался. Доверие президента? Я что, провалил экономику города? У меня что, перестали выполняться социальные программы? Что, строительство остановилось? Или в городе начались какие-то процессы, которые потребовали от Медведева принятия такого абсолютно необоснованного и скоропалительного решения? Нет, решение имело совсем другие причины. Не связанные с тем, как работала Москва, как работало правительство и как работал мэр. Эти причины, я думаю, скоро будут обнародованы, и очень интересная реакция должна быть со стороны не только москвичей, но и всех россиян. Эти причины знает сам Медведев, он их обнародовать не очень захочет, и эти причины знаю я. В любом случае работать с таким премьером я не хочу».
В-третьих, Юрий Михайлович четко разделил тандем на две неравные части в пользу Путина. По его словам, никакого знака равенства между Путиным и Медведевым даже близко поставить нельзя. Это разные фигуры, разные уровни государственного мышления. В частности, он припомнил Медведеву слова про выборы на Кавказе, назвав их «плевком в адрес целого народа». Медведев, по его словам, как-то заяавил, что, мол, центр не будет вводить альтернативные выборы везде, где народ еще не готов. Это вызвало бурную реакцию, в частности, ингушей, которые не понимают, почему они «готовы» выбирать депутатов и президента, но «не готовы» выбрать главу региона.
Под конец Лужков поведал, что стал фермером, поднимает хозяйство в Калининградской области и лично работает за старым комбайном. Но оказалось, что грязь сельскохозяйственная гораздо чище и приятней грязи политической. По его словам, во времена президентства Медведева российская политика была грязной, по крайней мере по отношению к нему.
Игорь Федоров